НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ У ДЕТЕЙ

Доценко А.И. 1, Черепкова Н.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время большой проблемой является непросвещенность родителей в вопросах о нарушениях речи и их последствиях у ребенка.

Нарушения речи – это термин для обозначения отклонений от речевой нормы, которая принята в данной языковой среде. Нарушение речи может полностью или частично препятствовать речевому общению и ограничивать возможности социальной адаптации человека. Именно поэтому так важно говорить о правильном подходе к воспитанию речевой нормы у ребенка.

О необходимости профилактики речевых нарушений у детей указывали в своих работах такие специалисты как Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и многие другие.

Изначально речь формируется под влиянием речи взрослых, поэтому зависит от таких факторов, как необходимость достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые требуются с первых дней жизни [2, с.22].

Так как речь развивается в процессе онтогенеза вместе с умственным и физическим развитием, она служит показателем общего развития ребенка. Именно поэтому необходимо уделять развитию речи столь пристальное внимание. Понимание закономерностей развития речи может помочь вовремя заметить у ребенка отставание и раньше обратиться к специалистам [2, с.23].

В большинстве случаев родители считают, что нарушения речи – это не такая серьезная проблема, с которой следует немедленно бороться. Родители считают, что ребенок просто перерастет данный дефект, что звуки, которые он не может произнести, со временем сами появятся. Часто наличие похожего речевого дефекта у одного из близких родственников дает повод думать родителям, что данный дефект не достаточно серьезная проблема, требующая исправления.

На развитие речи ребенка может отрицательно повлиять отсутствие речевой среды, когда родители не считают нужным разговаривать с ребенком в первые годы жизни.

Негативное влияние на развитие речи детей может оказать речь родителей, переполненная уменьшительно ласкательными производными слов, звукоподражанием и словами паразитами.

Отрицательно сказаться на развитии речи ребенка может постоянная шумная речевая обстановка в доме. В таких условиях ребенок не может должным образом прислушиваться к речи окружающих, в подобной обстановке ему тяжело услышать даже то, что он сам пытается произнести. Вследствие этого, процесс развития речи может быть либо замедлен, либо искажен.

Все эти факторы, является частью обыденной жизни многих семей в нашей стране. Но в большинстве случаев они приводят к тем или иным речевым дефектам, которые впоследствии могут стать причиной заниженной самооценки ребенка или негативно повлиять на умственное развитие.

Знание каждого этапа речевого развития ребенка, каждого «качественного скачка» может помочь заметить те или иные отклонения. Знание законов развития речи в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить процесс обучения и воспитании [2, с.23].

Чтобы добиться подобного уровня знаний у родителей, необходимы определенные меры.

Работа логопеда в детских садах не должна ограничиваться контактом с родителями, чьи дети находятся в логопедических группах. Необходимо просвещение всех родителей в вопросах о нарушениях речи, вне зависимости от того, имеет их ребенок нарушения на данном этапе развития или нет. Такая процедура поможет родителям обратить внимание на те аспекты воспитания и обучения, которые ранее не учитывались или не затрагивались.

Логопеду необходимо проводить тщательную работу по логопедическому воздействию [1, с.16].

Дефекты речи встречаются практически у каждого второго. Такие легкие формы нарушений речи, как то, что человек не выговаривает, например, сонорные звуки или африкаты, встречаются чаще остальных, но тем не менее все равно являются нарушением и требуют коррекции. И именно для того, чтобы не допускать увеличения числа таких людей, требуется проводить профилактическую работу среди подрастающего поколения и просветительскую работу среди родителей.

Список литературы:

1. Волосовец Т.В. Фомичева М.Ф. Кутепова Е.Н., Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – Москва: Просвещение, 1989. – 221 с.

Просмотров работы: 789