СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: На современном этапе, страхование можно представить как систему сложных общественно-производственных отношений. Связано это в большей степени с обширным перечнем предоставляемых услуг на страховом рынке. Сегодня предусмотрены различные способы и виды страхования. Страхование это важный сегмент финансового рынка страны, а следственно и важная составляющая экономического благосостояния страны. Поэтому государство заинтересовано в развитии страхового рынка в контексте национальной безопасности. Целью данной работы является рассмотреть как страховой рынок связан с национальной безопасностью и как можно путем реформирования страхового рынка усилить национальную безопасность.

Ключевые слова: тенденции страхования в России, страхование, страховой рынок, страховой бизнес, страховые компании, программа развития страхования, страхование, институциональное регулирование страхования, институт страхования, страхование в контексте национальной безопасности, национальная безопасность, стабильность развития экономики, инвестирование

Рассмотрение страховой отрасли в контексте национальной безопасности – это новый взгляд на страхование для России, так как ранее страховой рынок имел место как распределение ответственности между государством и частными компаниями за благосостояние населения, а также уменьшение финансовой нагрузки на бюджет. Однако на западе деятельность страховщиков также рассматривают как фактор экономической безопасности страны, или хотя бы его немаловажную составляющую. Страховой рынок может стать крупным участником решения стратегических и инвестиционных проблем. Это отчасти может способствовать развитию самоинвестирования внутри страны.

Стоит отметить, что такая система невозможна без участия государства, как регулятора страховой деятельности. Это означает что государству необходимо определить нормы рамки и правила инвестирования страховых компаний, а также создать специальные условия для стимулирования инвестирования и введение мягкого налогового режима относительно страховых компаний, чтобы они могли встать на ноги в непредсказуемых условиях российской экономики, так как страховой рынок является развивающимся и условия ведения страхового бизнеса на сегодняшний момент сложно назвать благоприятными. Несмотря на то, что в период с 2008 по 2014 год происходило законодательное реформирование страховой деятельности, сокращение числа страховых компаний и их укрупнения, ведение страхового бизнеса нельзя назвать легким, особенно со второго полугодия 2014 года, когда постепенно снизилась потребительская активность (которая ко всему прочему в предыдущем периоде не была так активна, как в европейских странах, например)

К концу 2013 году по данным ЦБ РФ, на рынке страхования действовали 422 компании, это означает что 36 компаний лишились лицензий или просто были закрыты, так как страховой деятельностью не занимались – снижение на 7,9%. Компании, задействованные в страховом бизнесе, но не собирающие страховые премии (без учета ОМС), сократились с 52 в 2012 году до 40 в 2013 году. Концентрация страхового рынка увеличилась по всем основным сегментам, если не учитывать. На долю первых десяти компаний в 2013 году приходится - 58,1% премий на рынке всего без учета ОМС; 74,2% - на рынке КАСКО; 70,9% - на рынке «огневого» страхования имущества населения и предприятий; 75,7% - на рынке ОСАГО. Что касается доли первой десятки в выплатах - всего без ОМС 65,5%, а в заключенных договорах – 58,8%. Вообще можно сказать, что количество крупных страховщиков, которые собирают более 1% от суммы страховых премий, выросло до 20 компаний, также, как и выплачивающих более 1% общей суммы страховых выплат по сравнению с 2012 годом. В 2013 году общий объем собранных страховых премий без учета ОМС составил 904,9 млрд. рублей и это на 11,8% больше чем в предыдущем году, объём выплат увеличился на 13,9% в 2013 году и составил 420,8 млрд. рублей. Отношение суммы собранных страховых премий к ВВП без учета ОМС в 2013 году выросло до 1,36% по сравнению с 1,31% в 2012 году. Активность заключения договоров выросла на 0,1% по сравнению с предыдущим годом, и по итогам 2013 года составила 139,6 млн. договоров. На следующем слайде можно наблюдать соотношение графиков динамику прибыли прибыльных компаний и убыток убыточных компаний. Можно заметить, что прибыль с 2006 года до 2008 имела тенденцию к снижению и уменьшилась на 11 млрд. рублей, это на 26% меньше, чем в 2005 году. С 2009 по 2012 уже заметен рост. В целом с 2005 по 2012 год прибыль увеличилась в 2,7 раза. Важно то, что доля прибыльных компаний к 2012 году увеличилась и составила 88,9% против 84,9% в 2005 году. Соответственно доля убыточных компаний снижается, но что парадоксально сумма убытка тоже имела тенденцию к росту в период с 2005 по 2009 годы, а в 2009 даже превысила сумму прибыли на 900 млн. рублей, поэтому сумма чистой прибыли (Рис.22) ушла в минус. Причиной такой диспропорции явилось снижение покупательской активности, и рост обязательств по договорам предыдущих годов. С 2010 года убыток снизился и составил уже 4 млрд. рублей, а к 2012 вырос в 3 раза и составил 12 млрд. рублей, по сравнению с 2005 годом этот показатель увеличился в 13,3 раза. Но так как чистая прибыль имеет тенденцию к росту, то можно заметить, что страховой сектор в России развивается хоть и не стремительными темпами, но достаточно успешно.

