ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Потеева П.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет что, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для использования расходных обязательств муниципального образования.  

Доходы бюджета Усть-Джегутинского муниципального района формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основная часть доходов муниципального района состоят из собственных.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Собственные доходы бюджетов субъектовРФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, оказание финансовой помощи местным бюджетам из бюджета субъекта может быть осуществлено в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии.

Доходы бюджета муниципального района формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Карачаево-Черкесской республики о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Собрания депутатов Усть-Джегутинского муниципального района о налогах и сборах.

 

Таблица 1 - Доходы бюджета Усть-Джегутинского муниципального района за 2012-2014 гг.1

         

Наименование показателя

Исполнено - бюджет муниципального района, тыс. руб.

Темпы роста доходов по отношению к отчетному 2014 г.

Удельный вес к всего доходам, %

   

2012

2013

2014

2012

2013

2012

2013

2014

   

Доходы бюджета – Всего

703 860 879

735 505 004

792 985 568

112,66

107,82

100

100

100

   

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

94 223 138

108 912 770

90 562 550

96,11

83,15

13,38

14,81

11,42

   

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

52 705 752

65 003 143

37 800 424

71,72

58,15

7,49

8,84

4,77

   

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

5 923 524

3 846 814

3 942 184

66,55

102,48

0,84

0,52

0,50

   

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

20 141 690

21 888 011

23 272 990

115,55

106,33

2,86

2,98

2,93

   

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

1 919 135

2 757 336

4 218 661

219,82

153,00

0,27

0,37

0,53

   

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

4 085 025

2 621 905

2 873 743

70,35

109,61

0,58

0,36

0,36

   

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

6 275 034

7 324 557

11 111 622

177,08

151,70

0,89

1,00

1,40

   

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

870 385

3 581 398

6 066 503

696,99

169,39

0,12

0,49

0,77

   

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

633 687

225 943

137 860

21,76

61,02

0,09

0,03

0,02

   

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

1 668 900

1 663 659

1 138 559

68,22

68,44

0,24

0,23

0,14

 

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

609 637 741

626 592 233

702 423 017

115,22

112,10

86,62

85,19

88,58

 

ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

500 174

1 044 118

1 533 950

306,68

146,91

0,07

0,14

0,19

 

По данным таблицы 1 видно, что за период с 2012 по 2014 годы в доходах местного бюджета Усть-Джегутинского муниципального района преобладают средства в виде финансовых безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета. Доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот, имеет рост с 609637741тыс.руб. до 702423017 тыс.руб. По фактическим данным их удельный вес колеблется от 86,62% в 2012 г. и до 88,58% в 2014 г.

Суммы налоговых и неналоговых доходов незначительны по сравнению с безвозмездными поступлениями, и составляли в 2012 году 94223138 тыс.руб., в 2013 году увеличились на 14689632 тыс.руб., составив 108912770 тыс.руб., а в 2014 году снизились до 90562550 тыс. руб. Анализ показывает, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета составил в 2012 году – 13,38%; в 2013 году – 14,81%; в 2014 году -11,42%. Это говорит о том, что собственных доходов бюджета муниципального района недостаточно для осуществления ряда полномочий на проведение необходимых расходов.

Если смотреть на доходы бюджета всего, то нужно отметить, что бюджет Усть-Джегутинского муниципального района с 2012 по 2014 годы в целом увеличился с 703860879 тыс.руб. до 792985568 тыс. руб. Темпы роста доходов по отношению к 2012 году в 2014 году составили - 112,66%, в 2013 году - 107,82.

В настоящее время в России одной из острых проблем, стоящих на пути экономического развития страны и отдельных ее территорий, является дефицит доходов муниципальных образований и, следовательно, проблема сбалансированности местных бюджетов. Доказательством тому являются статистические данные: в 2012 году 55% муниципальных образований имели дефицит бюджета, в 2013 году их количество увеличилось и составило 64%. На 2014 год уже 77% муниципальных образований утвердили свои бюджеты с дефицитом, причем некоторые из них имеют дефицит, превышающий предельно допустимый уровень. В Бюджетном кодексе Российской Федерации прописано: «размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ». 2

Причем в доходах, поступающих в бюджет муниципального образования, более 50% составляют межбюджетные трансферты. Следовательно, уровень дефицита, который относится к малозначимым налоговым и неналоговым доходам, выше предельно допустимого, поэтому законность и обоснованность утвержденного размера дефицита местных бюджетом можно поставить под сомнение.

По мнению специалистов, изучающих вопросы формирования местных бюджетов, местные налоги не являются основополагающими и изначально недостаточны для покрытия всех затрат муниципального образования.

Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы.

Препятствия для эффективного поступления неналоговых доходов в бюджет заключаются в проблеме сбора этих доходов, в связи с неравномерностью их распределения и трудностями при прогнозах, так как многие источники являются разовыми (доходы от пользования имуществом муниципальных образований, продажа материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные взыскания, плата за нанесенный ущерб и т. д.).

Поступления в бюджет неналоговых доходов являются лишь частью доходной базы муниципальных образований, но служат дополнительным источником ее формирования и усиления экономической независимости. Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.

В заключение можно отметить, что проблемы бюджетов муниципальных образований связаны и с доходами, и с расходами. Расходная часть значительно превышает доходную. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местных бюджетов, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в действующей редакции)

  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013

  3. Пояснительная записка об итогах исполнения бюджета Усть-Джегутинского муниципального района за 2012-2014 год.

1 Составлено и рассчитано автором. Источник данных: материалы Администрации Усть-Джегутинского муниципального района о бюджетах за 2012-2014 гг.

2 ст. Бюджетного кодекса Российской Федерации

3

Просмотров работы: 1519