ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Голубева П.Д. 1, Алексеева М.Ю. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема выбора пути развития культуры в России волновала умы не только XIX столетия, но и по сей день является неисчерпаемым источником для дискуссий.

Спор о судьбе будущего нашей страны ведется еще с 40-х гг. XIX века. Этот вопрос освещался с двух противоположных друг другу сторон: с позиции самобытности, независимости и обособленности русской культуры и пути исторического развития России. Это направление представлялось таким идейным течением как славянофильство. В противовес ему выступали западники с собственным видением обстановки в стране. С позиции западничества существовала необходимость европеизации России, заимствования опыта исторического развития других стран, в особенности в области культуры.

Течение славянофилов в основном представляли поэты, философы, публицисты. Основоположником раннего славянофильства является А. С. Хомяков. В своей статье «О старом и новом» изданной в 1839 году, им были сформулированы основные теории, начинавшего свое зарождение, литературного и религиозно-философского течения русской общественной мысли. Им были намечены следующие вопросы: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?» [2]. Наиболее полную концепцию славянофилов разработал К. С. Аксаков. «Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами» - так пишет он в своем труде «О русском воззрении» 1856 года. [1]

Обострению разногласий западничества и славянофильства положило начало «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, в котором автор дает критическую оценку православию, противопоставляя его христианству Запада и сетуя на сохранение крепостной зависимости среди крестьян.

И те и другие являлись сторонниками перемен в государстве. Западники были убеждены, что основываясь на опыте развития западных стран, Россия способна обогнать их и даже уйти далеко вперед. Для славянофилов же достижение успеха в развитии основывалось на трёх столпах: православии, самодержавной власти и народности.

Хотя в итоге Россия и выбрала путь Запада, в славянофильстве и западничестве произошло своеобразное «сращение» идей. Поэтому нельзя говорить о полном их противопоставлении друг другу.

Своей деятельностью в прошлом эти два направления русской общественной мысли привлекли немалый интерес к судьбе русского народа, имеющий отголоски в настоящем.

Литература:

  1. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981.

  2. История России с древности до наших дней /под ред. Зуева М.Н.-М.: Высшая школа, 1997 г.

Интернет-источники:

  1. http://www.pravmir.ru/aleksej-xomyakov-filosof-russkoj-samobytnosti/

  2. http://az.lib.ru/a/aksakow_k_s/text_0150.shtml

Просмотров работы: 897