ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДУБЛИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ПРИГОРОДНЫМИ МАРШРУТАМИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДУБЛИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ПРИГОРОДНЫМИ МАРШРУТАМИ.

Кузькина Н.А. 1, Лаврушина Е.М. 1, Евтикова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Городской пассажирский транспорт общего пользования (ГПТ) относится к числу важнейших отраслей жизнеобеспечения города, от функционирования которого зависит качество жизни населения, эффективность работы отраслей экономики г. Орла и возможности использования его градостроительного и социально-экономического потенциала. Интенсивность движения ГПТ влияет на загруженность дорог и качество обслуживания населения на остановочных пунктах [2]. На участке улично-дорожной сети интенсивность движения зависит от количества проходящих по нему маршрутов и интервала движения подвижного состава. Особенности г. Орла предопределяют скопление маршрутов с минимальными интервалами движения на связях районов города.

Основной целью является оптимизации маршрутной сети наземного пассажирского транспорта и выявление процента дублирования муниципальными маршрутами г. Орла.

Цели и задачи с учетом условий оптимизации маршрутной сети г. Орла позволили определить ряд основных принципов, по которым необходимо оптимизировать существующую сеть городского пассажирского транспорта:

1. Сокращение интенсивности движения общественного транспорта в центральной части города;

2. Снижение уровня дублирования маршрутной сети;

3. Диверсификация маршрутной сети за счёт переноса дублирующих маршрутов на параллельные улицы-дублёры;

4. Изменение существующей маршрутной сети, в т.ч. маршрутной сети электрического транспорта;

5. Сохранение основных существующих транспортных связей.

Формирование рациональной маршрутной сети наземного пассажирского транспорта осуществляется в два этапа. На первом этапе формируются отдельно друг от друга транспортные сети, представляющие собой совокупности участков улично-дорожной сети, по которым, движется транспорт определенного вида. На втором этапе формируются маршрутные сети с учетом влияния различных видов транспорта друг на друга [1].

Оба этапа тесно взаимосвязаны, так как при формировании транспортной сети необходимо учитывать те функции маршрутов и виды перевозок на маршрутах, которые обслуживают каждый из участков транспортной сети, а эти функции в определенной степени зависят от начертания трасс движения транспорта. С другой стороны, при формировании маршрутной сети, необходимо учитывать ограничения, накладываемые транспортной сетью.

Ввиду того, что максимальные нагрузки на транспортную сеть создаются передвижениями с трудовыми и учебными целями, именно эти виды передвижений рассматриваются при построении транспортных и маршрутных сетей. На завершающем этапе формирования маршрутных сетей они дополняются маршрутами, обслуживающими культурно-бытовые передвижения [3]. Рассмотрение этого вида передвижений во вторую очередь вызвано тем, что основная часть его, очевидно, будет удовлетворяться маршрутами, сформированными для обслуживания трудовых и учебных передвижений.

Дублирование маршрутов движения – это совпадение трасс маршрутов различных видов наземного пассажирского транспорта на отдельных участках улично-дорожной сети города, либо полное их наложение [4]. Более распространено частичное дублирование, чем полное и встречается на всех видах наземного пассажирского транспорта. Частичное дублирование отмечается в случае, если совпадает от 35 до 70% маршрутной сети. В случае если уровень дублирования превышает 70%, дублирование признается полным. Дублирование маршрутной сети имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным факторам можно отнести повышение надежности транспортного сообщения и предоставление пассажиру альтернативных вариантов доставки. К отрицательным факторам дублирования маршрутной сети различных видов ГПТ можно отнести повышение затрат на транспортную систему. В рыночных условиях дублирование маршрутной сети различных перевозчиков приводит к конкуренции на маршруте, что совершенно недопустимо по условиям качества транспортного обслуживания.

Метод оценки дублирования заключался в сопоставлении фактической протяженности межмуниципального маршрута с протяженностью маршрута муниципального транспорта города Орла. Согласно техническому заданию оценке дублирования подвергались следующие номера маршрутов пригородного сообщения: №312 « Знаменка – станция Лужки/ дачи Гать» , №341 «Некрасовка – Северсталь – метиз» , №342 «Микрорайон – Вязки», №343 «Микрорайон – дружба», №352 «Знаменка – Хардиково», №354 «Знаменка – Институт ЗБК», №356 «Лаврово – санаторий «Лесной»», №376 «Микрорайон – Тайное», №400 «Некрасовка – Лаврово» , №420 « Образцово – станция Лужки», №421 « Телецентр – Мезенка», №445 «Знаменка – Мезенка» , №453 «Улица 1- Посадская – Зареческая ПМК», № 456 «Знаменка – Некрасовка», №457 «Знаменка – Мезенка», №459 «Знаменка – Нижняя Лужна», №464 «Мезенка – магазин Звездный» , №482 « Знаменка – Стальной Конь», №452 « Знаменка – Санаторий Лесной».

