ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Хафизов Р.М. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:

В статье рассматривается проблема отношения студентов к предпринимательству и факторы, влияющие на предпринимательскую активность.

The annotation:

The article concerns the problem of the relation of students to business and the factors influencing enterprise activity.

Ключевые слова: предпринимательство, студент, социальное самочувствие, предпринимательское желание, предпринимательское действие, качество личности.

Keywords: business, students, social well-being, enterprise desire, enterprise action, quality of the personality.

Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время одним из приоритетных направлений развития экономики становится усиление роли сектора малого предпринимательства. Бизнес такого рода является более адаптивным, быстрее реагирует на изменения динамичной внешней среды, активно способствует развитию инновационного потенциала экономики и осуществляет внедрение инновационных технологий. Ведущую роль в генерации предпринимательства играют университеты, которые являются местом сосредоточения науки, образования и энергии молодежи. Молодежь – самая активная и креативная часть нашего общества, способная максимально эффективно участвовать в экономической жизни своего региона и страны, быстро воспринимать все новое, а так же она готова брать на себя риски, присущи занятием предпринимательством. Объединение науки, образования и бизнеса способствует научно-техническому прогрессу, а устойчивые взаимосвязи малого, среднего и крупного бизнеса являются основой развития страны. Эти тенденции ярко проявляются в наиболее развитых регионах России, в которых все большее влияние на развитие молодежного предпринимательства оказывают университеты. Совсем недавно ученые начали уделять внимание процессу формирования молодежного предпринимательства. Факторами, способствующими организации студентом собственного дела, являются, в первую очередь, желание стать предпринимателем, действия по достижению указанной цели, качества и свойства личности, а так же внешнее окружение студента. Все это в совокупности обуславливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования выступают студенты, желающие стать предпринимателями.

Предметом является отношение студентов к предпринимательству.

Целью настоящего социологического исследования является изучение отношения к предпринимательству студентов.

Можно выдвинуть такую гипотезу, что отношение студента к предпринимательской деятельности зависит от условий для формирования предпринимательства, университетской среды, семьи и социально-культурного контекста, а так же от совокупности его личностных характеристик, которые могут быть выявлены посредством диагностических процедур в процессе вузовской подготовки.

Задачи:

1) изучить готовность студентов к предпринимательской деятельности;

2) выявить факторы, влияющие на предпринимательскую активность;

3) определить отношение к существующим и желаемым формам поддержки малого бизнеса;

4) изучить оценки молодых предпринимателей состояния нынешнего развития малого бизнеса.[1]

Обратимся к источникам:

Термин «желание» предполагает возникновение у студента потребности в предпринимательской деятельности. Желание стать предпринимателем может быть у любого человека. Но мало иметь только желание, необходимо предпринимать определенные действия.

Термин «действие» означает преднамеренную опосредованную активность студента, направленную на достижение осознаваемой цели, т.е. занятия предпринимательством.

Качества личности - внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж). Качества личности так же имеют большое значение на пути становления студента предпринимателем.[2]

Давайте выясним, что такое предпринимательство:

Предпринимательство, в моем понимании – это вид деятельности, в первую очередь, направленный на удовлетворении материальных потребностей человека. Неопытным предпринимателям, только начинающим свою карьеру, зачастую бывает сложно приспособиться к условиям предпринимательской деятельности. Здесь очень многое зависит от того, как быстро человек сможет адаптироваться к новому виду занятости.

Обратимся к работе Козыревой П.М., которая дает определение такому понятию, как «социальное самочувствие»:

«Индикатором того, насколько успешным является процесс адаптации к происходящим переменам для самого предпринимателя, в какой степени его устраивает собственное положение, достигнутый уровень благополучия, является социальное самочувствие.

