ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГПОУ ТО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ») - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГПОУ ТО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»)

Лебедева М.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенческий период жизни – один из самых важных периодов в жизни человека. По мнению Слободчикова В.И., Исаева Е.И. данный возрастной период охватывает возрастные границы от 16 до 21 года и относится к кризису юности, в котором выделяются негативные и позитивные стороны. «Негативные моменты кризиса связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т. п.; позитивные - с новыми возможностями становления индивидуальности человека, сознательного и целенаправленного самообразования» [6, с. 134-156].

В современном мире специалист должен обладать не только знаниями, навыками профессиональной деятельности, но и должен занимать личностную позицию: быть способным самостоятельно ставить и достигать профессиональные и жизненные цели, быть самодостаточным и конкурентоспособным. Руководители фирм нередко сетуют, что их сотрудники плохо умеют контактировать с людьми, решать проблемы, планировать работу и справляться с эмоциями. Однако необходимо более или менее четкое понимание того, что подразумевается под этими компетенциями. Это затрудняет работу и самих компаний, и их сотрудников. Для этого преподавание в учебном учреждении должно учитывать эти аспекты и работать над этим.

Проблема адаптации к обучению в техникуме обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации. В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие, и как процесс. Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [1, с. 89-101].

В.Ю. Хицкая выделяет список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в техникуме. Это факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в образовательном учреждении: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональную направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности [9, с. 11-18].

Очень важно не упустить адаптационный период и вовлечь студентов в профессию и студенческую жизнь. Реализация психолого-педагогической программы вводной адаптационной недели государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» предполагает адаптацию студентов нового набора к успешному обучению в техникуме. Цель адаптационной недели: познакомить студентов-первокурсников с организацией учебно-воспитательного процесса в техникуме, сформировать положительные установки в связи с изменением их статуса, сформировать начальную психологическую базу для преодоления трудностей периода адаптации. Задачи адаптационной недели: сформировать у студентов положительную мотивацию учебной деятельности, психологически подготовить студентов к учебной деятельности в техникуме, познакомить студентов с основами научной организации умственного труда, сформировать у студентов первичную самооценку правильности профессионального выбора за счет расширения знаний о профиле своей будущей специальности. Методы, используемые на адаптационной неделе: лекционные и практические занятия, тестирование, психологические тренинги, экскурсии, круглый стол [2, с. 76-83].

Программа проведения адаптационной недели включает в себя следующие разделы: «Тульский государственный коммунально-строительный техникум – первый шаг к профессии», «Учись учиться. Научная организация труда студентов», «Основы культуры общения», «Диагностика структуры интеллекта и личности», «Дом, в котором мы живем».

В результате апробации мероприятий адаптационной недели студент должен знать: историю и традиции Тульского государственного коммунально-строительного техникума, устав учебного заведения, права и обязанности студентов, основные требования к учебной деятельности студента, основы научной организации труда, основы психологии общения.

Организация психолого-педагогической поддержки студентов осуществляется на основе диагностики, по итогам которой составляется паспорт индивидуальных познавательных особенностей студентов, выявляются проблемы студента-первокурсника. Диагностическая программа включает следующие методики: методика на определение темперамента (Г.Ю. Айзенк), методика измерения уровня тревожности (Дж.Тейлора) в адаптации, методика изучения мотивов учебной деятельности (А.А.Реан, В.А.Якунин), тест Куна «Кто я», оценка уровня общительности, диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [3, с. 29-41].

На адаптационной неделе в работе с педагогом-психологом приняли участие 22 студента ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» специальности среднего профессионального образования «Гидрогеология и инженерная геология» в возрасте 16-17 лет. Анализ апробации диагностической программы показал, что большинство учащихся пришли учиться в техникум, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, получить диплом. Большинство студентов относятся к типу темперамента - «холерик» (18 человек), 2 человека - «сангвиник», 2 человека - «меланхолик». Таким образом, ввиду большего количества «холериков» группа прогнозирует себя как темпераментная, могут иметь место конфликты. Высокий уровень тревожности показали 3 студента группы. По результатам методики на выявление уровня общительности большинство студентов коммуникабельны. Высокие лидерские способности выражены у 3 студентов.