Процент дублирования пригородными маршрутами определялся по следующей формуле:

Например, маршрут № 4 "ул. Алроса - "Госуниверситет - УНПК" ч/з ул. 1-я Посадская» дублирует маршрут №354 «Знаменка – Институт ЗБК» от Автовокзала до Госуниверситета-УНПК. Расстояние между ними составляет 7,4 км, а полный путь маршрута №4 равен 10,2 км. Подставив эти значения в формулу получаем, что маршрут №4 дублирует маршрут №354 на 73,27 %.

Сеть автобусного транспорта характеризуется достаточно высоким уровнем дублирования. Основные участки, на которых происходит максимальное наложение трасс маршрутов, находятся на основных магистральных улицах города. Максимальный уровень дублирования (6 маршрутов) отмечается на участке от Автовокзала до 1 - Посадской, от Автовокзала до Санатория «Лесной», от 1 - Посадской до Госуниверситета-УНПК. По 3 маршрута социального автобуса дублируются на участке от ул. Тульская до магазина «Орел» / через ул. Герцена, от 1 - Посадской до станции «Лужки», от Дворца Спорта до Школы ГАИ.

Наибольший уровень дублирования отмечен на маршруте №352 «Знаменка – Хардиково», который полностью дублируется одиннадцатью маршрутами, девять из которых являются коммерческими. Пригородные маршруты №356 «Лаврово – санаторий «Лесной»», №452 « Знаменка – Санаторий Лесной», №482 « Знаменка – Стальной Конь» полностью дублируют 10 муниципальных маршрутов

В целом следует отметить, что полное дублирование социальными и коммерческими автобусами отмечено на 4 маршрутах социальных автобусов из 19.

Анализ дублирования социальных автобусных маршрутов представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Дублирование сети маршрутного транспорта.

Номер маршрута

Маршрутное такси

Полное

Частичное

Всего

312 « Знаменка – станция Лужки/ дачи Гать»

9,59

1,2,16, 19, 26, 28, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 39, 42, 46, 54, 57, 76

20

341 «Некрасовка – Северсталь – метиз»

38, 45, 50, 52

4, 5, 8, 11, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 25, 31, 32, 33, 37, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 53

27

352 «Знаменка – Хардиково»

8, 16, 18, 20, 25, 30, 32, 33, 38, 50, 52

1, 2, 5, 6, 10, 11, 13, 17, 21, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 34, 35, 36, 37, 39, 44, 45, 48, 53, 54, 57

37

354 «Знаменка – Институт ЗБК»

4, 22, 31,

1, 2, 3, 16, 20, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 36, 39, 43, 46, 54

19

356 «Лаврово – санаторий «Лесной»»,

452 « Знаменка – Санаторий Лесной»,

482 « Знаменка – Стальной Конь»

8, 16, 18, 20, 25, 30, 32, 33, 38, 52

1, 2, 5, 6, 10, 11, 13, 17, 21, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 34, 35, 36, 37, 39, 44, 45, 48, 50, 54, 53, 57

37

400 «Некрасовка – Лаврово»

26, 31, 36

1, 2, 3, 4, 16, 19, 25, 27, 28, 29, 30, 34, 35, 43, 48, 54, 57

20

420 « Образцово – станция Лужки»

9

1, 2, 4, 7, 42, 46, 59, 76

9

421 « Телецентр – Мезенка»

51

2, 3, 43

4

445 «Знаменка – Мезенка»

35, 57

1, 2, 4, 13, 16, 18, 20, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 36, 37, 39, 54

22

457 «Знаменка – Мезенка»

2, 28, 29

1, 4, 13, 16, 26, 27, 30, 31, 34, 35, 36, 51, 57

16

459 «Знаменка – Нижняя Лужна»

2, 27, 29

1, 4, 13, 19, 22, 16, 26, 28, 30, 31, 34, 35, 36, 39, 54, 57

19

464 «Мезенка – магазин Звездный»

38, 45, 50,

5, 8, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 32, 33, 44, 48, 49, 52

22

Вывод: Таким образом, результаты научно-исследовательской работы позволяют сделать вывод, что степень дублирования маршрутов пригородного сообщения маршрутами муниципальной сети г. Орла достаточно высок.

Список литературы

1. Баранов Ю.Н. Повышение уровня безопасности на улично-дорожной сети за счет оптимизации дорожного движения / Д.О.Кожин, Д.Е. Алёкминский, В.В. Евграшин, Ю.Н. Баранов // Наука и безопасность. 2015. № 1 (14). С. 14-18.

2. Баранов Ю.Н. Профессиональная Подготовка кадров для автотранспортной системы России // Инновационные технологии в профессиональном образовании Орел, 2015. С. 174-194.

3.Катунин А.А.Оптимизация организации движения на основе имитационного моделирования/В.А. Голенков, А.Н. Новиков, А.А. Катунин, Ю.Н. Баранов, Д.Д. Матназаров //Наука и техника в дорожной отрасли. 2015. № 3 (73). С. 5-7.

4. Автомобильный транспорт. Научная монография / Р.В. Абаимов, Ю.С. Бахрачева, А.В. Васильев, А.А. Конев, В.И. Кычкин, Е.И. Лежнева, Н.С. Севрюгина, под редакцией Р.М. Ахмеднабиева. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. – 168 с. (гл. 4 С. 109-126).

Просмотров работы: 2250