ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евстифеев А.С. 1
1ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность настоящей работы предопределена тем, что предпринимательская деятельность явление сложносоставное и его правовое регулирование также неоднородно.

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности представляет собой определенную систему, поскольку в объем понятия предпринимательская деятельность входят правоотношения, опосредованные регулированием деятельности большого числа субъектов права, которые в той или иной степени вовлечены в хозяйственно-экономическую деятельность.

Определенную сложность в вопросы правового регулирования таковой вносит то обстоятельство, что указанная деятельность разнообразна по видам и крайне разнообразна по субъектному составу.

В развитие этого положения гражданского права принимаются и иные отраслевые нормативно-правовые акты.

Например, нормативно-правовой основой развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с 1 января 2008 года стал Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 209-ФЗ).

Исходя из содержания ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует сделать вывод, что классификацию субъектов малого бизнеса законодатель проводить в зависимости от нескольких критериев.

В частности, исходя из критерия организационно-правовой формы, к субъектам малого и среднего бизнеса могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Однако вновь на первый план выступают нормы Гражданского Кодекса РФ, поскольку, в свою очередь коммерческие организации также подразделяются на подвиды (п.2 статьи 50 ГК РФ):

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- крестьянские (фермерски) хозяйства;

- хозяйственные партнерства;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые исключены из числа субъектов малого предпринимательства в силу специфики имущественного положения.

Однако для приобретения статуса субъекта малого бизнеса все перечисленные хозяйственные организации должны обладать дополнительными, перечисленными в законе признаками.

В частности, юридические лица суммарная доля участия в которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) за некоторым исключением не должна превышать двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая.

В целом же, в мировой практике, как показывает даже краткий анализ нормативных актов и научной литературы, применяется более 50 критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к участникам малого и среднего бизнеса или вариантов группирования критериев в определенные схемы.

В настоящее время в научной литературе выдвигается концепция признания предпринимательского права обособленной отраслью права[1].

В целом в научной литературе отмечается наличие огромного числа утверждений о наличии в системе права РФ самых разнообразных отраслей, количество которых переросло за сотни. Среди них: страховое право, инвестиционное, природоресурсное и природоохранное, банковское предпринимательское и многие - многие другие. Выдвигаются тезисы о признании отраслью права таких как: строительное право, медицинское[2], право спортивное, транспортное[3], информационное[4].

Однако каких-либо весомых аргументов с точки зрения классических и общепринятых признаков отрасли права авторы многочисленных идей, как правило, не приводят, ограничиваясь обобщенными и абстрактными доводами.

Рассмотрим для примера некоторые идеи выделения группы норм права в отрасль, которые выдвигаются в современной литературе.

Так в частности, Сердюков А.В. утверждает, что есть основания признать наличие спортивного права как отрасли[5].

Сторонники медицинского права как отрасли Г. Стеценко, А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров считают, что «медицинское право – это комплексная отрасль права[6].

Сфера же медицинской деятельности, по нашему мнению, безусловно, включает в себя трудовые правоотношения, правоотношения о высшем образовании, уголовно-правовые отношения и другие.

Как мы видим, авторы дефиниций на наш взгляд недостаточно приводят аргументов для обоснования комплексных отраслей права.

По мнению Фархутдинова И.З. и Трапездникова В.А. инвестиционное право воплощается в своеобразных, присущих только данной отрасли, формах и методах правового регулирования. Его отраслевые методы, составляющие комплексный механизм правового воздействия и обеспечения, основаны на двух элементарных началах - централизованном и диспозитивном регулировании[7].

По мнению сторонников страхового права, предмет этой комплексной отрасли российского права представляют правоотношения в сфере страховой деятельности.

Выдвигается идея энергетического права как комплексной отрасли, которая объединяет в своем предмете множество групп отношений, в сфере энергетики, при этом взаимодействует с гражданским и административным правом.

Отметим, что ни в одном из приведенных примеров нет обоснования факта той или иной комплексной отрасли права путем обоснования и обозначения предмета и метода.

Как видим, речь идет именно о правом регулировании отдельных видов общественных отношений различными нормами права.

