МПС рассматривались в различных аспектах – педагогическом, психологическом, философском, что и определило разнообразие подходов и определений данного понятия. Существует более 30 определений критерия МПС в научной литературе, однако одним из более полных определений является следующее: «межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органичном единстве» [9].
Межпредметное взаимодействие музыки тесно связано с предметами гуманитарного цикла, которое строится на основе взаимодействия общих понятий, категорий, определений и явлений в содержании гуманитарного образования. Такими дисциплинами являются следующие:
лингвистика (текст, форма, жанр, стиль текста, терминология, учет правил орфоэпии, работа с иностранными текстами);
литература (взаимосвязь на основе литературного источника, ставшим сюжетом для музыкального произведения, эмоциональным откликом композитора, вдохновляющим композитора на создание произведения после прочтения; общие определения, связывающие музыку и литературу: интонация, драматургия, художественный образ, развитие. А. Шнитке «Гоголь-сюита», Р. Щедрин «Анна Каренина»);
история (отражение исторической эпохи периода жизни и творчества композитора, создания произведения; создание сочинения на историческую тематику – опера, кантата, оратория, балет и т. д. Р. Щедрин «Казнь Пугачева», Ю. Буцко «Ода памяти жертв Революции» и др.);
география (прослеживается взаимосвязь жизни и творчества людей искусства в контексте их местоположения – страна, город; отражение в творчестве определенных географических объектов – реки, горы, города, страны и т. п. Яркий пример – Р. Щедрин «Поездка в Эйзенштадт», «Музыка для города Кёттена» и др.).
Межпредметное взаимодействие предметов эстетического цикла:
изобразительное искусство (графика, скульптура, архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство), музыка – сестра живописи, теснейшая связь которых прослеживается с древнейших времен; объединены общими категориями – колорит, сюжет, тональность, динамика и т. д. А. Шнитке «Пять фрагментов по картинам И. Босха», Р. Щедрин «Фрески Дионисия» и т. д.);
театральное искусство (музыка способствует созданию определенной эмоциональной атмосферы, помогает воссоздать исторический, национальный, бытовой колорит, часто играет самостоятельную драматическую роль. Музыка для театра Р. Щедрина «Баня», «Гроза» и др.);
хореографическое искусство (искусство танца без музыки не существует, оно существует смежно, неотъемлемой частью);
зрелищные виды искусства (цирк, кинематограф), музыка играет одну из главных ролей в кинематографе. Она – неотъемлемая часть, без которой картина будет неполной или незавершенной. Роль музыки в кинематографе остается по-прежнему важной и незаменимой.
В научной литературе встречается классификация МПС по видам.
1. Межпредметные связи на основе общих понятий и категорий (драматургия, развитие, интонация, художественный образ, колорит, тональность и т. д.) в музыке, зрелищных видах искусства, литературе.
2. Межпредметные связи на основе общей темы предмета. Взаимодействие на основе общей темы в искусстве, способные при взаимодействии наиболее глубоко и полно раскрыть одну общую тему. Данный уровень можно назвать иллюстративно-описательным.
3. Межпредметные связи на основе решения общей проблемы, которая ставится в различных предметах гуманитарного и художественного цикла (учащиеся решают одну проблему возможностями разных предметов).
Использование МПС в контексте уроков музыки в процессе освоения музыки отечественных композиторов второй половины ХХ века предполагает:
развитие разных типов художественного мышления,
освоение музыки отечественных композиторов второй половины ХХ века на основе зрительных, слуховых, речевых, двигательных видов процесса восприятия,
освоение отечественной культуры и искусства второй половины ХХ века,
развитие творческих способностей учащихся.
Реализация МПС музыки с предметами гуманитарного и художественного цикла возможна при рациональной организации деятельности школьников на уроке. Взаимосвязанное обучение способствует развитию интереса не только к музыкальному искусству, но и к процессу учения как таковому.
