ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Семенов Д.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире инновационный вектор развития справедливо рассматривается в качестве важнейшего фактора повышения потенциала и конкурентоспособности экономических систем любого уровня управления. Проблемы стимулирования инноваций являются объектом реализации целенаправленной государственной политики, находят глубокую проработку в экономической литературе, активно обсуждаются на страницах публицистических изданий. Актуальность постоянного обновления различных сфер жизнедеятельности общества вывела инновации далеко за пределы отдельных избранных отраслей и производств, обозначив их как необходимый приоритет функционирования любого ориентированного на долгосрочную перспективу субъекта хозяйствования, независимо от его масштабов и сферы приложения капитала.

Вместе с тем, выбор инновационного пути сам по себе не гарантирует эффективности механизма его реализации. Видовое разнообразие риска, неизбежно сопровождающего хозяйственную деятельность, сегодня дополняет особый феномен – инновационное поведение, оценку которого в значительной степени ограничивает отсутствие опыта прошлого. В этой связи ключевое значение в процессе управления инновациями приобретает качественный анализ тех причинно-следственных связей и результатов их влияния, которые могут замедлить процесс или ухудшить эффект от внедрения инноваций.

Инновационное поведение связано с внедрением нестандартных решений, изменяющих в той или иной степени систему социальных отношений на различных уровнях организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений, которые затрагивают сложившуюся систему интересов, и поведенческих стереотипов.

Для начала, рассмотрим понятие инновации. Так, согласно общему определению, инновация представляет собой изменение свойств объекта, путём нововведений. Инновация подразумевает определённые реформы, направленные на совершенствование рабочего процесса в той или иной сфере деятельности.

Инновацию следует рассматривать как принципиально новое решение или свежая идея в области технологий, а также техники управления и организации труда. Инновационный процесс основан на использовании передового опыта и современных достижениях науки. Цель инновации, как правило, заключается в повышении качественных характеристик, что позволяет создать производство максимально эффективным. Другими словами, инновация – это внедрение в работу передовых решений, которые помогают не только улучшить процесс, но и достичь желанных результатов.

Американский специалист в области менеджмента М. Хамлер [10] определяет инновацию как конечный результат новаторской деятельности, воплотившийся в виде усовершенствованного технологического процесса или продукта, который был внедрён на рынок. Её девиз: «иное и новое». Он характеризует это понятие как многоликое и разнонаправленное. Области инноваций – это все секторы экономики. Например, в сфере услуг – это новшество в самой услуге, её потреблении, предоставлении и производстве, а также в поведении персонала .

Переходя непосредственно к предмету исследования данной статьи, следует отметить, что нновационное поведение представляет собой инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления инноваций социальных и относясь к активным типам поведения, данный поведенческий тип выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества.

Как правило, инновационное поведение, обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития соответственно вложенным усилиям. Когда же действие объективных социально-экономических механизмов подвергается жесткому искусственному ограничению со стороны управляющих надсистем (например, государства), то в этой ситуации существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное.

Как верно отмечает российский специалист в области инноваций А.И. Пригожин [8], - главная характеристика инновационного поведения – это деятельное самосознание человека или группы, то есть, понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования. Автор представляет субъектность как единство осуществления целей в одном лице. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения.

Инновационное поведение, как верно отмечает российский специалист в области менеджмента И.Р. Харитонов [11], - это функциональная система творчества, которая обусловлена инновационным потенциалом личности или сообщества, включающим способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного опыта и творческие стремления личности или коллектива по преобразованию действительности.

Инновационному поведению свойственны следующие характеристики:

- целенаправленность, умение предвосхищать результаты;

- ориентированность на преодоление возникающих препятствий;

- гибкость, подразумевающая адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку;

- сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

- настойчивость, но не переходящая в агрессивность;

- направленность на достижение успеха

- созидательность.

Российские исследователи Е.И. Каменкова, В.Ю. Зинченко, Э.В. Галажинский [4], отмечают, что «инновационное поведение - это не только способность человека генерировать и реализовывать качественно новые идеи, но и максимальное развитие своей индивидуальности и самоактуализацию, проявление инновационного потенциала каждого отдельного субъекта...»[5].

По мнению В.Е. Клочко [5], инновационное поведение - это комплексный феномен, который основывается как на способности и готовности человека к генерированию и внедрению новых идей, так и способности раскрывать и реализовывать свой творческий потенциал. В связи с тем, что наибольший интерес сегодня занимает проблема инициации инновационного поведения, с нашей точки зрения понимание методологических оснований проблематики и содержания понятия инновационное поведение позволит подойти к проблеме выявления факторов, инициирующих проявление инновационного поведения в профессиональной деятельности. В качестве основной тенденции изучения проблемы инновационного поведения должна выступить интеграция разных подходов разрабатываемых как зарубежными, так и отечественными учеными. В связи с этим изучение проблемы инновационного поведения также было бы более комплексным при реализации возможности учета проявления инновационного поведения в аспекте разных культур.

