МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ И КРИЗИС ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ И КРИЗИС ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Парамонова Я.В. 1, Кулевец Л.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ведущим фактором мирового развития в настоящее время является глобализация финансовых ресурсов, которая приобретает системный и устойчивый характер. В рамках мирового хозяйства происходит количественный, а главное качественный рост международных потоков товаров, услуг и особенно капиталов. Именно в последние три десятилетия международный кредит начинает играть все более важную роль в рамках расширения и углубления мирохозяйственных связей и глобальных процессов развития производительных сил.

Необходимо особо отметить тот факт, что в современных условиях международный кредит, с одной стороны, во все возрастающей мере выполняет функцию регулятора экономических процессов, а, с другой, сам становится объектом государственного и межгосударственного регулирования.

Новое количественное и качественное развитие международный кредит приобретает с начала 70-х гг. в отношениях между промышленно развитыми и развивающимися странами. Именно в этот период благодаря благоприятной конъюнктуре мировых рынков развивающиеся страны получили возможность привлекать значительные средства в виде займов от промышленно развитых стран. Это было обусловлено главным образом тем, что на международном финансовом рынке образовался избыточный капитал, а в развивающихся странах обозначился острый недостаток собственных средств для вложений в потенциально высоко прибыльные, прежде всего, экспорто-ориентированные отрасли экономики.

Россия также оказалась втянутой в мировой кризис задолженности, причем как в качестве крупного должника, так и не менее крупного кредитора. В последние два года проблема урегулирования внешнего долга стала одной из ключевых с точки зрения достижения финансово-экономической стабилизации в стране. С ее решением непосредственно связаны: состояние государственного бюджета, кредитно-денежной и валютно-финансовой системы, инвестиционного климата.

Кроме того, растущий внешний долг становится политическим инструментом давления на Россию.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты возникновения мирового кризиса задолженности.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности кризиса международной задолженности, а также возможных вариантов разрешения проблемы. Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

- определить роль международного кредита как одной из наиболее важных сфер мировой экономики, его сущность;

- проанализировать предпосылки и характер развития мирового кризиса задолженности;

- рассмотреть и оценить эффективность основных путей урегулирования международного долгового кризиса.

В начале 70-х годов начала сформировываться система международной задолженности после краха Бреттон-вудской системы, который наступил в 1971 году, и после первого нефтяного шока в 1973 году. В то время банковская деятельность большинства стран была сильно зарегулирована. Как результат - кризис и великая депрессия 30-х годов.

Увеличение масштабов международного кредита было связано с интернационализацией мирохозяйственных связей, международным разделением труда и достижениями научно-технического прогресса.

Кризис международной задолженности является одной из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы. Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно. Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. В этом проявляется специфика международных экономических отношений.

Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Определим, что является причинами, приводящими к кризису мировой задолженности. Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

1) выплату основной суммы кредита;

2) уплату процентов по кредиту.

Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны должника.

Если страна наращивает объем внешних заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.

Любая страна с высоким уровнем задолженности рано или поздно сталкивается с обострением проблемы внешнего долга. Возникновение сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано с состоянием «сальдо заемных операций», или «базового трансферта». Это сальдо отражает соотношение чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому притоку капитала за вычетом амортизации. Отсюда количественно сальдо заемных операций, или базовый трансферт, можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются: аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того, чтобы избежать оттока ресурсов из страны, оно отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам. Причем свое решение правительство обычно аргументирует сложностью экономической ситуации в стране, что встречает понимание у большинства населения. К тому же, набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2013 года составил 37,6 млрд.долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2013 года объем внешнего долга снизился, составив 31,1 млрд. долларов, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на 5,5 млрд.долларов.

В настоящее время страны с высоким уровнем задолженности имеют единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Политика стабилизации предполагает: отмену или либерализацию валютного и импортного контроля; снижение обменного курса местной валюты; проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков; открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Таким образом, главной причиной периодической повторяемости международного кризиса задолженности является наличие сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками. Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов – настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.

Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

Проблема международного кредита со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько выявленные ранее принципы нормального функционирования кредита не соответствуют реальным требованиям международного рынка кредита для суверенных заемщиков. Наиболее серьезным подтверждением сказанному служит так называемый мировой кризис задолженности.

Главной причиной периодической повторяемости международного кризиса задолженности является наличие сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками. Если правительства-должники приходят к заключению, что выполнение всех платежных обязательств не обеспечивает более чистый приток средств в будущем, появляется стимул отказаться от части или от всех платежей по долгам, чтобы избежать оттока ресурсов из страны.

Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов. Одна из них – настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам: пока нет кризиса, кредиторы получают эту премию, но в случае кризиса они несут крупные потери. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита. Кредиторы сначала летят «толпой», а затем разлетаются в панике, потому что знают, что кредитование заемщика без надежного залога можно осуществлять лишь коллективно.

Что способно решить проблему отказа от платежей? Думается, что это не может быть традиционное предложение, связывающее поступление новых кредитов должнику с выполнением требования «затягивания поясов». Чтобы оттянуть момент отказа от выплат по долгам, новые кредиты должны по меньшей мере покрывать суммы выплат процентов и основной суммы долга. Но даже если новые кредиты настолько велики, их предоставление увеличивает общую сумму итогового долга, по которому в конце концов должник может отказаться платить вне зависимости от того, как долго будет осуществляться новое кредитование.

Верным способом разрешения проблем права собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, является введение залога или обеспечения, т.е. активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки выплат по долгу заемщиком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Международные отношения,[Текст] Киреев А.П.2012. – 416с.;

  2. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Красавина Л.Н.– М.: Финансы и статистика, 2013. – 467 с.;

  3. Вавилов А. А., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика. / Вавилов А. А., Ковалишин Е. П /[Текст] Вопросы экономики. 2012.

Просмотров работы: 2262