ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ И СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Корсунова Н.Н. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последнее десятилетие Россия все больше интегрируется в мировое сообщество, что приводит к острой зависимости от мировой экономики. В связи с этим, она оказывается все более подверженной влиянию мировых кризисов. При этом необходимо отметить, что частота проявления кризисных явлений и самих кризисов увеличивается.

По мнению С. Ю. Глазьева, причинами кризиса являются:

1.Большое влияние НТП на все сферы жизни, что приводит к ускорению всех процессов, в том числе экономических и финансовых. Значительными изменениями в структуре мировой и национальной экономики. Сокращение притока технологических инноваций в Россию («инновационная пауза») может представлять дополнительные угрозы и провоцировать новые кризисы.

2. Недостаточный государственный контроль и регулирование рыночного сектора, и, как следствие, кризис перепроизводства. Глубина кризиса напрямую зависит от степени дерегулирования экономики.

Анализируя экономическую обстановку в России, экономисты выделили ряд событий которые усиливают кризисную ситуацию:

1. Стремительный рост курса валют;

2. Реальное положение инфляции давно опередило прогнозы;

3. Нестабильность биржевых индексов;

4. Рост стоимости бензина;

5. Подорожание продуктов питания;

6. Отзыв ЦБ банковских лицензий;

7. Вывод инвестиций из России;

8. Удорожание туризма и предметов первой необходимости;

9. Избавление от нефтяных активов;

10. Государственные компании сокращают рабочие места огромным потоком;

11. Рост безработицы;

12. Активное падение потребительского спроса.

Отметим причины экономического кризиса в России.

В начале 2014 года многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные, предрекали России вхождение в новый виток экономического кризиса, который взял свое начало еще в 2008 году. Эти прогнозы сбылись. Но причиной кризиса стала не экономическая обстановка, а участие России в событиях на Украине.[10]

Для России принятие Крыма в свой состав стало переломным моментом, настроившим против нее большинство влиятельных стран мира. Это стало катализатором в развитии экономического кризиса в стране.

В результате США, Канада, Европа и Австралия ввели ряд политических и экономических санкций против России:

· Части российских граждан был запрещен въезд и пребывание на территории США и стран Европы;

· Активы ресурсных компаний-гигантов были заморожены, и сотрудничество с ними было прекращено;

· Были введены запреты на ввоз с территории этих стран в Россию оружия и товаров двойного назначения с целью использования их в ВПК России, а также прекращено военное сотрудничество с Россией;

· Части европейских компаний было «рекомендовано» прекратить финансирование инвестиционных проектов, реализуемых на территории России;

· Россия была исключена из состава Большой восьмерки и Парламента Ассамблеи Совета Европы, с ней прекратили сотрудничество ОЭСР, Парламентская Ассамблея НАТО.

Санкции ударили непосредственно по компаниям стран-санкционеров и по российским компаниям, работающим с иностранными партнерами.[3]

Но самый сильный удар пришелся по бюджету России, по российской валюте:

Санкции запада и противопоставление России части влиятельных государств мира подрывает доверие к рублю в мире;

Отсутствие инвестиций со стороны других стран снижает производственные мощности предприятий нашей страны и, как следствие, вводит экономику в стадию стагнации;

Зависимость от сырья сделало рубль ресурсной валютой и в ситуации , когда углеводороды на мировом рынке дешевеют, курс рубля падает вслед за ценой нефтепродуктов;

Недоверие населения России к национальной валюте и повышение инфляционных ожиданий делают рубль низко оцениваемым на внутреннем рынке;

Политика Центрального Банка , отпустившего рубль в свободное плавание, сделало его зависимым даже от мимолетных настроений на валютных биржах.