Целенаправленность, умение предвосхищать результаты, подразумевает то, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При инновационном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия так, что они позволяют приблизиться к намеченным целям.

Ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу, подразумевает способность к рациональному анализу возникающих затруднений и, если эти самые затруднения представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), то человек тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть.

Гибкость, подразумевающая адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку, подразумевает способность ориентироваться в ситуациях новизны и неопределенности, способность оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость может проявляться в общении. Человек, проявляющий инновационное поведение способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он в зависимости от ситуации общения может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют.

Сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять эти эмоции внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности), он готов взять их под контроль.

Настойчивость, но не переходящая в агрессивность. В данном случае, человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей.

Направленность на достижение успеха, а не на избегание неудачи. Как правило, при инновационном поведении, личность способна центрироваться на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, а не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу.

Человек, проявляющий инновационное поведение, отличается созидательностью. Он не тратит силы на борьбу с кем или чем-либо, а вместо этого создает то, что считает нужным. Как в бизнесе, так и в учебной, трудовой деятельности, в коммуникации побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они.

Инновационный поведенческий процесс, как правило, подразделяется на шесть типов:

1) инноваторы;

2) сторонники нововведений;

3) колеблющиеся по отношению к нововведениям;

4) нейтралисты;

5) скептически настроенные;

6) консервативно относящиеся к нововведениям.

Инноваторы – это инициаторы, которые предлагают и отстаивают собственные идеи, причем часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их. Они не всегда видят реальные возможности для внедрения предложений, потому, что уже увлечены новым.

Сторонники нововведений – это те, кто очень быстро воспринимает новое, когда убеждаются в его важности. Именно на них необходимо опираться руководителю, если он хочет, чтобы инициативные предложения были внедрены.

Колеблющиеся по отношению к нововведениям – это работники, которые либо недопонимают их значимость, либо видят больше «минусов», чем «плюсов». Им бывает трудно оценить нововведение, поскольку они плохо понимают его смысл или, наоборот, легко оценивают как противоречивое, стремясь разглядеть в первую очередь то, что не соответствует принятым меркам. Чаще всего эти работники являются эрудированными, а потому к их мнению всегда прислушиваются и остальные.

Нейтралисты - это те, кто безразлично относится к новым предложениям. Но принцип безразличия тоже может быть определенной позицией: если они никак не относятся к новым идеям, то это свидетельствует о том, что они не поддерживают новое. При некоторых условиях они могут занять конформистскую позицию, попадая под влияние тех, кто только делает вид, что перестроился, а на самом деле хочет оставить все старое. Поэтому руководителю важно понимать, при каких условиях они могу выступить против внедрения инноваций в деятельность организации.

Скептически настроенные – это те работники, которые ищут в нововведениях прежде всего негативные последствия. Однако они, как правило, не предпринимают никаких практических шагов, чтобы помешать. Со временем они могут принять нововведения как нечто неизбежное, но все же под давлением мнений большинства. Поэтому руководитель, опираясь на команду единомышленников, может сформировать сильное позитивное мнение по отношению к нововведениям, которое заставило бы скептиков по-новому посмотреть на проблемы их внедрения.

Консервативно относящиеся к нововведениям - это те, кто оказывает сопротивление новому. У них доминирует традиционализм при восприятии нововведений. Они могут воспринимать новое только тогда, когда оно становится традицией. Характер мышления не позволяет им ориентировать себя на новое, а поэтому они уютнее чувствуют себя в спокойной, привычной обстановке.

Отметим, что, в зависимости от разнообразия позиций работников по отношению к нововведениям, руководитель вырабатывает для себя определенную тактику делового поведения на всех стадиях разработки и внедрения инновационной программы. Кроме того, перед ним встает проблема открытости и закрытости инновационных коммуникаций из-за опасности разглашения информации, представляющей коммерческую тайну. Поэтому внедрение такой программы требует принятия вместе со службой безопасности определенных норм поведения.

Таким образом, инновационное поведение подразумевает поведенческие отличия человека или группы людей, направленные на освоение новых способов деятельности. Инновационное поведение, как правило, направлено на повышение эффективности действий человека или группы людей, путём использования нестандартных действий.

Далее, перейдём к рассмотрению проявлений инновационного поведения.