Стоит добавить, что в 2014 году 70 страховых компаний по итогам года были признаны убыточными, а это значит, что у них были отозваны лицензии. Подобная тенденция по прогнозам аналитиков ожидается и к концу 2015 года.

После создания мегарегулятора в лице ЦБ, осуществление контроля за страховыми компаниями также перешло к Центральному Банку. Сейчас повышенный надзор ведется не только за страховыми активами компаний, но и за их деятельностью в целях повышения прозрачности в данной отрасли.

Несмотря на все трудности страхового рынка в период экономического кризиса начавшегося в середине 2014 года страховой сектор является прибыльным, а также прибыль по сравнению с 2013 годом выросла. По данным Банка России, за 2014 год чистая прибыль участников страхового рынка составила 51,3 млрд рублей против 32 млрд рублей годом ранее. Более того, стоит обратить внимание на общую величину активов страховщиков - на конец 2014 года они увеличились с 1,316 трлн рублей до 1,539 трлн рублей.

Такие данные позволяют нам говорить далее об использовании средств страховых компаний для оздоровления и поддержки экономики России. Конечно российский страховой рынок специфичен, но если посмотреть на Запад, то нам есть к чему стремиться, ведь там 70% средств населения находятся именно в страховых компаниях, а не в банках. Согласно «Стратегии развития страхования до 2020 года» у нас тоже стоит такая долгосрочная задача. Но есть опасения в дальнейшем проникновения иностранных страховых компаний. Сейчас их доля мала и в наших интересах оставить такую тенденцию, ибо если увеличить долю сбережений, приходящихся на страховые компании, то хорошо бы, чтобы они работали в стране и были отечественными, а не перетекали за рубеж через эти иностранные компании.

Низкий кредитный рейтинг России - это явная причина, говорящая о высокой потребности инвесторов в страховании своих инвестиций, а также если мы говорим о крупных инвестициях, необходимо развисать перестраховочную деятельность и сострахование – делегирование крупных рисков между страховыми компаниями.

Отсюда следует необходимость в выработке мер по защите национальных страховщиков. Нужно также повысить их совокупную емкость и повысить конкурентоспособность не только на Российском рынке, но и как минимум на рынке СНГ и странах ближнего зарубежья. При этом нужно отразить не только интересы страховщиков, но и застрахованных – обычных граждан. Так как сегодня доля обязательных видов страхования велика – чуть более 40%, то необходимо стимулировать добровольные виды страхования.

Поддержка отечественных страховщиков и определение крупных игроков на рынке важно, так как это, как и ранее было замечено, важный аспект не только технологической, но и национальной безопасности, поэтому это должно быть важным пунктом новой, разрабатываемой Федеральной программы развития страхования, и ее принятие необходимо ускорить в сложившейся экономико-политической обстановке не только России, но и стран ближнего зарубежья. Это позволит добиться единства всех страховщиков, а также органов контроля на уровне страны. В связи с этим приоритет развития может быть отдан на какое-то время национальным страховым компаниям – крупным страховщикам.

Долгосрочное страхование жизни – это тот сегмент, который слабо развит и сам по себе дает «долгие деньги» и долгосрочные перспективы их использования, а в следствии возможность поддержания стабильности. В США, например до 30% общего объема инвес­тиций приходится на средства, которые были привлечены через страхование жизни.

Страхование это перспективный сегмент национальной безопасности, который при должном влиянии государства сможет работать эффективно в интересах страны.

Литература:

  1. «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года»

  2. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах, Практ. пособие. – М.: Ростов нд,2006 год

  3. Панков Ю.В. Страховая культура как экономическая категория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samlib.ru/p/pankow_j_w/dvguart2004.shtml

Сайты:

  1. «Портал о страховании» - http://bookinsurant.ru/

  2. «Учебный портал о страховании» - http://bussinesrisk.ru/

  3. «Портал о страховой деятельности» - http://www.o-strahovanie.ru/

  4. «Новости и публикации о страховании» - http://www.insur-info.ru

  5. «Федеральная служба государственной статистики» - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin44.htm

Просмотров работы: 1354