От вышеперечисленных факторов страдает не только наша страна, но и другие сырьевые государства,а вместе с ними и те, кто покупает у них ресурсы.Снижение восточными странами цен на нефть может обернуться дефицитом углеводородов, ведь продавать их в убыток себе никто не станет, а конкурирующих по цене сланцевых запасов не так уж и много.[1-3]

Исходя из кризисной экономической ситуации, федеральный бюджет на 2015 год составлялся исходя из цены на нефть 93 долларов США за баррель. После падения цены до 60 американских долларов к концу 2014 года возникли очевидные сложности, ведь корректировка бюджета в такой ситуации невозможна без снижения расходных статей.[6]

На предстоящий трехлетний период запланирован дефицит госбюджета в размере 430, 836 миллиарда рублей, что составляет 0,6% от ВВП. Этот показатель на 1% ниже, чем размер дефицита в предыдущем году.

Доходы государства спланированы в размере 15, 082 трлн. руб., расходы – порядка 15, 513 трлн. руб. (см. рис. 1). В этом году параметры исчислялись с учетом:

■объема ВВП в 77,884 трлн. руб. (с ростом 1,2%);

■уровня инфляции – до 5,5%;

■запланированного курса $ — 37,7 руб.

Также определены верхние пределы долговых обязательств государства:

1.внутренний государственный долг – 7 423 701 тыс. руб.;

2.внешний госдолг – $64 000 000 000 (49,2 млрд. евро, соответственно).

Также определены верхние пределы долговых обязательств государства на 2015 и плановый 2016 год [8].

Рисунок 1 – Основные характеристики федерального бюджета России на 2015-2016 гг., млрд. руб.

Рост ВВП планировался в 2016-2017 гг. на 2,3% и 3%, что соответственно составит 83,182 трлн. руб. и 90,051трлн. руб. Уровень инфляции ожидается - 4,5% и 4%.

Исходя из приведенных статистических данных, можно сделать вывод о том, что основной стратегией бюджетной политики является прозрачность и открытость бюджетного планирования.

Реализация бюджетной политики в 2014 году и первой половине 2015 года осуществлялась в качественно новых экономических условиях.

В связи со стремительным ростом волатильности на финансовом рынке в конце 2014 года главной задачей экономической политики стало сохранение финансовой стабильности [4].

По мере стабилизации ситуации в финансовой сфере в начале 2015 года акцент государственной политики был направлен на смягчение негативных последствий от резкого изменения внешних условий на реальный сектор экономики [10].

Следует заметить, что многие эксперты при планировании бюджетной политики РФ на 2016-2018 годы отмечают ухудшение экономической ситуации в январе – мае 2015 года. В данный период ВВП снизился на 3,2 %, инвестиции в основной капитал - на 4,8%, промышленное производство - на 2,3%, реальные располагаемые денежные доходы - на 3,0%. Не следует забывать и о том, что в четвертом квартале 2014 года произошло снижение цен на нефть, ослабление рубля, ускорение роста уровня потребительских цен. Среднегодовая цена на нефть марки «Юралс», положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2015 году составила 50 долларов США за баррель (против 100 долларов США за баррель в прогнозе от 1 декабря 2014 года) и к 2018 году вырастет до 70 долларов США за баррель. Несмотря на геополитическую напряженность и сравнительно низкий уровень цен на нефть, уже с 2016 года прогнозируется возобновление экономического роста на уровне 2,3-2,4% [5].

Далее, считаем логичным рассмотреть прогнозируемые расходы бюджета на 2016 год [11].

Рисунок 2 – Структура расходов федерального бюджета России на 2016г., %

Исходя из представленной выше диаграммы, можно сделать вывод о том, что значительная часть бюджета будет направлена на социальную политику (27,7%), затем следует национальная оборона (19,2%). Национальной экономике отводится (15,9%) государственного бюджета, а правоохранительной деятельности и национальной безопасности (12,7%).

Значительно меньший процент средств государственного бюджета отводится на культуру, образование, охрану окружающей среды, ЖКХ, физическую культуру, СМИ. Не самый высокий процент средств государственного бюджета отводится на обслуживание государственного и муниципального долга и межбюджетные трансферты.