Все искусство ХХ века построено по принципу взаимодействия искусств и раскрытие красот музыкального искусства через органичное взаимопроникновение. Потому и целесообразно изучать музыку в соответствии с принципами ее создания.
Так, наиболее яркий пример использования МПС на основе музыки отечественных композиторов второй половины ХХ столетия можно четко проследить, изучая балет Б. Тищенко «Ярославна». Из истории России и литературных источников учащимся знакома историческая личность князя Игоря Святославовича Новгород-Северского. В 1185 году им был предпринят неудачный поход против половцев. Также существует известный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», в основе сюжета которого были положены исторические события Древней Руси. Осуждая междоусобные распри, создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Здесь видны МПС с предметами гуманитарного цикла: литературой, историей, географией, лингвистикой (особенности языка изложения), в том числе с другими видами искусств: театр, балет (хореографическое искусство), возможно, рациональным станет привлечение к изучению данной темы изобразительного искусства (декорации, костюмы в балете), также дополнительные иллюстрации по данной тематике (картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»; Н. Рериха эскизы к опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, художественные этюды «Плач Ярославны», «Боян», «Князь Игорь», «Половецкий стан»; И. Билибина «Князь Игорь», гравюры В. Фаворского и др.). Здесь помимо межпредметных связей тесно прослеживается внутрипредметная связь: опера А. Бородина «Князь Игорь» – балет Б. Тищенко «Ярославна».
Особенностями использования МПС в современное время является тесное взаимодействие кинематографического и музыкального искусств. Музыка для кинематографа стала отдельным направлением в искусстве ХХ–ХХI веков, которое породило ряд музыкальных шедевров. Музыка, имеющая изначально прикладное значение, впоследствии приобретала самостоятельность, становясь ярким художественным произведением искусства. Так случилось с легендарной композицией Э. Артемьева «Свой среди чужих, чужой среди своих», написанной к финалу одноименного фильма Н. Михалкова. Помимо кинематографа четко прослеживаются МПС с событиями истории России в период после гражданской войны, представленными в фильме.
МПС на основе общей темы в искусстве реализованы в творчестве Г. Свиридова. Этот композитор чаще всего искал и находил вдохновение в темах исконно русских, в творчестве родного народа и великих певцов земли русской – А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина и др. Множество произведений Г. Свиридова написаны на тексты русских поэтов, одним из которых является вокально-симфоническая поэма «Памяти С. Есенина». В основе этого цикла органичная связь двух искусств: русской поэзии и русской музыки, с народными мотивами, обращенными к воспеванию и возвеличиванию родной культуры.
Использование МПС в контексте урока музыки может более ярко проявиться в гуманитарной и эстетической области предметов: литература, история, изобразительное искусство, кинематограф и музыка. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают яркие художественные образы.
Таким образом, взаимопроникновение двух и более областей культуры и искусства, гуманитарного и эстетического знания в процессе межпредметной интеграции позволяет наиболее полно, многогранно раскрыть искусство второй половины ХХ века на основе изучения музыки отечественных композиторов данного периода времени.
Список использованной литературы:
Абдуллин, Э. Б. Межпредметные связи в содержании музыкального обучения / Э. Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1993.
Зверев, И. Д. Взаимная связь учебных предметов / И. Д. Зверев. – М., 1977.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. – М., 2005.
Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в обучении / П. Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1985.
Полякова, С. В. Использование произведений изобразительного искусства на уроках музыки / С. В. Полякова. – Алматы, 2003.
Федорец, Р. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Р. Ф. Федорец. – Л., 1983.
Межпредметные связи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/1583/МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ_СВЯЗИ
Межпредметные связи в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/13/ mezhpredmetnye-svyazi-v-pedagogike
Понятие и классификация межпредметных связей [Электронный ресурс] // Сайт «EduNeed». – Режим доступа : http://www.eduneed.ru/ededs-486-1.html.