ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Пухлякова М.А. 1, Алехина Е.С. 1, Буряков С.А. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновационные технологии становятся неотъемлемой частью современного девелоперского и риэлтерского бизнеса. Однако само понятие «инновации» остается достаточно размытым для рынка недвижимости. В большинстве своих исследований эксперты рынка недвижимости разделяют инновации, представленные на рынке недвижимости, на четыре категории. Первая – это инновации в строительстве. К ним относятся различные материалы и технологии, в том числе энергоэффективные, «зеленые» и пр. Вторая категория – инновации в архитектуре. Она включает соответствующие фасадные решения, разработки эффективных планировок и т.д. Третья – это инновации в сфере услуг, маркетинга, к которым относятся нестандартные методы продвижения проекта, способы взаимодействия с клиентами и партнерами компании. Последняя категория – инновации в развитии территории и инфраструктуры жилого комплекса [4].

Задача риэлтора – организовать систему продаж, полное оформление сделок, постпродажное обслуживание, помочь застройщику с юридической и судебной историей, про которую многие девелоперы в начале своего пути не думают, но практически всегда сталкиваются в конце. В результате застройщик получает полностью подконтрольный ему собственный отдел продаж. При этом он продвигает свою структуру, а не агента. Также застройщик значительно экономит, поскольку совместное предприятие (а соответственно и его миноритарный акционер) несет часть расходов на оформление прав собственности, постановку на кадастровый учет и пр. Кроме того, девелопер возвращает часть потраченных средств через дивиденды предприятия, снижая тем самым риэлторскую комиссию. В прибыльном положении оказывается и покупатель – он напрямую контактирует со структурой продаж застройщика, но при этом получает все дополнительные блага, которые привносит агент. При этом клиент застрахован от рисков, связанных с оформлением прав собственности, поскольку предприятие никуда не исчезнет после окончания строительства [2].

От того, насколько внимательным будет сервис со стороны продавца, зависит эффективность развития самой компании, уверенность в том, что клиенты лоялен и дальше, в особенности, если фирма предлагает свой информационные сервисы.

В нашем мире все больше становится информации, она играет главную роль, человек без нее ничего не может делать. С каждым годом объемы информации будут и дальше стремительно расти. Также не обошло стороной и внедрение инноваций на рынке недвижимости. Цифровая эра принесет в современный риэлтерский бизнес самые значительные перемены и поэтому постепенно во все отрасли этого бизнеса внедряются новые инвестиции. Если в каких-то сферах не составляет труда с новыми инновациями, то с рынком недвижимости, не так все просто. Что бы понять, как в сферу недвижимости вводить новые инновации, надо разбить его на компоненты [4].

Рынок недвижимости складывается из 3-х основных рыночных компонентов [1]. Первый – создание объекта: инвестиционностроительный цикл, включающий инвестиционный замысел, определение назначения объекта, землеотвод,проектирование, строительство (реконструкцию), сдачу в эксплуатацию. Второй – обращение: продажа, найм, сдача в аренду, другие имущественные сделки, образующие в целом оборот прав на существующую, ранее созданную недвижимость. Третий – управление: использование, обслуживание объектов, ремонт, их эксплуатация, поддержание в системе городских инфраструктур и коммунального хозяйства.

В результате исследования эксперты рынка недвижимости разделили инновации на этом рынке на четыре категории. Первая – это инновации в строительстве, к ним относятся различные материалы и технологии, в том числе энергоэффективные и пр. Вторая категория – инновации в архитектуре, она включает соответствующие фасадные решения, разработки эффективных планировок и т.д. Третья – это инновации в сфере услуг, маркетинга, к которым относятся нестандартные методы продвижения проекта, способы взаимодействия с клиентами и партнерами компании. Последняя категория – ИТ-инновации в развитии территории и инфраструктуры жилого комплекса.