Таким образом, риск геополитической напряженности в мире сохраняется. Несмотря на все прогнозы, неопределенность сохраняется вокруг цены на нефть. С одной стороны, развиваются новые технологии добычи, ряд стран увеличивает добычу нефти, а с другой, под влиянием снижения цен на нефть сокращаются инвестиционные планы компаний нефтяного сектора, что негативно влияет на предложение нефти в среднесрочной перспективе.

При дальнейшем падении цены на нефть ниже прогнозируемой, может произойти ослабление курса рубля, ускорится инфляция и отток капитала, произойдет ослабление инвестиционной активности, снизятся доходы населения, потребительский спрос.

Уровень потребительских цен под влиянием ослабления рубля и продовольственных контрсанкций рос на протяжении первого квартала 2015 года и составил 16,9 % в годовом исчислении на конец марта.

По прогнозам, уже начиная со второго квартала 2015 года началось замедление роста цен, которое будет наблюдаться до конца года. По текущей оценке Минэкономразвития России по итогам 2015 года прирост потребительских цен составит 11,9%, а к 2018 году снизится до 1,5%.

Также возобновится рост промышленности и реальных располагаемых доходов населения, что будет способствовать повышению инвестиционной активности и потребительского спроса. Норма накопления увеличится с 16,8% ВВП в 2015 году до 20,7% ВВП в 2018 году, а внутренний спрос за 2016-2018 годы вырастет на 11,1% против снижения на 9,5% в 2015 году.

По мнению экономистов, для минимизации угроз несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо продолжать использовать «консервативный» вариант прогноза социально-экономического развития РФ при определении основных характеристик бюджетов. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных, не обеспеченных финансовыми ресурсами, расходных обязательств [5].

Рисунок 3 – Объем выплат государственного долга, долл. США

На данной диаграмме отражены суммы ежегодного погашения государственного долга РФ. По данным на 2011-2015 годы и плановые 2016-2018 годы мы видим, что размеры выплат государственного долга стремительно возрастали в 2013 году, что говорит о некой напряженности в стране. Затем его размеры идут на спад. В период с 2016-2017 годов мы видим значительное сокращение выплат государственного долга страны, почти в 3 раза. Следует заметить, что в 2018 году произойдет увеличение его объемов почти в 1,3 раза по сравнению с 2017 годом. Это свидетельсвует о сохранении напряженности экономической и политической системы страны.

Главным новшеством утвержденного правительством бюджета, по словам министра А. Силуанова, является эффективное перераспределение расходов РФ на оборону, сохранение значимых социальных статей. Также добавлено финансирование Крымских, Дальневосточных регионов, выделены ассигнования для проблемных городов, Московского транспортного узла. В 2015 году не потребовалось нежелательного повышения налогов.

Таким образом, целью современной бюджетной политики является достижение макроэкономической стабилизации, исполнение принятых расходных обязательств, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Список используемой литературы

1.Королев И. Интеграция России в мировую экономику// Внешняя политика России. 2014. № 9.

2. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2012.

3. Современная экономика. Лекционный курс. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. – Ростов-на/Д, 2014.№ 5

4.Арбатова Н.К. Россия и ЕС: Сближение на фоне разрыва// Россия в глобальной политике и экономике. 2013. №7.

5. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2012.

6.Ершов М. Финансовый кризис: возможность все более отчетлива//Эксперт.2015. №36.

7.Проблемы и перспективы взаимодействия между Европейским союзом, Украиной и Россией в новых условиях: материалы сборника научных трудов Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» / Под ред. С.Г. Арбузова и Р.С. Гринберга. М., 2015. с.4

8.Арбузов С. Украина вернется к евразийской интеграции // Парламентская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.pnp.ru/newspaper/detail/87201 (Дата обращения 18.06.2015 г.)

9. http://rus.kg/news/cccr/1826-effekt-integracii.html.

10.http://www.isbnk.org/

11.www.minfin.ru

Просмотров работы: 3616