Социальное самочувствие характеризует общее внутреннее состояние индивида и социальной группы, которое формируется в повседневной жизни, и включает в их отношение к окружающей действительности, оценку условий жизнедеятельности и жизненных перспектив, своего положения в обществе, степень удовлетворенности жизнью. С позитивными или негативными оценками своей жизни в целом и различных ее сторон во многом связаны различия в социальном самочувствии». [3]

Я согласен с автором статьи, и хочу добавить, что в большинстве случаев российский гражданин относится к своему положению в обществе довольно пессимистично. Это можно объяснить, ссылаясь на недостаточно высокий уровень жизни.

А вот как пишет А.Ю. Чепуренко в своей статье:

«Когда рассматриваешь ситуацию с исследованиями предпринимательства в России, поневоле приходят на ум бессмертные слова Воланда. В самом деле, в России отсутствуют сформировавшиеся площадки для обсуждения теоретических проблем предпринимательства, даже на крупных экономических и социологических конгрессах для них почти не находится места. И понятно, почему: нет сформировавшегося научного сообщества – публикации по тематике предпринимательства в экономической, социологической, менеджериальной литературе крайне редки и, как правило, являются скорее разовым проявлением здорового любопытства авторов к соответствующей проблематике, чем результатом систематических исследований». [4]

Действительно, в нашей стране предстоит сделать еще очень многое, для того чтобы создать условия для молодых предпринимателей. Это выгодно обоим сторонам: как самой стране, так и непосредственно предпринимателю. Ведь предприниматель ведет малый бизнес, являющийся чрезвычайно маневренным, подстраивающимся под любые внешние изменения, который очень эффективно воздействует на развитие экономики страны.

Проблема студенческого предпринимательства, да и предпринимательства в целом, есть, и ее нужно решать. Этого можно добиться путем формирования научного сообщества: публикаций по тематике предпринимательства в экономической и социологической литературе. Создавать большее количество бизнес-школ, проводящих качественную подготовку молодых предпринимателей.

Для анализа данной проблемы я обратился к результатам масштабного социологического исследования, проведенного Институтом комплексных стратегических исследований в 2009г. Институт провел опрос студентов в таких городах, как: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Красноярск, Екатеринбург. Выбор городов был не случаен, так как они находятся в разных географических положениях, что дало более разнообразную оценку полученных данных. [5]

Проанализировав результат, пришел к такому выводу:

Подавляющее большинство студентов положительно относятся к предпринимателям, не меньшее количество хотят ими стать, но лишь очень малая часть уже является предпринимателями. Это связано с тем, что предпринимательство – большой риск. Не каждый человек желает рисковать, опасаясь за крах бизнеса на начальном этапе - отсюда и такие низкие показатели. Так же «отталкивающим » фактором выступает конкуренция. В настоящее время большое количество людей уже ведут свой бизнес, и придумать студенту что-то новое, востребованное на рынке, становится все сложнее. В процессе обучения в вузе студент не получает достаточные знания в области предпринимательства. В свою очередь, государство начинает поддерживать молодых предпринимателей, хотя и не на желаемом уровне. В будущем, надеюсь, помощь государства будет существенней.

Положительное отношение к предпринимательству обусловлено желанием человека иметь материальное благосостояние, общественные связи. Но чтобы допиться успеха, необходимо быть целеустремленным, внимательным, честным, трудолюбивым, пунктуальным.

Литература

1. Иванова, А.В. Отношение студентов к предпринимательству: научный доклад /

А. В. Иванова; отв. за анкетирование А. В. Смертина. – Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2011. – 44 с.

2.Большой словарь по социологии, проект Socium, [Электронный ресурс], 2003.

3.Козырева, П.М. Малое предпринимательство в России:повседневные проблемы и трудности развития / П.М. Козырева.- Москва, 2015г. – 16 с.

4. Чепуренко, А.Ю. Послесловие к книге Пера Давидссона/ А.Ю. Чепуренко.- Москва, 2015г – 5 с.

5.Молодежь и малый бизнес: отношение к предпринимательству и создание условий для реализации предпринимательского потенциала(на примере крупных городов России)/проект грант №152; Автономная некоммерческая организация «Институт комплексных стратегических исследований». – Москва, 2009г. – 121 с.

Просмотров работы: 2571