С развитием информационных технологий Интернет стал незаменимым рычагом воздействия на целевую аудиторию агентств по продаже недвижимости. Поиск покупателей и продавцов по газетным объявлениям остался в прошлом; люди, которые сегодня в состоянии купить квартиру, в большинстве своем являются активными пользователями Интернета, владеют базовой информацией о рынке и ценах и не боятся сотрудничества с агентствами недвижимости [6]. В риелторских компаниях быстро поняли, что усилия по организации активной деятельности следует направить именно в сферу информационных технологий, и несколько лет назад продвижение услуг в области недвижимости было постепенно переориентировано на Интернет. С началом кризиса, при максимальном объеме предложения и практически полном отсутствии спроса, у риелторов возникла еще более острая необходимость во внедрении информационных технологий: простого умения провести переговоры и заключить сделку оказалось уже не достаточно, гораздо важнее стало научиться успешно продавать недвижимость, и во многом этому способствовало использование так называемых Интернет-витрин. Первый опыт создания IT-систем – межриелторские онлайн-базы объектов недвижимости; позже, перенимая опыт западных коллег, отечественные риелторские компании стали создавать для общения с клиентами пользовательские оболочки «виртуальный риелтор». Принцип их действия прост: применяя имеющуюся на сайте специальную форму, продавец может определить приблизительную стоимость своей квартиры, а покупатель – подобрать из имеющейся базы объекты, отвечающие заданным требованиям. Не последнюю роль во внедрении ИТ-систем в сфере продажи недвижимости играет и тот факт, что всемирная сеть дает возможность рассказать о своей компании огромному количеству людей. Иными словами, Интернет можно считать одним из лучших инструментов продвижения услуг агентств недвижимости. Грамотное оперирование виртуальной информацией позволяет решить множество проблем, связанных как с рекламой агентства, так и с его непосредственной деятельностью – покупкой и продажей недвижимости. Виртуальные базы данных избавляют потенциальных покупателей от необходимости выезжать на просмотр объектов. Дистанционный обмен документами дает возможность проверить законность предстоящей сделки, не выходя из дома. Информационные технологии, несомненно, помогли постепенно превратить продажу недвижимости из «бизнеса тетрадки на коленках» в стройную структуру, в которой агентства недвижимости берут на себя роль координационных центров, помогая риентироваться в нюансах рынка и продавцу, и покупателю. В целом информационные системы в риэторском бизнесе можно разделить на категории [2]:

- системы управления клиентами СRМ;

- системы управления базами объектов. Их существует достаточно большое количество: ИСЦентр, Винер, IReal и т.д. В каждой системе обычно есть Интернет-оболочка;

- Интернет-оболочки-порталы, созданные по свои цели, включающие и базы данных и элементы CRM.

Для управления услугами и клиентами используются CRM с системами управления документооборотом, но в основном в агентствах, построенных по функциональному признаку, так как именно там есть необходимость отслеживания прохождения сделки и клиент «не привязан» к конкретному сотруднику. Разница с другими бизнесами, также определяющая слишком узкое использование таких систем, заключается еще и в том, что, как правило, клиент агентства пользуется услугами один или два раза, так как недвижимость не покупается ежегодно. Необходимости прослеживать динамику оказания услуг по конкретным клиентам нет. Интерес представляют несколько иные показатели: длительность выполнения услуги, движение документов, наличие претензий и расторжений договоров, стоимость услуг и дополнительных затрат.

В агентствах с первым типом технологии клиент привязан к конкретному специалисту, поэтому течение сделки прослеживается легко. Но существуют еще неявные и неафишируемые причины неиспользования комплексных информационных систем, которые обтекаемо называют тайной клиента и тайной сделки. Если говорить откровенно, то многие клиенты склонны не предавать гласности цены своих сделок, так вообще не афишировать свои сделки с недвижимостью. Другой вопрос – это существующее налогообложение и регулирование в связи с этим финансовых потоков.

Системы управления базами объектов не интегрируются с CRM – системами. Как правило, базам сопутствует специальная система документооборота. Но она очень ограничена в использовании, так как выполняет, прежде всего, технические функции – обеспечивает жизненный цикл информации в базе, используются для аналитики динамики базы и является частью общего документооборота [5].

Интернет-порталы, при их продуманном создании, должны обеспечить информационные потребности сразу 4 категорий пользователей: специалистов по недвижимости, потенциальных покупателей недвижимости, потенциальных клиентов агентства по различным услугам и руководителей и собственников бизнеса.

На внутрифирменном уровне существуют попытки создания BI— систем бизнес-аналитики для формирования аналитических отчетов и оценки бизнес-процессов. В том числе формируется и накапливается банк знаний, по смыслу близкий к ECM, или управлению контентом, в том числе корпоративного портала, технологий, чужого и собственного опыта и прецедентов. Создается, правда, это с помощью стандартных статистических пакетов, MS Office [6].

Агентства недвижимости в своей работе применяют следующие технологии: Call-центр (обычно для компаний с несколькими офисами), СМС-центр (услуга предоставляется сотовым оператором), платежные системы и карты, так как многие используемые Интернет-ресурсы оплачиваются виртуальными деньгами, чаще всего web-money.

К сожалению, многие, даже среднего размера компании, по сравнению с другими видами бизнеса невелики, и не могут позволить себе к установке полноценное программное обеспечение и многофункциональную связь для Call-центров. Однако для компании, даже работающий без применения ИТ-систем и оборудования, Call-центр значительно повышает эффективность обработки запросов потенциальных клиентов в компанию. С другой стороны, активное продвижение услуг Call-центра на рынке привлекает много потенциальных клиентов, которым, во первых, привычны звонки в справочную операторам, во-вторых тех, кто сначала предпочитает собрать и обработать максимум информации без посещения агентств.

Например, самые крупные агентства недвижимости в Ростовской области (особенно город Ростов-на-Дону, Шахты и др.) - одни из немногих выживших, лишь благодаря своевременному, даже заблаговременному внедрению информационных технологий. Также благодаря ИТ они стали всероссийской компанией, несмотря на большую территориальную отдаленность офисов. Поэтому внимание должно уделяться дальнейшему совершенствованию информационных сервисов как для существующих и потенциальных клиентов, так и для работы сотрудников [3].

