У каждого народа и села свое название, свое имя. Как и когда возникли эти имена? Что они означают? Куда бы ни пришел человек, где бы ни поселился, он считает нужным дать свое имя всем соседним рекам, лесам. Без этого очень неудобно, просто нельзя жить.
После создания Белгородской засечной черты, город-крепость Оскол оказался несколько севернее оборонительных сооружений, то есть в их тылу, что способствовало более интенсивному заселению нашего района. При постройке Белгородской засечной черты от набегов монголо-татар, возводились «сторожи». Это наблюдательный пункт, состоящий из нескольких всадников, которые должны были ездить по небольшому, заранее намеченному участку.
В 1623 году в Оскол был послан воевода Данила Яблочков, который добавил к уже существующим сторожам еще семь сторож: третья – в верховьях реки Орлик, 30 верст от города – называлась «Истобный острожек» и был он построен на бывшем татарском перелазе. Он представлял собой огороженную дубовой стеной территорию в 16 квадратных сажень, перед ним, на берегу, был установлен «частик в колодах» на 2/4 саженях. Возможно, что название «Истобный острожек» и повлияло на название села Истобное, которое так и закрепилось за образовавшимся поселением.
Но существует и другая версия названия этого села. Оно так могло произойти и от того, что вблизи села берут свое начало несколько рек: Корочка, впадающая в Нежеголь, Орлик, который несет свои воды в Оскол и Сейм. Эти реки буквально рядом берут свое начало с селом, чуть подальше начинаются речки – Донская Сеймица и Ольшанка. Любой исток – есть начало ручья. Исток способен бежать, отсюда и название «исток» - Истобное.
По свидетельству местного краеведа А.Б.Шаталова, к семидесятым годам семнадцатого века здесь поселилась часть мастеров деревянных дел, ставших ненужными на ремонте и строительстве укреплений. Поселенцы были люди смелые, предприимчивые. Появились первые избы, сработанные ими умело и даже красиво. Они изменили, внешний облик села, стали характерным, бьющим в глаза признаком, отличающим село Истобное от соседних сел, где таких строений еще не было. И за этим образовавшимся поселением укрепилось его историческое название.
К восемнадцатому веку село обустроилось, землю стали обрабатывать служилые люди, которые теперь перешли в разряд государственных крестьян – однодворцев, они составили основную часть населения. Большую часть земель стало занимать дворянство, и на этих землях они стали расселять крепостных крестьян, которых покупали в других районах России. Так в селе Истобном возникает еще одно поселение крепостных крестьян – Клечицких. Таким образом, происходит слияние местной традиции с другими традициями.
В 1849 году на средства прихожан была построена Георгиевская однопристольная церковь с колокольней. При ней была открыта школа. В каждой семье занимались ткачеством, вышиванием. Кровати застилали самоткаными постилками, а на пол и лавки постилались яркие дорожки.
Несмотря на все трудности, которые жителям приходилось преодолевать в течение нескольких веков, они бережно хранили и передавали свои традиции из поколения в поколение, из уст в уста: от матери к дочери. И удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого русского народа, его мировоззрения, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов является крестьянский костюм конца XIX века. В селе Истобное существует свой традиционный костюм, который имеет отличительные черты от костюмов других сел.
Костюм поражает своей красочностью. Свободная в меру широкая, сшитая из прочной ткани одежда крестьян была хорошо приспособлена к выполнению в ней полевых работ и домашних дел. Вся праздничная одежда по покрою была такой же как и будничная, и отличалась только обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров, художественной отделки всевозможными материалами. В умелых руках женщин домашняя холстина превращалась в драгоценное произведение искусства.
В Истобном есть две разновидности традиционного костюма. Первый вариант: костюм состоит из шерстяной домотканой юбки в широкую складку. Цветовая гамма юбок разнообразна, встречаются юбки красного, синего, зеленого, коричневого и черного цветов. Вся юбка разбита на квадраты вертикальными и горизонтальными полосками. Очень красочным и оригинальным элементом костюма является рубаха. На ней преобладает вышивка красного и черного цветов. Полочки и ворот рубаки обильно украшены вышивкой, в ней преобладают растительные мотивы, а также символы, изображающие женское начало в природе и символы солнца.
Характерной чертой костюма является отложной воротник, особенностью вышивки на нем является изображение «птицы-павы», которая сидит «на дубе-стародубе». Поверх юбки повязывается завеска или фартук, который также обильно украшен вышивкой. Поверх рубахи и верхней половины юбки (на пояс) подпоясывался кушак. На голове женщины носили платок, а девушки красную ленту. Ноги были обуты в плетеные лапти, позже в кованые туфли.
Второй вариант костюма более раннего происхождения. Это «паневный» тип костюма, который состоял из тканой, шерстяной паневы, расшитой рубахи, завески и подпояски. Голову обязательно покрывал платок.
На изменение костюма от паневного вида до костюма с юбкой, конечно же повлияло соседство Белгородской области с Харьковской областью (Украина). Поэтому в костюме села Истобное присутствуют элементы украинской вышивки: большие красные цветы и черные листья. Это же соседство с Украиной повлияло и на диалект жителей села. Со временем образовалось что-то среднее между русским и украинским языками так называемый, «хохлячий».
Помимо традиционного костюма в селе сохранилась и песенная традиция. Основными исполнителями и носителями фольклора в селе Истобном являются женщины. И неудивительно, ведь у русской песни женское лицо. Мужчины порой на долгие годы расставались с родной деревней, уходя в солдаты, на работу в город. Именно женщины были хранителями, носителями, знатоками местных традиций и песен. Песенная традиция села отличалась большим разнообразием песенных жанров: здесь есть плясовые, протяжные, воинские, свадебные, а также шуточные песни.
Стремление современных людей общаться с народным искусством – это тяга к активному творческому началу, которое передает народная песня.
Литература.
Оскольский край. А.П.Никулов,- Б. 1978г.
Белгородское приосколье. В.М.Щуров, - М. 1993г.