Окружающая нас среда постоянно усложняется и изменяется. Точно так же, как и деятельность инженера сильно изменилась с момента зарождения. Не похожа она и на развитие в двадцатом веке. Она предстаёт в трудах П. К. Энгельмейра как единое целое, состоящее из технических и естественно научных знаний, социально-экономических факторов, эстетических аспектов, ну и конечно же духовных качеств инженера как творца, новатора. Так же освещаются трудные, но преодолимые пути становления инженера как самого высшего класса, инженера предпринимателя, и ученого, психолога и экономиста, созидателя всей политики, преподносящего на обозрение ту область своей деятельности, которую называют инженерным искусством. К окончанию XX века создается социотехнический тип инженерной деятельности, что приводит к обновлению поиска социокультурных оснований, в том числе морально-этических, в инженерной среде. А чем ближе к нашему времени, тем ближе к изменениям в инженерной деятельности, которая превратилась в технологии компьютерного моделирования, что и привело к созданию нового вида – виртуализированная инженерная деятельность. Поэтому и появились творческие коллективы необходимые для совместных реализаций проектов по сети Интернет.
Ну а как же гуманитарная составляющая современного инженера? В своей жизни, в разработке новых техник и технологий, в формировании техно-сферы и производственной среды современный инженер просто обязан понимать человеческую природу, «человеческое взаимодействие», учитывать социально-гуманистические, экологические, психологические, этические и эстетические аспекты. Значит инженер обязан иметь гуманитарную базу, которая осуществляет профессиональную значимость. К этому добавим еще и то, что гуманитарная культура, социально-гуманитарные познания подталкивают у студентов творческое, поисковое и социальное ориентированное мышление, создают у них глобальное видение мира, ценностные ориентации, необходимые нравственные и эстетические качества, расположение к диалогу, работы с людьми, делового, служебного общения и прочее. Имеет место быть и профессиональное значение. Однако, гуманитарное образование для инженера имеет не только личностную, но и большую профессиональную значимость. Значит, гуманитарное образование занимает важное место в системе подготовки инженеров.
Но что же мешает работе инженера уже являющегося частью компании? Решая какую-либо поставленную задачу, часто инженеры отвлекаются от проблем фирмы и занимаются тем, что интересно им самим. Решая проблему, инженер не видит глобальность задачи, важную для всего отдела. Часто после окончания обучения в высших учебных заведениях в головах выпускников создаются непомерно высокие и порой далекие от реальности ожидания в предоставленной им работе, а также продвижению по карьерной лестнице. Именно по этой причине происходит противостояние начальству и вышестоящему руководству. Следовательно, ежегодно происходит потеря свыше 130 000 новых инженеров, ведь нет замены тех рабочих, которые трудятся сейчас.
Характерно, что система высшего технического образования продолжает транслировать технократические смыслы и ценности профессии, уже устаревшие нормы и правила, что, вообще говоря, не удивительно, так как именно для этого и предназначено профессиональное образование.
Таким образом, тип людей как инженер современный, занимающийся виртуализацией проектов, обладающий социально-гуманитарными познаниями должен быть готов к полной самоотдаче и решению глобальных проблем в любой ситуации.
Список использованной литературы:
Энгельмейер П. К. Технический итог XIX века. - Спб, 1898. - Цит. по Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А.. Философия науки и техники. - М.: Контакт-альфа, 1995. - С. 293
Этика инженера: через понимание к воспитанию.Ведомости прикладной этики. Вып. 42 / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013. – 258 с.
Васенкин А. В. Мировоззренческая роль инженерной этики // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 213-216.