КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа является особенно актуальной в настоящее время, так как малые предприятия занимают важную сферу в экономике страны, приносят дополнительные рабочие места, увеличивают конкуренцию на рынке, обеспечивает занятость населения и выступает основой развития мировой экономики. В зарубежных странах малый бизнес составляет значительную часть предпринимательства, что помогает им решать следующие задачи [3]:

- развитие конкуренции и преодоление монополизма;

- развитие небольших поселений и сельскохозяйственных населенных пунктов;

- способствует увеличению гибкости производства и ускорение его обновления, так как малые предприятия легче управляются и более мобильны;

- удовлетворяет потребности индивидуального спроса в самом широком разнообразии.

Но в России данная сфера экономики мало развита, основной причиной является низкое финансирование и малый спрос на кредиты. По объемам кредитования МБ Россия занимает 148 место в мире.

Цель исследования: изучить систему кредитования малого бизнеса России, выявить основные проблемы и пути их решения.

Малые предприятия чаще всего нуждаются в кредитовании и имеют все предпосылки, что бы стать клиентом банков. Но банки к выдаче кредитов МП относятся с осторожностью и определяют их в особую группу рисков. Причиной можно выделить несколько проблем, связанных с финансированием [4]:

  1. Как правило, у данной категории собственные средства ограничены, что ухудшает соотношение собственного и заемного капитала. Следовательно, отражается на кредитоспособности и увеличивает степень риска для банка.

  2. В настоящее время для банков важны данные о клиенте, и отсутствие качественной информации отрицательно сказывается на займах. В основном это связанно с следующим:

- часто малые предприятия носят семейный характер и большинство владельцев не имеют опыта в предоставлении отчетности;

- отсутствие рейтинговых агентств;

- специализирующихся на финансировании малых предприятий;

- отсутствие доступа к финансовым рынкам.

  1. Формирование репутации. Ее отсутствие затрудняет поиск займа недавно созданным фирмам.

  2. Высокий процент банкротств в данной группе.

  3. Ограниченные возможности у банков по долгосрочному кредитованию.

  4. Отсутствие мотивации у коммерческих банков для предоставления средств малым организациям.

Таблица 1 - Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства [6]

Год

Объем предоставленных кредитов(млн.руб.)

В рублях

в иностранной валюте и драгоценных металлах

всего

Темп роста к предыдущему году,%

2011

33450962

1130665

34581627

-

2012

40082667

1084786

41167453

119,04

2013

46145520

1487942

47633462

115,71

2014

47522294

2043828

49566122

104,06

Как видно из данных таблицы, в 2014 году объем предоставленных кредитов составил 49566122 млн. рублей, что на 1932660 млн. рублей (4,06 %) больше чем в предыдущем году и на 14984495 млн. рублей (43,33%) больше чем в 2011 году.

В настоящий момент лидером по кредитования МБ является «Сбербанк», в первой половине 2014 года банк выдал кредитов на сумму 392696 млн. рублей. У банка имеется множество программ по кредитованию, разделяющихся по целям, например на приобретение грузового автотранспорта, легкого коммерческого автотранспорта, спецтехники различного назначения, прицепов и полуприцепов, других видов транспортных средств выдается кредит под 14,55% годовых, на срок от 1мес. До 7 лет, погашение возможно равными долями либо по индивидуальному графику, так же возможна отсрочка до 3х месяцев. Самая высокая ставка у кредита «Доверие», составляющая от 19,5-26,5% годовых, плюсы данного кредитования:

- без залога;

- различные режимы погашения задолженности;

- возможно оформление на физическое лицо - собственника бизнеса.

Так же «Сбербанк» является участником программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Целью Программы является предложение механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) путем предоставления им кредитных средств на специальных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала (за исключением предоставления кредитов на пополнение оборотного капитала субъектам МСП, занятым в сфере торговли).

Мировая практика показывает, что малый и средний бизнес имеет существенное влияние на экономику страны, но главная проблема ведения такого бизнеса, это основные средства, большинство малых не имеют собственного капитала и им необходимы заемные средства. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого и среднего бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования — повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Банк тоже заинтересован в процветании малого и среднего бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лаврушина, О.И.Банк и банковские операции [Текст]: учебник /под ред. О. И. Лаврушина. — М.: КНОРУС, 2012. — 272 с.

2. Гиблова Н. М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Гиблова Н. М. //Банковское кредитование — 2014.- № 3.

3. Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса / А. С. Кртян // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 32-34.

4. Сараев А., Растем по инерции/ Сараев А.// Банки и деловой мир -2014-№ 5.

5. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]– Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-17

6. «Сбербанк России» - малый бизнес [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business

Просмотров работы: 1011