СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА КАК СФЕРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА КАК СФЕРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Юхкевич К.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе в широкой системе факторов, предопределяющих сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, формирование исторической памяти и обеспечение преемственности культурно-исторического развития, особое место принадлежит музеям. Из века в век они играют все большую роль в социально - культурной сфере, духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания.

Основной целью данной статьи является рассмотрение современного музея как относительно устойчивого элемента социокультурной жизни современного общества.

В осмыслении основного предмета исследования, необходимо начать с того, что музейное дело понимается как вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Следует отметить, что музейное дело объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу.

В историческом контексте музейный мир развивался во времени и пространстве, ведь само возникновение музея могло произойти лишь на определенном этапе освоения человечеством пространства и времени. Это освоение включало в себя проявление линейной перспективы в живописи, новые географические открытия, достижения естествознания и астрономии и многое другое. В России это произошло позднее, чем в Европе. Только концом XVII века исследователи датируют начало истории коллекционирования в России. Но лишь к XVIII веку сложилось мировосприятие, при котором стало возможно появление музеев. Музей оказался уникальным социальным организмом, который как бы аккумулировал пространство и время и зримо представлял множественность ритмов истории.

Если рассматривать понятие музейного дела в системе культуры в целом, то под музейным миром можно понимать часть культурного пространства, в котором функционируют объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и подлежащими сохранению и передаче будущим поколениям в качестве овеществленного культурно-исторического опыта. Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи. В процессе включения объектов в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.

Значение музейного дела для современного общества определяется, прежде всего, изменениями на рынке услуг в сфере культуры, которые формируют новые потребности и требуют привлечения новых специалистов. К музейной работе это имеет прямое отношение. Услуги в социально-культурной сфере создаются сегодня зачастую на основе принципа комплиментарности, т.е. дополнительности. На стыке нескольких сфер возможно создание и развитие новых услуг. Например, прекрасные возможности в развитии услуг дает соединение музея как традиционного социокультурного института со следующими направлениями:

-туризм;

-деятельность образовательных учреждений;

-досуговая сфера;

- торговля;

-информационные услуги;

- шоу-бизнес.

Остановимся кратко на проблемах развития музейного туризма как яркого примера интеграции некоммерческой и коммерческой сферы. Для музея туризм означает, прежде всего, инициативность в создании, как нового культурного продукта, так и системы музейных услуг, помогающих формированию и удовлетворению запросов реального и потенциального потребителя. Уже сегодня он выступает как мощный фактор модернизации, определяющий эволюцию части местных музеев в сторону музейно-образовательных и музейно-культурных центров, быстро осваивающих технологию гостеприимства. Музей в соединении с возможностями туризма развивает не столько свои традиционные цели и задачи, сколько трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций. Туристы сегодня посещают Музей для того, чтобы просто отдохнуть, развлечься, получить заряд положительных эмоций.

Важно отметить, что музей реализует свои социо-культурные функции посредством выполнения, прежде всего, социального заказа:

-служить местом общения;

- развлекать посетителей;

-обслуживать туристические и экскурсионные фирмы;

-обеспечивать вакансии для новых профессий: музейного педагога, маркетолога, специалиста по музейному сервису.

Музей сегодня, помимо воспитательно-образовательной деятельности, становится центром культурного досуга, он представляет сложный организм с разветвленной сетью современных служб, призванных предоставлять новые услуги населению и удовлетворять широкий спектр интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Другими словами, на рубеже ХХ и ХХI столетий существенно меняется миссия российских музеев, ее содержание напрямую связано с новыми общественными запросами. В чем особенность этих запросов по отношению к музеям?