По результатам методики «Кто я?», студенты дают положительные самохарактеристики, относящиеся к их интересам и увлечениям (рисую, танцую) или статусу (человек, сын и т.д.). По результатам анализа были выявлены деятельностные характеристики: интерес к рисованию есть у 2 человек, к танцам – у 3 человек, к спорту – у 7 человек. Индивидуально-личностные характеристики: общительных было выявлено 9 человек, активных – 7 человек, ищущих себя – 1 человек, стремящихся познать себя – 5 человек. По отношению к своему возрасту были проанализированы возрастные характеристики: студентом себя охарактеризовали – 10 человек, будущим специалистом – 7 человек, самостоятельным – 5 человек. Наибольшее количество характеристик относится к индивидуально-личностным. На основе проведенного исследования был составлен творческий портрет группы.

В целом, студенческая группа первого курса показала себя как успешная, активная. При этом, необходимо обратить внимание на тех студентов, которые показали высокий уровень тревожности.

Важно отметить, что переход из одного учебного заведения в другое – это трудный период в жизни молодого человека. Необходимо выстраивать отношения с новым коллективом сверстников в группе, в общежитии, с педагогами. В любом случае студент-первокурсник оказывается в новом для себя обществе сверстников и педагогов. Первые месяцы и первый год обучения в колледже становится периодом социализации в новых условиях и приобретения нового статуса среди сверстников [4, с. 35-54].

Одним из основных звеньев воспитательного процесса первого года обучения является работа классного руководителя. Ведь от качества этой работы зависит степень усвоения базовых знаний и социально-психологический климат в коллективе. Работа классного руководителя на первом курсе колледжа должна быть организована на высоком уровне. В течение года предстоит сформировать коллектив группы, изучить личность каждого обучаемого, обеспечить его индивидуальное развитие, подготовить к предстоящей профессиональной деятельности.

Перед классным руководителем стоит ряд задач: изучение индивидуально-личностных особенностей студентов совместно с педагогом-психологом; определение студентов «группы риска» для дальнейшей индивидуальной работы по профилактике правонарушений и асоциальных явлений (совместно с социальным педагогом); проведение комплекса воспитательных мероприятий, направленных на формирование коллектива, уважения к профессии и ответственного отношения к учебной деятельности; создание благоприятных условий для развития творческих способностей, самореализации; формирование активной гражданской позиции; стимулирование становления индивидуальности, в том числе в будущей профессии. При этом планируется достичь определенных результатов: сплоченности группы, повышения у студентов уверенности в себе, снятие у студентов психологического напряжения, формирование готовности к профессиональному самопознанию и самосовершенствованию [8, с. 76-81].

По итогам адаптационной недели формируется положительная мотивация учебной деятельности у студентов, они становятся психологически более подготовлены к обучению в техникуме. У студентов формируется первичная самооценка правильности профессионального выбора за счет расширения знаний о профиле своей будущей специальности, что является необходимым условием для успешной реализации своих способностей в учебной деятельности.

Список литературы

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания – М., 2010. – 365 с.

2 Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 2011. – 247 с.

3 Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Спб,2010 - с. 29-41.

4 Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2010. – 423 с.

5 Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения.// Учебное пособие - Л., 2009 – 15 с.

6 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 2005. — 384 с.

7 Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Успешность профессиональной деятельности и профессиональная пригодность оператора. // Психологический журнал. - 2014, № 3. – с. 12-23

8 Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 2009 - с. 89-103.

9 Хицкая В.Ю. Специфика социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе - СПб, 2011 - с. 11-18.

6

Просмотров работы: 796