Для оценки качества оказания специализированной стоматологической помощи в государственных и негосударственных медицинских учреждениях, в последние годы все большее значение приобретает изучение общественного мнения, проведение специальных социологических исследований, направленных на повышение ее качества, и являющихся обязательной составной частью системы менеджмента качества организаций [1, 2, 4, 5].
Цель: провести сравнительный анализ удовлетворенности пациентов качеством оказанной помощи на стоматологическом приеме в государственном учреждении (ГМУ) и негосударственном стоматологическом медицинском учреждении (НГМУ).
Результаты исследованияВ ходе нашего исследования проведено анкетирование 700 пациентов жителей г. Ставрополя, прошедших лечение в государственном (350 человек) и негосударственном (350 человек) медицинском стоматологическом учреждении. Анкетирование проводили методом случайной выборки. Предложенная респондентам анкета включала 20 вопросов, позволяющих оценить качество оказанной стоматологической помощи. По результатам опроса респондентов выяснили, что в государственных и негосударственных стоматологических медицинских учреждениях регистратура работает в основном хорошо, на что обратили внимание 55,6% пациентов НГМУ и 64,9% — ГМУ. Оценили работу регистраторов плохо 12,4% пациентов НГМУ и 4,1%пациентов ГМУ.
Оценка работы сотрудников медицинских учреждений (%)
Выбранное респондентами учреждение |
Сотрудники медицинских учреждений |
||||||||||||||
регистраторы |
терапевты |
хирурги |
ортопеды |
||||||||||||
хор |
ср |
неуд |
хор |
ср |
неуд |
хор |
ср |
неуд |
хор |
ср |
неуд |
||||
государственное стоматологическое медицинское учреждение |
64,9 |
31 |
4,1 |
70,7 |
24 |
5,3 |
68,4 |
24,3 |
7,3 |
71,6 |
23,4 |
5 |
|||
негосударственное стоматологическое медицинское учреждение |
55,6 |
32 |
12,4 |
21,5 |
63,5 |
15 |
54,6 |
20 |
25,4 |
59,8 |
15 |
25,2 |
Одним из важных показателей качества оказываемой медицинской помощи является отношение к пациенту и квалификация медицинского персонала [3, 7].
Анкетированием установлено, что большая часть респондентов ГМУ (70,7%) выше оценили работу стоматологов-терапевтов, чем в НГМУ (21,5%). Всего 5,3% респондентов ГМУ оценили неудовлетворительно, и 15% респондентов НГМУ. Ситуация в отношении врачей других профилей практически идентична. Оценили работу стоматологов-хирургов ГМУ «хорошо» 68,4%, «плохо» - 7,3% респондентов, работу врачей НГМУ «хорошо» - 54,6%, «плохо» - 25,4%. Работу врачей-ортопедов ГМУ «хорошо» оценили 71,6% респондентов, «плохо» - 5%, работу врачей НГМУ «хорошо» - 59,8%, «плохо» - 25,2%.
Выводы: таким образом, благодаря проведенному социологическому опросу пациентов медицинских организаций можно сделать заключение, что работа в Программе государственных гарантий оказания населению медицинской помощи, включая стоматологическую, может быть организована на качественно высоком, с точки зрения потребителей уровне [4,6]. Социологический опрос можно использовать для оперативного контроля и управления качеством оказанной стоматологической помощи населению.
Список литературы1. А. К. Мхитарян. Сравнительный анализ востребованности стоматологической помощи лицами трудоспособного возраста городского и сельского населения Ставропольского края/Мхитарян А.К., Агранович Н.В., Сагина О.В.// «Современные проблемы науки и образования». Электронный научный журнал. №3 2013г.
2. А. К.Мхитарян. Вопросы повышения эффективности и доступности стоматологической помощи, оказываемой жителям г. Ставрополя и Ставропольского края./Мхитарян А.К., Агранович Н.В., Соловьева О.А., Саркисов А.Я.//Основные проблемы в современной медицине/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014. 125-127 с.
3. А. К. Мхитарян. Оценка критериев повышения оказываемой стоматологической помощи жителям ставропольского края/Мхитарян А.К., Агранович Н.В.// «Современные проблемы науки и образования» – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15562 .
4. А. К. Мхитарян. Мониторирование стоматологической заболеваемости среди взрослого населения Ставропольского края/ Мхитарян А.К., Агранович Н.В.// «Медицинский вестник Северного Кавказа». Научно-практический журнал. Ставрополь, 2015. – том 10. №3. 266-269 с.5. Клинико-диагностические подходы ведения пациента на стоматологическом приеме. Караков К.Г., Саркисов А.А., Хритинин А.Д., Пузин М.Н. Вестник медицинского стоматологического института. 2013.№3. С.15-18
6. Характеристика психологических особенностей пациента на стоматологическом приеме. Саркисов А.А., Хритинин А. Д.,Пузин М.Н., Караков К.Г. . Вестник медицинского стоматологического института. 2013.№3. С.47 -49.
7. Неинвазивные иммунологические методы оценки здоровья населения. Караков К., Эльбекян К. Врач. 2008. №4. С.82.