Нужно помнить, что рынки культуры - это не просто создание культурных условий и благ, это, прежде всего, производство и потребление "символов" и "ценностей", удовлетворяющих "высокие" нематериальные потребности. Эти рынки имеют символическую природу. Для определенной категории посетителей музея сам визит в музеи является символическим поступком - независимо оттого, что они там увидели. Поэтому, в частности, нет смысла торговать в музее продуктами ширпотреба или предлагать услуги, которые могут быть оказаны в другом месте. Поэтому профессиональная деятельность на рынке "символов" - это работа не с товарами и услугами, а с социально-психологическими мотивами, желаниями, ценностями людей в ситуациях, когда потребление материальных вещей отражает нематериальные социальные потребности, это - потребности общения, гедонистические потребности, потребности в достижении эмоционально-психологического комфорта. Поэтому роль специалиста по сервису заключается в создании условий для удовлетворения этих потребностей в рамках музейного пространства. Качество социально-культурного сервиса также является одним из показателей успешного функционирования некоммерческих организаций, в том числе и в музеях. Качество музейного сервиса напрямую связано со знанием теории и практики музейного дела, как за рубежом, так и в России. А эти знания можно получить только в системе высшего образования на базе изучаемых дисциплин направлений Сервис и туризм. Бакалавр по сервису должен уметь создавать комфортную атмосферу общения с клиентами. Это его прямая обязанность. Огромное значение имеет атмосфера, создаваемая в музее. Кто встречает посетителя при входе, как, с какими словами, с каким выражением лица, каким взглядом провожают его смотрители. Чувствует посетитель себя желанным гостем или нежданным пришельцем? Ощущает он дружелюбие или равнодушие (или враждебность) музейного персонала? Атмосфера - очень важная часть предлагаемого музеем продукта.

То же самое относится к дизайну и качеству музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных помещений, здания, территории, рекламы, печатной продукции и т.д. - всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. Как и театр, музей начинается с вешалки, а для некоторых категорий публики ею же и заканчивается, ибо не всякий посетитель достаточно искушен, чтобы оценить шедевр или реликвию, помещенные в убогом пространстве. Итак, в определенном смысле, музей предлагает посетителям пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями. Кроме этого, он предлагает:

- экспозиции и выставки;

- программы - циклы экскурсий, лекций, а также кружки, студии и т.д.;

- специальные мероприятия и события;

- услуги, ассортимент которых определяется возможностями его коллектива и инфраструктуры;

- авторские права на воспроизведения предметов, входящих в его собрание;

- сувениры - качественные и неслучайные - желательно, снабженные фирменной маркой музея, или (если это копии, хранящихся в музее предметов) сертификатом, удостоверяющим точность их воспроизведения; - книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию - непосредственно по теме музея или по близким темам, - а также видеофильмы, слайды, CD-ROMы и прочие издания, использующие современные информационные технологии.

Таким образом, музей может предложить своему посетителю множество продуктов материальных и нематериальных. Что же он получает взамен? С точки зрения социально-культурного сервиса это - положительную реакцию посетителей, которые участвуют в формировании его атмосферы и имиджа и, в случае успеха, становятся невольными (или добровольными) рекламными агентами музея, его друзьями и партнерами.

Сегодня проблема музея заключается в том, чтобы знать своих посетителей (покупателей, потребителей) и своих потенциальных партнеров (заказчиков, спонсоров). Это непременное условие социальной и экономической успешности музея, ступившего на путь разработки маркетинговых стратегий и технологий. Вместе с тем, это не означает, что вся деятельность музея будет идти только навстречу выраженным желаниям публики. Следовательно, сегодня специалистам музейного сервиса необходимо, прежде всего, использовать весь арсенал средств: знания, навыки профессионального общения, искусство, направленные на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения. Главное, надо развеять у части населения различного рода предубеждения, связанные с устойчивыми представлениями о том, что музей – «устаревшее», «скучное» и «несовременное» учреждение культуры. Таким образом, я считаю, что современные инновационные технологии в музейном деле могут существенно расширить и качественно повысить качество музейного сервиса в целом и сформировать новые социокультурные потребности в музейных услугах у населения в частности. А это требует в свою очередь подготовки высококлассных специалистов именно по социально-культурному сервису, которые могли бы по-новому организовать работу с посетителями музеев.

Список использованной литературы:

  1. Фролов, А.И. Музей // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.387.

  2. Златоустова, В.И., Каспаринская, С.А., Кузина Г.А.. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.402.

  3. Шмидт, С.О. Краеведение // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.297.

  4. Дмитриева, Е.К. Мемориальные музеи // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.357.

  5. Гнедовский, М.Б. Коммуникация музейная // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Том 1. - С.283.

Просмотров работы: 3948