Общеизвестно, что одна из стадий профессионального становления будущего педагога - это процесс образование в вузе. У студента формируются профессионально- значимые качества личности и постепенно складывается образ будущей профессии. Поэтому, очень важно в процессе вузовской подготовки создать для студента условия, в наибольшей степени, способствующие становлению его как будущего профессионала.
Как показывают исследования, многие студенты имеют очень поверхностные представления о будущей профессии и, поступая в вуз, ориентируются на мнение сверстников, родителей, мнение приемной комиссии. Это отражается на отношении к учебной деятельности, качестве подготовки к занятиям.
Проект "Давайте читать вместе!" конечно, не решит весь комплекс проблем, которые существуют в системе образования. Поэтому, мы поставили для себя небольшую, но очень важную цель:формирование у бакалавров профиля "Дошкольное образование" интереса к будущей профессиональной деятельности. Мы считаем, что успех в любом виде деятельности, в том числе и в профессиональной, обеспечивается разными факторами, но один из главных - наличие интереса к будущей профессиональной деятельности, а также наличия способности к самообразованию и саморазвитию.
Мы поставили для себя следующие задачи:
Организовать сотрудничество факультета психологии и педагогики с Центральной детской библиотекой;
Изучить профессиональные интересы, мотивы и затруднения студентов, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
Сформировать умение применять в реальной практической ситуации теоретические и практические знания;
В процессе реализации проекта было организовано длительное сотрудничество с центральной детской библиотекой г. Сургута. Основными организаторами и участниками взаимодействия являются преподаватели кафедры ТиМДиНО, студенты 2, 3 курсов профиля "Дошкольное образование", а так же юные читатели детской библиотеки.
Нами были выделены следующие этапы достижения цели в рамках проекта:
Подготовительный этап. Создание инициативной группы студентов по организации информационного сопровождения проекта, анкетирование студентов 2, 3 курсов по изучению их профессиональных интересов, налаживание партнерских отношений с представителями Центральной детской библиотеки, разработка перспективного плана работы.
Основной этап. На основном этапе реализации проекта участники организуют посещение Центральной детской библиотеки; студенты организуют и проводят игровые занятия с детьми дошкольного возраста в игровой комнате "Растишка" в соответствии с планом работы.
Итоговый этап. На итоговом этапе работы участники проекта осуществляют оценку деятельности, обсуждают проблемы и пути их решения.
Перспективный.Совершенствование проекта.
По результатам проведенного исследования, мы пришли к выводу, что студенты утвердились в правильности сделанного выбора профессии, но все чаще высказываются о необходимость увеличения количества практических занятий, о совершенствовании своих профессиональных умений в ходе практической деятельности. В ходе практики, в условиях непосредственного общения с детьми студенты ощущают себя, «настоящими педагогами», «уходит боязнь, стеснение, появляется уверенность в себе», появляется больше возможности «полностью ощутить свою будущую профессию».
Практически 80% студентов 2, 3 курса выражают готовность к реализации воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе взаимодействия с различными учреждениями г. Сургута. Студенты готовы использовать дополнительные возможности вуза для формирования своих профессиональных умений и навыков.
Данный проект дает возможность студентам актуализировать имеющиеся теоретический багаж знаний, на практике применить методические приемы работы с детьми, реализовать свои творческие идеи, проявить организаторские и креативные способности, получить бесценный опыт общения с дошкольниками. А еще, это возможность студентам узнать свои сильные и слабые стороны, проанализировать пробелы в теоретических знаниях, задуматься о правильности выбора профессии. Данный проект расширяет рамки представлений о будущей профессии, о сфере своей будущей профессиональной деятельности.
В реальной ситуации взаимодействия с детьми дошкольного возраста на базе Центральной детской библиотеки студенты закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин, методик воспитания и обучения дошкольников; осваивают методику организации и проведения различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, творческой, двигательная). В том числе, студенты участвуют в организации образовательной деятельности детей; учатся решению конкретных педагогических проблемных ситуаций, возникающих при взаимодействии с обучающимися, родителями, коллегами. Кроме того, решается задача формирования общекультурных компетенций, развития потребности и интереса у молодого поколения к познанию своего языка, культуры посредством книги, художественной литературы.
