Keywords: quality, design, model, method, EFQM, standard.
В России сегодня реализуются три государственных стандарта качества – модели для обеспечения качества при: окончательном контроле и испытаниях качества; проектировании и разработке качества, производстве, монтаже и обслуживании; производстве и монтаже.
Решение дизайнерских задач в большинстве случаев составляет содержание такого этапа как проектирование.
С нашей точки зрения обеспечение минимально необходимого уровня качества продукции при решении дизайнерских задач детерминировано следующими аспектами.
Во-первых, «дизайн-проект» есть основа концепта будущего продукта: «ошибки», совершенные на этом этапе может иметь деструктивные последствия при изготовлении опытного образца, пробной партии. Во-вторых, следует стремиться к достижению баланса, паритета между «соображениями» дизайна, эргономики и функциональности.
Обеспечение минимально необходимого уровня качества продукции при решении дизайнерских задач может и должно быть основано на мировом, главным образом европейском, опыте.
Наиболее распространенной «европейской» системой управления качеством может быть названа методика ЕFQМ, представляющая собой динамичную структуру, которая может быть реализована различными способами.
При реализации систем управления качеством европейские предприятия используют следующие основные положения модели ЕFQМ:
В центре внимания всей системы — «клиентоориентированность»
Ориентация на долгосрочное и обоюдовыгодное сотрудничество с поставщиками.
Последовательное повышение квалификации персонала и степени его участия в достижении заявленного «качественного уровня» продукции.
Постоянная целенаправленная деятельность, имеющая своей целью разработку и внедрение новых методов контроля качества.
Руководство и последовательность в достижении целей.
Взаимная ответственность.
Дифференциация результатов.
Реализация выделенных аспектов осуществляется посредством эффективного руководства на всех уровнях локализации, осуществляемого в отношении всех производственных и управленческих сфер: кадровой политики, использованию ресурсов.
Думается, что при внедрении такого подхода в практике хозяйствования отечественных субъектов процессы внедрения всеобщего контроля качества и бережливого производства обретут «наглядную эффективность».
Задача обеспечения минимально необходимого уровня качества продукции при решении дизайнерских задач должна неукоснительно соблюдаться. Данный процесс должен носить системный характер, осуществляться в рамках менеджмента качества.
Почему всеобщий контроль качества - в том числе и в контексте реализации минимально необходимого уровня качества продукции при решении дизайнерских задач - мало внедряются в России?
С моей точки зрения, причина данного, объективно имеющего места факта, заключается в том, что отечественные субъекты хозяйствования не в полной мере осознают тот факт, что затраты на организацию «менеджмента качества» являются окупаемыми в среднесрочном временном диапазоне за счет достижения существенно более бездефектного производства, снижения брака, снижения количества рекламаций конечных потребителей.
Список литературы
Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. «Культура организации: проблемы формирования и управления». СПб.: Гуманистика, 2014.
«Управление качеством», под редакцией профессора Ильенковой С.Д. Москва, «Слово», 2013.
4