В каждом городе нашей страны были спроектированы и построены школьные здания. Чаще всего, особенно в небольших городах, строительство велось по типовым проектам, предложенным архитекторами Л.А. Степановой, С. Евдокимовым, В. Масловым, Б. Левиным, Т. Финогеновой и другими.
В результате проезжая по разным городам, можно наблюдать почти одинаковые трех-четырехэтажные школы.
Кроме того, эти здания не только морально устарели, но и не отвечают требованиям современных норм проектирования.
Для проектирования общеобразовательных школ и школ-интернатов в XX веке использовали следующие нормативные документы:
СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования
СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.
Для анализа данных нормативных документов было проведено сравнение с действующими на данный момент нормами по проектированию школьных зданий:
СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
В результате анализа мы убедились, что были увеличены нормы по площади почти всех основных помещений, ужесточились требования к эксплуатации цокольных и подвальных помещений, появились требования доступности зданий для маломобильных групп населения.
Архитекторы и проектировщики во всем мире еще с начала XX века стали задумываться о том, что здания для детей должны быть совершенно иными – яркими, необычными, просторными.
В разработанном нами проекте именно необычность очертания здания, создание необычного внутреннего пространства является основной идей. Тонкостенные железобетонные оболочки имеют пластичное очертание и вызывают ассоциацию с цветком, с уютным сказочным домом, с футуристическим летательным аппаратом, живым организмом и т.д.
Общая тенденция к усложнению объемно-планировочных решений школьных зданий, применению нестандартных конструкций дает возможность создать гармоничное яркое положительное эмоциональное пространство для лучшего развития и обучения детей.
Именно пространственные конструкции в данном случае дали возможность сделать органичным школьное здание. Единство внешнего и внутреннего пространства, правдивость композиции – без какой либо сложной интерпретации «прочтения» соответствуют детской психике.
Композиция школьного здания соответствует природной форме – цветку с пятью лепестками. Остекленное купольное пространство внутреннего атриума является центром композиции и средоточением школьной жизни. Это место для проведения общешкольных мероприятий, театральных выступлений, массовых игр.
В «лепестках» созданы уютные классные комнаты, множество крытых террас, холлов.
В школе запроектированы просторный физкультурный зал, актовый зал, рассчитанный на вместимость школьников и их родителей, бассейн с группой обслуживающих помещений, большая столовая.
Освещение решено в виде округлых оконных проемов, заполненных цветными витражами. Это позволит создать в каждой классной комнате особое настроение. А в пасмурную погоду добавит цвета и красок, что характерно для яркости детского восприятия.
Современные технологии и материалы позволяют воплощать задумки архитекторов в жизнь. Применение тонкостенных железобетонных оболочек позволило расширить внутреннее пространство школы, придать зданию необычное очертание, как в плане, так и в разрезе.
Школьное здание предложено небольшой вместимости – на 200 мест, что создает камерную атмосферу, атмосферу дома.
Основными ограждающими конструкциями здания были выбраны монолитные железобетонные оболочки, толщиной 300 мм, с выполнением пароизоляции Техноэласт ЭПП, утеплителя РУФФ-БАТТС «н», толщиной 150 мм и покрытые ПВХ мембраной Технониколь.
Поскольку здание имеет сложную форму в плане, перекрытия выполняются монолитными, толщиной 200 мм. Перекрытия опираются на внутренние и наружные несущие стены.
Перекрытие фойе опирается на железобетонные колонны, и идет на втором этаже здания в виде балкона, чтобы обеспечить попадание света в фойе первого этажа с помощью стеклянного купола.
Купол запроектирован диаметром 26 метров. При проектировании были проанализированы 7 вариантов различных расчетных схем и поперечных сечений элементов для выбора оптимального конструктивного решения. В результате был принят ребристо-кольцевой купол с элементами из стальных гнутых замкнутых сварных квадратных профилей и нижним опорным кольцом из прокатного двутавра.
Остекление металлического купола выполнено с помощью спайдер-системы, предназначенной для точечного крепления стеклопакетов.
а
б
Рис.1 Проект начальной школы на 200 мест в Нижнем Новгороде:
а – визуализация; б - план на отм. 0.000
Рис.2 Фасад начальной школы
Запроектированное школьное здание подойдет для любого региона России. Особенно интересно оно смотрелось бы в условиях Севера. Главное, нам хотелось видеть школу как Дом для детей. Радостный, уютный, надежный, красивый. Лаконичность округлой формы создает ощущение защищенности и надежности.
Список литературы:
1.СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения, М.: Минрегион России, 2012
2. СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения, М.: Минрегион России, 2012
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".