БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пастухова О.Н. 1, Абрамов Н.М. 1
1Алтайский Государственный Университет, МИЭМИС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире одним из важных механизмов развития предприятия является бизнес-план. Процесс разработки бизнес-плана является частью долгосрочной стратегии развития предприятия и позволяет решить определенную проблему (выпуск новой продукции (услуги), выделение нового структурного подразделения, запуск дополнительной линии производства и т.п.).

Разработка бизнес-плана на предприятии инновационного типа преследует следующую цель – оценка и обоснование необходимости и целесообразности реализации плана действий по усовершенствованию или выпуска нового продукта и технологи. В бизнес-плане согласовываются будущие действия лиц, ответственных за реализацию проекта, т.к. будущий проект многосложен и имеет множество связей (внутренних и внешних).

Автором проекта предусматриваются разные версии развития событий, т.к. многие из событий имеют вероятностный характер, и имеют высокую степень неопределенности. К примеру, новшества, которые успешно прошли стадии испытания и внедрения в производство, могут быть не востребованы и их выпуск прекращается. Неудачи преследуют все инновационные проекты, т.к. на любой стадии жизненного цикла вероятность появления товара-субститута крайне высока. Компетентно построенные и тщательно проведенные маркетинговые исследования о текущем состоянии продукции или услуг прямых конкурентов помогают принимать наиболее правильные решение о перспективах и о возможностях реализации предполагаемых продуктов или услугу на рынке [3].

«В эффективном бизнес-плане обязательно должно быть сказано, в чем ценность проекта, почему люди захотят платить за этот продукт или услугу, сколько денег понадобится на старт, каковы возможности роста, каковы риски и как предприниматель планирует с ними справляться, кто конкуренты, кто партнеры, кто члены команды» — говорит Джим Каспари, генеральный директор компании The Venture Alliance, консультирующей стартапы, желающие привлечь внимание венчурных фондов.

В связи со сложившейся на сегодняшней день ситуацией на рынке, бизнес-планирование является эффективным инструментом проектно-инвестиционных решений. Принято выделять два подхода к бизнес-планированию на предприятии:

  1. Разработкой бизнес-плана занимается консалтинговая компания, а предоставлением исходных данных для проекта занимается инициатор проекта.

  2. Разработкой бизнес-план занимается инициатор проекта, который получает консультации у специалистов.

Принято считать, что бизнес-план является главным инструментом повышения доходности предприятия и защиты от неоправданных рисков. Начиная свою деятельность предприятие обязано четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не способны добиться устойчивости, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана.

Бизнес-планирование помогает избегать проблемных ситуаций, т.к. внимание к этой проблеме привлекается прежде, чем она становиться критической. Риски возможных потерь оцениваются наравне с затратами на предлагаемые мероприятия и эффективностью принятых решений [1].

Для предприятия разработка направлений бизнес-плана реализации инвестиционного проекта очень важна с профессиональной точки зрения, которая помогает определиться с направлением развития и оценить объем инвестиций.

Терев Н.Н. в своей работе «Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление» выделяет преимущества бизнес-плана производства новой продукции на предприятии:

  1. безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

  2. воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

  3. документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров предприятия;

  4. инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых целей, проектов и сделок;

  5. контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

  6. координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

  7. оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

  8. прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

  9. упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности [2].

Бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, надо быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточный для обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих расчетов с поставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность данной фирмы.

Успешный бизнес-план гарантирует достижение краткосрочных целей, также он повышает жизнеспособность бизнеса в долгосрочной и среднесрочной перспективе развития. В процессе составления бизнес-плана учитываются ключевые факторы успеха бизнеса. Инициатору бизнес-плана необходимо удостовериться в том, что предприятие имеет понятную и сфокусированную концепцию бизнеса, а границы рынка четко определены. Необходимо определить основные тенденции развития отрасли в национальном и глобальном масштабах и разработать процедуры управления, позволяющие быстро реагировать на изменения и дисциплинирующие сотрудников.

Список использованных источников:

  1. Ронда Абрамс. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 700 с.

  2. Терев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. - М.: ПРИОР, 2009. – 240 с.

  3. Фадеева Г. Д. Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности предприятий [Текст] / Г. Д. Фадеева, Л. А. Железняков, О. В. Артюхина // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 190-192.

Просмотров работы: 987