Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — Родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).
В ФГОС дошкольного образования область познавательное развитие ребенка направлено в т.ч. на развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов.
Задача педагогов– как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни [2].
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, нужно опираться на следующие документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Закон «О днях воинской славы России»;
3. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;
4. Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
5. Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
За основу рекомендуется взять:
Предпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 (ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального).
В работе с дошкольниками следует опираться на:
- Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой;
- Программу «Истоки« под редакцией Л. А. Парамоновой;
- Программу «Я и моя Родина» Кокуева Л.В, Кутова Т.Н, Терещук М.Н;
- Программу «Малая Родина» Власова А.В;
- Пособие «Дети планеты Земля» под редакцией Е. В. Соловьевой (приложение к №6 журнала «Обруч» за 2001 г.).
Кроме этого, педагогам необходимо:
• быть в курсе преобразований города;
• систематически пополнять знания о Москве из периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы;
• строить работу с дошкольниками, опираясь на методическую литературу, касающуюся воспитания у детей первых чувств гражданственности;
• применять в работе с детьми некоторые сведения об историческом прошлом города.
Задача патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться. В связи с этим было проведена диагностика определения уровня развития патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Нами было проведено исследование на базе детского сада №137 г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего эксперимента – изучение уровня развития патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение и интерпретация результатов обследования
1. «Что ты знаешь о своем городе?»
Цель методики – выявление уровня развития патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Для этого был использован ряд вопросов по теме: «Что ты знаешь о своем городе?».
Вопросы для диагностики:
1. Как называется наша страна?
2. Как называется город, в котором ты живешь?
3. Сколько городу лет?
4. Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?
5. Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
6. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
7. Как выглядит герб нашего города?
8. В каких цветах наш флаг?
Критерии оценивания:
Правильные ответы:
6-8 – высокий уровень
3-5– средний уровень
1-2 – низкий уровень
В ходе диагностирования было выявлено, что 1 ребенок имеет высокий уровень знаний, 3 детей имеют средний уровень, а 6 детей с низким уровнем. Наглядно результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1 - Результаты по методике «Что ты знаешь о своем городе?»
2. «Найди Российский…» (Флаг, герб, фотография президента).
Цель методики – выявление уровня развития патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Детям предлагается ряд картинок с изображением флагов, гербов, фотографий президентов разных стран. Количество картинок на каждую символику по 8 штук. Критерии оценивания - правильные ответы: 3 – высокий уровень; 2 - средний уровень; 0-1 – низкий уровень.
В ходе диагностирования было выявлено, что 8 детей имеют низкий уровень, 2 детей со средним уровнем. Детей с высоким уровнем не выявлено. Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2 - Результаты по методике «Найди Российский…»
3. «О чем говорится?»
Цель методики – выявление уровня развития патриотических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Выявить какое представление у детей о Родине.
Загадки для детей о патриотизме.
1. Шар большой, на нём страна,Город в ней, а в нём дома.Дом на улочке одной, Неприметный, небольшой. Этот дом, страна, земля – Это (Родина) моя!
2. Он звучит торжественно,Все встают приветственно.Песню главную страныУважать мы все должны!
(Гимн)
3. Назовите сразу выСимвол города Москвы,Площадь там зовется Красной,Бьют часы на башне Спасской.
(Кремль)
4. В этом месяце бываетСветлый праздник – День победы,Все ребята поздравляютСвоих бабушек и дедов.
(Май)
Критерии оценивания - правильные ответы: 4 – высокий уровень; 2-3 – средний уровень; 0-1 – низкий уровень.
В ходе диагностирования было выявлено, что 9 детей имеют низкий уровень, а 1 со средним уровнем. Высокий уровень в ходе проведения не обнаружен. Наглядно результаты представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3 - Результаты по методике «О чем говорится?»
Таким образом, по результатам проведенного эксперимента, можно сделать выводы об уровнях развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, наглядно представленных в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития патриотизма у старших дошкольников
Уровни развития патриотизма |
Кол-во детей |
% |
Низкий |
5 |
50 |
Средний |
4 |
40 |
Высокий |
1 |
10 |
Более наглядно уровни развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста покажем на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни развития патриотизма у старших дошкольников
Таким образом, на рисунке 1 мы видим, что у 50% детей наблюдается низкий уровень развития патриотизма. Также у 40% дошкольников проявляется средний уровень. Детей с высоким уровнем мало, всего 10%.
На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень знаний о патриотических представлениях достаточно низкий, необходимо разработать технологию развития патриотических представлений для детей старшего дошкольного возраста, с целью повышения знаний о патриотизме.
Литература:
1. Кокуева, Л.В. Особенности региональной программы "Я и моя Родина" / Л. В. Кокуева // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - N 12. - С. 57-59.
2. Крыловская, Н. Праздник в детском саду / Н. Крыловская ; Н. Крыловская // Искусство в школе. - 2007. - N 3. - С. 36-37.
3. Комратова, Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. - №5. - С. 3-10.