Направленность инновационной активности определяется ее эмоционально-оценочным отношением к нововведениям в деятельности, уровнем восприимчивости инноваций. Проявления инновационного поведения также обладают своей спецификой. Отношения в процессе совместной деятельности и межличностного психического взаимоотражения формируют социально-психологические отношения, пронизывают функциональные, организационные, экономические и другие отношения. Социально-психологические отношения выступают и как интегративный, стимулирующий фактор, преломляющийся в совместной деятельности. Индивидуализированное отношение субъектов инноваций друг к другу, к содержанию инновации и порождаемым изменениям может проявиться в поведении в новаторских, активных действиях, суждениях, представлениях, настроениях, ожиданиях, представляет собой специфический сплав сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, систематизированного и бессистемного. Такое поведение активно влияет на процесс становления нового. Однако, в современных условиях ограничений со стороны управляющих надсистем (например, государства) существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное.

Как правило, в инновационный период сотрудники организации социально-культурного сервиса могут стать не только сторонниками инновации, но и ее противниками. Из этого, возникают два возможных сценария поведения работников в период нововведений: это восприятие (одобрение) инновации и сопротивление инновации. И первая, и вторая позиция в отношении инновации обусловлены определенными причинами. Организационное восприятие соотносится с явлением адаптации к изменениям, а восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер.

Инновационное поведение означает одобрение инноваций сотрудником организации. Отличаясь инновационным поведением, человек способен адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения - потери социальных преимуществ. Всё это подразумевает инновационное восприятие человека. Инновационное восприятие может развиваться у индивида в процессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий. Инновационную возможность можно определить как особое представление субъекта, связанное с переживанием благоприятно складывающейся для него ситуации и субъективной оценкой вероятности нововведения своих социальных параметров в лучшую сторону. Исследователи нововведений акцентируют внимание на том, что инновация включает процесс эмпатии или идентификации. Здесь индивид представляет себя в качестве потребителя инновации - им моделируется ситуация, в которой он принимает инновацию и обретает некоторый опыт. От природы инновации зависит характер убежденности. Если в результате инновационного процесса индивид решает установить определенную связь с инновацией на более-менее постоянной основе - инновация будет одобрена. Плодотворность процесса принятия решения часто обусловлена наличием обдуманных планов и стратегий, вырабатываемых другими агентами нововведений, определяется личностью, ее созидательными способностями и базовыми потребностями.

Человек, отличающийся инновационным поведением, стремится к непрерывному саморазвитию и совершенствованию себя и своей действительности, изучая и практикуя что-либо новое. Если речь идёт о группе граждан, то инновации в их поведении, проявляются в том, что эти люди отличаются сплочённостью. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

Исследователь В.Н. Белов [1] отмечает, что инновационные процессы в поведении, также, проявляются в виде желания сотрудников реализовывать новые идеи, предложения и т. д. Это всё, как правило, зависит от их восприятия своей роли, с одной стороны, и возможности оказывать влияние на профессиональную деятельность и ее результаты – с другой. Как полагает автор, работник организации вкладывает большие усилия в инновационную деятельность, разработку, внедрение новых идей при условии наличия контроля над происходящими событиями.

Таким образом, инновационное поведение проявляется в том, что сотрудники применяют новые методы и приёмы, осуществляя профессиональную деятельность в условиях организации, стремятся к достижению единой цели. Отличаясь инновационным поведением, сотрудники организации, оказывают помощь в повышении качества деятельности своей компании за счет способности генерировать новые идеи и реализовывать их для того, чтобы производить более качественные продукты, предлагать профессиональный сервис и улучшать рабочий процесс.

Далее, рассмотрим классификацию компаний социально-культурной сферы по типу инновационного поведения

Компании по-разному участвуют в инновационных процессах, их деятельность различается по степени активности действий.

Российский ученый Л.Г. Раменский [9] предложил классифицировать предприятия и компании по четырем типам инновационного поведения:

предприятия-виоленты (виолентное поведение);

предприятия-патиенты (патиентное поведение);

предприятия-эксплеренты (эксплерентное поведение);

предприятия-коммутанты (коммутантное поведение) .

Аналогичная классификация предложена швейцарским экономистом Х.Фризевинкелем [2], который проводит аналогию инновационного поведения компаний с поведением в животном мире:

виоленты - львы, слоны, бегемоты;

патиенты - лисы;

эксплеренты - ласточки;

коммутанты - мыши.

Виолентное поведение характерно для крупных компаний, обладающих большими ресурсами, они действуют на рынке с позиции силы, выделяют много средств на исследования и разработки, маркетинг и сбытовые сети. Компании-виоленты встречаются во всех отраслях, многие из них являются транснациональными. По этапу в динамике своего развития их называют: «гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты».