Вообще, перспективы развития данных технологий таковы [1]:

- создание всероссийских баз объектов недвижимости с максимальным количеством сервисов и для клиентов, и для агентов, с фото и привязкой к подробным спутниковым и схематическим картам местности (что для России – серьезная проблема).

- полная информатизация рабочих мест риэлтора вплоть до виртуальной подачи и получения регистрационных, право удостоверяющих документов не только от клиентов и банков, что уже активно используется, но и от инстанций.

- полная информационная открытость риэлторских компаний с помощью различных ИТ-систем и сервисов в отношении: сотрудников, статистики сделок (которую не предоставляет даже Федеральная регистрационная служба) и их финансовых аспектов. Такие комплексные информационные системы – это большая проблема внедрения, но и, с известными целями.

Если Китайские инженеры устраивают выставки объектов недвижимости, воспроизведенных с помощью 3D-принтера, то голландские инженеры собираются использовать это устройство для изготовления мостов, а итальянские – для строительства жилья, то Россия еще не готова пойти на такой шаг.

Как считает Вячеслав Шихов, генеральный директор GranelleDevelopment, во-первых, потому, что внедрение нового оборудования зачастую связано с дополнительными финансовыми издержками. «Поэтому на начальном этапе его использования можно уверенно прогнозировать рост себестоимости строительства, – убежден эксперт, – а в существующей рыночной ситуации это крайне нежелательно».

Нельзя здесь не отметить и кризисные тенденции рынка недвижимости, которые, еще не один год будут сохраняться. Именно в кризис усилилась потребность в информации, которая удовлетворяет базовым требованиям: своевременность, актуальность, правдивость, объективность, доступность. Но информация должна быть и минимально затратной для того, кому она нужна. Соответственно, и ИТ-технологии, позволяющие предоставить клиенту и работнику такую информацию, стали еще более востребованы [1].

Сервисное обеспечение ИТ в недвижимости осуществляется обычно по схеме «квалифицированный service-desk», в которой присутствуют специалист «по железу» и специалисты по работе непосредственно с информацией - информационные отделы агентств. Основные их задачи: управление жизненным циклом информации, создание уникальных контентов и управление информационными Интернет-ресурсами, аналитика, ведение баз данных. В целом можно сказать, что это наиболее часто используемых в крупных компаниях упрощенный вариант с использованием аутсорсинга сложных технических функций и функций по разработке и самостоятельное выполнение более простых сервисных функций для поддержания бизнеса. В мелких фирмах обычно используется полный аутсорсинг таких функций.

Также, как никогда в последнее время стали важны и технологии защиты информации от Интернет-так, но и технологии защиты информации в целях стратегической безопасности бизнеса и утечки данных, например, о сделках и клиентах, в том числе интеллектуального капитала, собственных разработок и документов фирмы. Поэтому приходится задумываться не только о применении антивирусной защиты, но и о защите информации внутри локальных сетей.

Несмотря на все проблемы в области недвижимости, специалисты страны пытаются внедрять и совершенствовать рынок недвижимости, улучшить условия, как для покупателей, так и для продавцов недвижимости. Разрабатывая и внедряя новые ИТ-технологии, постепенно Россия будет идти в ногу со временем, и следить за тенденциями на рынке недвижимости – залог успеха и процветания.

Список использованных источников литературы

1. Информационные технологии в сфере недвижимости [электронный ресурс] / режим доступа: http://lisica90.narod.ru (дата обращения 24.11.2015);

2. Маркетинг в России на рубеже веков: реалии, проблемы, перспективы. / Монография/Выпуск 4// Под науч. ред. д.э.н., проф. Федько В.П. М.: ИНФРА-М, АКАДЕМЦЕНТР, 2012.-296с.

3. Недвижимость города Шахты электронный ресурс] / режим доступа:shahty.ru (дата обращения 22.11.2015);

4. Дуванская, Е.В. Влияние информационного сервиса на деятельность торговых организаций / Е.В. Дуванская, Е.В. Лемешенко, М.А. Лемешко, Ж.В.Горностаева, А.А.Кузнецов. Экономика и социум. 2014. №1-3(10). С. 82-85.

5. Горностаева Ж.В., Демьяненко Е.Н., Алехина Е.С. Необходимость внедрения инноваторских подходов на рынке жилья / Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 октября 2015г., Челябинск).В 2ч. Ч.1 - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2012.-228с.

6. Горностаева Ж.В., Алехина Е.С., Чужинов П.С. Типизация клиентов и виды их поведения в сфере риэлтерских услуг / Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика [Текст]: сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 года), редкол.: Горохов А.А. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО "Университетская книга" Курск, 2015. 479 с.

Просмотров работы: 2241