Однако, следуя логике авторов идей о наличие перечисленных отраслей права, следует признать и наличие строительной правовой ответственности, страховой, медицинской, спортивной и. т.д.

По нашему мнению, в современной теории права, распространены попытки искусственного привнесения в процессе структурирования системы права не присущего ей на уровне отраслей и подотраслей признака комплексности.

Так, «сельскохозяйственное право» - термин, употребляемый наукой и практикой, существует в виде обширного массива нормативных правовых актов, специализированных на регулировании отношений в аграрном секторе, которые включают в себя нормы ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, земельного, трудового[8].

Однако следует возразить, что сами обычные отрасли права (конституционное, гражданское право и другие) формируется из норм права. Следовательно, речь идет об одних и тех же нормах права и так называемые комплексные отрасли права, по сути, есть в лучшем случае комплексные правовые институты. В связи с чем, нет оснований для отраслевой характеристики норм права, регулирующих предпринимательство в Российской Федерации, поскольку они не отвечают требованию однородности.

Свойство однородности и трансформирует группу норм права или группу правовых институтов в соответствующую отрасль права.

Например, Е. В. Иванова-Паленова выдвигает тезис о необходимости признать предпринимательское право как комплексное образование, регулирующее особого рода отношения в сфере хозяйствования: хозяйственно-имущественные, хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные. Как комплексное образование хозяйственное право не имеет собственного предмета и метода правового развития.

Как полагает автор, предпринимательское право формируется и развивается на стыке публичного и частного права и представляет собой нормативный массив, включающий в себя нормы разных отраслей права, функционально связанных между собой[9].

Совершено непонятно, что автор вкладывает в понятие «стык» частного и публичного права. Классическая теория права такими научными категориями не оперирует.

По нашему мнению, правовой комплекс норм, регулирующий вопросы осуществления предпринимательской деятельности есть не более чем гражданско-правовой институт.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового воздействия, который характеризуется спецификой общественных отношений и определяется следующими специфическими чертами[10].

В связи с принятием Гражданского кодекса РФ 1994 г. предпринята попытка упорядочивать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда, по мнению одного из автора кодекса Е.А.Суханова предмет хозяйственного (предпринимательского), права вошел в предмет гражданского права[11].

Нам представляется важным с учетом темы настоящей работы подчеркнуть, что формирование новой отрасли права не является самопроизвольным процессом, а происходит в зависимости от изменений в социально-экономической сфере, по мере накопления нормативных актов, происходящих процессов унификации права.

В соответствии с п.1 ст.2 ГК РФ отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, составляют предмет гражданского законодательства.

При этом ГК РФ, с учетом особенностей указанных отношений в необходимых случаях выделяет их регулирование.

Таким образом, по нашему мнению, нет оснований для выдвижения концепции существования такой отрасли права в Российской правовой системе как предпринимательское право, которое отстаивается многим авторами в научной литературе.

Список использованной литературы:

  1. Батычко В.Т. Предпринимательское право в вопросах и ответах. Таганрог: ТРТУ, 2005.-678с.

  2. Литовка П.И. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития /П.И Литовка // Правоведение. 2000. № С 90.

  3. Стрельникова И.А. Понятие и место транспортного права в системе права России. автореф... .диссер.... к.. ю. н. М., 2009 С89.

  4. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации /И.Л.Бачилло// Государство и право. 2001. № 2С89.

  5. Сердюков А.В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: диссер… канд. юрид. наук/А.В.Сердюков - Москва, 2010.- С33

  6. Стешенко С.Г., Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Очерки медицинского права. – М.: ЦКБ РАН, 2004.- С. 46

  7. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. - "Волтерс Клувер", 2006 г. С. 8

  8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. С. 249.

  9. Иванова-Паленова Е. В. Предпринимательское право: учебник. - М.: Юрайт, 2012. - С. 53.

  10. Воронцов Г. А. Гражданское право. Краткий курс: пособие / Г. А. Воронцов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - С. 12.

  11. Российское гражданское право. В 2 томах. Том 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: учебник / Под ред. Е. А. Суханова. - М.: Статут, 2011. - С.132.

Просмотров работы: 1133