«Гордые львы» - компании, для которых характерен самый динамичный темп развития с четкой концентрацией на узком, но массовом и перспективном ассортименте продуктов высокого качества и по доступным ценам, они вкладывают большие средства в создание мощных научно-исследовательских структур. Однако потенциал роста сегмента рынка, в котором сформировался «гордый лев», рано или поздно заканчивается, и он переходит на позицию «могучего слона».

«Могучий слон» характеризуется менее динамичным развитием, но более диверсифицированной структурой. В этом состоянии фирма может существовать долгие годы, ее устойчивость обеспечивается большими размерами, диверсификацией и возможным наличием широкой международной сети. При появлении новинки на рынке «могучие слоны» начинают действовать только тогда, когда успех новинки уже очевиден и, обладая мощным финансовым и производственным потенциалом, оттесняют фирмы-новаторы на второй план и получают максимальную коммерческую выгоду от нововведения. В связи с тем, что успешно развиваются лишь отдельные направления бизнеса, созидательный момент такой фирмы постепенно снижается, и она превращается в «неповоротливого бегемота».

«Неповоротливый бегемот» - компания, чрезмерно увлекшаяся диверсификацией, распылившая свои силы и утратившая динамику развития. По различным причинам компания утрачивает возможность получать соразмерную прибыль и иногда становится убыточной.

Если виоленты - это крупные компании, то патиенты («хитрые лисы») могут быть малыми, средними и изредка крупными. Стратегия этих компаний заключается в том, что они занимают свою нишу - узкий сегмент рынка, ориентируясь на тех потребителей, которым не подходит массовая продукция. Запас конкурентоспособности при этом обеспечивается благодаря высокой потребительской ценности продукта. Постепенно фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой нише, отсекая конкурентов. У таких фирм жизнеспособность и возможность развития сохраняется до тех пор, пока существует сегмент рынка или есть спрос на продукт.

Компании-патиенты в силу своей эффективности являются привлекательным объектом для поглощения фирмами-виолентами. Прямая попытка проникнуть в нишу рынка, контролируемую «хитрой лисой», может привести к значительным, а иногда и непоправимым потерям, поэтому поглощение является практически единственным вариантом доступа к патентам, ноу-хау, специализированной бытовой сети. Даже после попадания в подчинение виолентов патиенты обычно сохраняют высокую степень автономности. Избежав поглощения, они могут развиваться по двум направлениям: первое – умеренный рост или стагнация вместе с занимаемой нишей, второе – изменение стратегии и превращение в виолента.

Компании-коммутанты «мыши» – это, как правило, мелкие фирмы, приспособленные к условиям местного спроса, они заполняют ниши, по тем или иным причинам не занятые виолентами, патиентами или эксплерентами. Удовлетворяя локальные потребности и индивидуальный спрос, они выполняют объединительную роль, связывая экономику в единое целое. Поэтому их назвали коммутантами. Они способствуют расширению и ускорению инновационного процесса, выполняя двоякую роль: с одной стороны, содействуют диффузии нововведений, а с другой - их рутинизации. Мелкие фирмы содействуют продвижению нововведений путем имитационной деятельности. Коммутанты получают значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, которая вывела товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое. Мелкое подражательное производство оказывается эффективнее крупного, обеспечивая качество, практически совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм, но дешевле. Коммутанты наиболее распространены в таких отраслях (швейная, мебельная отрасли), где патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (фармацевтика, электроника) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара, что дает возможность участвовать в процессе распространения, вполне законно копируя лучшие разработки известных фирм. Коммутанты традиционного типа сохраняют небольшие размеры. Их расширение вызывает необходимость смены стратегии, вероятнее всего, на патиентную.

Таким образом, по типу инновационного поведения, организации подразделяются на виолентов, патиентов, эксплерентов и коммутантов. Каждый тип характеризуется определённой стратегией развития организации, и по-своему эффективен. То, какой тип инновационного поведения избирать организации, зависит прежде всего, от размера организации, отрасли, в которой функционирует организация, а также, от ситуации на рынке.

Далее, рассмотрим особенности инновационного поведения сотрудников сферы социально-культурного сервиса и туризма.

На развитие инновационной деятельности организаций, осуществляемых свою деятельность в сфере социально-культурного сервиса и туризма, оказывают влияние следующие факторы:

- экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

- политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);

- организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);

- социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).

Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

По мнению Н.Ю. Крутикова [6], при анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций; к их числу отнесем следующее:

- общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;

- действия исполнительных органов власти по поддержке развития социально-культурного сервиса и туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;

- интенсивность и масштаб конкуренции;

- состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);

- возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

- период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках .

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды организации.

Внутренняя среда организации представляет собой совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации - совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс. Операционная часть организации представляет собой совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.

Подобная структура внутренней среды позволяет выделить состав объектов управления, но не дает ответа на вопрос о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет. Это ресурсы организации – персонал, оборудование, организация корпоративной культуры и т. д.

Так, при разработке нового или усовершенствованного туристского продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций. SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом - это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию - это фактор внешней среды.

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует только после познания и изучения форм и методов работы, как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько следующих характеристик:

- растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;

- насыщение многих классических и традиционных направлений поездок;

- опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

- обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;

- необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);

- гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;

- технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

- переход от экономики предложения к экономике спроса .

В сфере социально-культурного сервиса и туризма, инновационная деятельность базируется на следующих трёх направлениях:

1) внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий, кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников). Рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития организации).

2) маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;

3) периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

Для предприятий и организаций, функционирующих в сфере социально-культурного сервиса и туризма, характерны такие типы инновационного поведения, как «патенты». То есть, эти предприятия ориентированы на определённый сегмент потребителей – туристов. Так, пока имеет место спрос на туристские услуги, эти организации существуют и функционируют. Для таких предприятий, как правило, характерна низкая конкуренция, высокая устойчивость компании.

Руководителям предприятий социально-культурного сервиса и туризма, являющихся инноваторами, свойственно предлагать и отстаивать собственные идеи, относительно нововведений в данной области. Отметим, что при этом. Они часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их. Они не всегда видят реальные возможности для внедрения предложений, потому, что уже увлечены новым.

Специалисты в области маркетинговых коммуникаций, работающие в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере социально-культурного сервиса и туризма, как правило, используют современные информационные технологии, с целью продвижения услуг, размещая рекламную информацию о предлагаемых услугах, в сети Интернет (на досках объявлений, форумах и т. д.). Это даёт возможность привлечения наибольшего числа потенциальных клиентов.

Таким образом, особенности инновационного поведения сотрудников сферы социально-культурного сервиса и туризма, заключаются в том, что эти сотрудники используют инновации для создания нового или изменение существующего продукта, на совершенствование туристических, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности. Сотрудники объектов социально-культурного сервиса и туризма, отличаясь инновационным поведением, склонны к воплощению новых идей, относительно туристических и гостиничных услуг и т. д. Они способны быстро воспринимать новшества, поэтому именно на них необходимо опираться руководителю, если он желает, чтобы инициативные предложения были внедрены. Предлагаемые новые идеи подразумевают изменение свойств туристского продукта, под нужды потребителя, новые способы расширения целевой аудитории и т. д. Всё это позволяет организации, укрепить свои позиции на рынке услуг.

Список использованной литературы:

1. Белов В. Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России [Текст]. / В. Н. Белов // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2011. – №15 – С. 16-19.

2. Браун Р. Инновационная деятельность: природа и сущность (перевод с немецкого) [Текст]. / Р. Браун. – М.: Зарубежная литература, 2012. – 262 с.

3. Инновационный менеджмент [Текст]. / Под ред. Ильенковой С. Д. – СПб.: Питер, 2012. – 332 с.

4. Каменкова, Е.И., Зинченко, В.Ю., Галажинский, Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ [Текст]. / Е. И. Каменкова, В. Ю. Зинченко, Э. В. Галажинский. – М.: Норма, 2011. – 237 с.

5. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения [Текст]. / В. Е. Клочко. – СПб.: Нева, 2012. – 154 с.

6. Крутиков, Н. Ю. Особенности управления инновационной деятельностью организации [Текст] / Н. Ю. Крутиков. – М.: Проспект, 2011. – 300 с.

7. Мексон А. Основы менеджмента [Текст]. / А. Мексон. – М.: Зарубежная литература, 2011. – 502 с.

8. Пригожин, А. И. Методы развития организаций [Текст]. / А. И. Пригожин. – М.: МЦФЭР, 2013. – 863 с.

9. Раменский, Л.Г. О принципиальных установках, основных понятиях и терминах производственной типологии инноваций [Текст]. / Л. Г. Раменский // Наука и общество. – 2012. – №5. – С. 25-40.

10. Хамлер, М. Приёмы инновационного менеджмента (перевод с английского) [Текст]. / М. Хамлер. – М.: Зарубежная литература, 2012. – 342 с.

11. Харитонов, И. Р. Инновационный менеджмент. Учебное пособие [Текст]. / И. Р. Харитонов. – СПб.: Союз, 2011. – 313 с.

Просмотров работы: 3241