В течение трех лет нами успешно реализуется план работы по проведению развивающих игровых занятий для детей дошкольного возраста. За данный период времени было задействовано около 80 студентов, проведено более 30 занятий. Основными формами взаимодействия с детьми являются циклы игровых занятий с использованием детской художественной литературы разных жанров: сказок, рассказов, стихотворений, малых форм фольклора.
Наш проект не только профессионально, но и социально значимый, т.к. способствует решению проблемы, касающаяся доступности дошкольного образования. Занятия для дошкольников направлены на развитие их индивидуально-личностных способностей, что может способствовать обеспечению равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Каждый цикл направлен на решение конкретных задач. Например, цикл занятий "Научи страница хорошо учиться" - направленно на развитие памяти, речи, логического мышления и познавательной активности детей. Цикл занятий "Творческая мастерская" направлен на развитие творческих способностей детей в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). На таких занятиях студенты очень часто реализуют собственные креативные идеи, используют нетрадиционные техники работы. Занятия "В гостях у Флоры и Фауны" позволяют детям расширить их представления об окружающем природном, социальном и предметном мире. "Театр на ладошке" - это серия игровых занятий с использованием ролевых пальчиковых игр по мотивам прочитанных произведений. Данные занятия очень полезны детям, не посещающим дошкольные образовательные организации, а так же детям, требующим индивидуального подхода в обучении.
Об эффективности проекта можно судить по следующим критериям и показателям:
Количественные: количество участников проекта и количество проведенных занятий с дошкольниками.
Качественные:
1.Результаты первого уровня (получение знаний):
Для студентов направления подготовки "Дошкольное образование":
приобретение знаний о содержании деятельности и специфике будущей профессиональной деятельности;
приобретение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста;
приобретение знаний об эффективных методах и приемах обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса.
Для детей дошкольного возраста, посещающих занятия в ЦДБ: формирование представлений об окружающем предметном, социальном и природном мире.
2. Результаты второго уровня (развитие отношений).
Для студентов: формирование позитивного отношения к своей будущей профессиональной деятельности; ценностного отношения к периоду дошкольного детства.
Для детей дошкольного возраста:
воспитание доброжелательных взаимоотношений у детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
формирование познавательного интереса к окружающему миру;
формирование интереса и потребности в чтении художественной и познавательной литературы.
3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта).
Для студентов:
опыт актуализации и практического применения имеющихся психолого-педагогических знаний;
опыт непосредственного общения с детьми дошкольного возраста и их родителями;
опыт организации и проведения различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, творческой);
опыт взаимодействия и консультирования родителей дошкольников;
опыт реализации собственного творческого потенциала и т.д.
Для детей дошкольного возраста:
опыт общения со сверстниками и взрослыми;
опыт участия в образовательной, игровой, коммуникативной, и др. видах деятельности.
Активность, инициативность, самостоятельность при подготовке и проведении занятий с детьми является показателем удовлетворенности и заинтересованности студентов данным видом деятельности.
Родители, как участники взаимодействия, так же положительно отзываются о работе студентов, удовлетворены качеством подготовки проведенных мероприятий и проявляют готовность к продолжению сотрудничества.
Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта
Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты |
Возможности преодоления |
Трудности посещения студентами Центральной детской библиотеки в выходной день |
Согласование расписания занятий с учебной деятельностью студентов и работой ЦДБ |
Недостаточное количество членов инициативной группы |
Использование дополнительных способов стимулирования студентов, различных форм и методов агитаций |
Мотивация деятельности студентов и их дополнительное стимулирование |
Коррекция механизма морального поощрения студента; повышение рейтинга учебной успеваемости студентов по определенным дисциплинам. |
Таким образом, интерес к будущей профессии может быть сформирован грамотной политикой вуза, благодаря усилиям преподавателей и будущих работодателей. Одним из условий, способствующим формированию устойчивой мотивации и интереса студентов к будущей профессиональной деятельности, развитию их профессиональных способностей, на наш взгляд, является организация взаимодействия преподавателей и студентов вуза с различными организациями и учреждениями города, в частности, с таким учреждением культуры, как Центральная детская библиотека.