Одним из современных информационно-методических средств организации музыкальных занятий как на уроке, так и в процессе внеклассной деятельности, являются мультимедийные музыкальные игры музыкально-дидактической и музыкально-развивающей направленности. В младшем школьном возрасте они способствуют формированию музыкального мышления, помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной помогает детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается речь у детей. В процессе музыкально-дидактических компьютерных игр у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активизируется воображение. Приобретая в игре определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.
Мультимедийные музыкальные игры ориентированы на формирование эмоциональной реакции на музыкальную интонацию, развитие понимания логики организации звуковых структур, развитие умения оперировать музыкальными образами, развитие творческого подхода к музыкальной деятельности.
Мультимедиа-средства, в частности мультимедиа игры, по своей природе интерактивны, т. е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода, соответствующего игровой природе музыкального искусства. Цель – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.
Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.
Игровые задания преследуют разнообразные цели: расширение и закрепление представлений об окружающем мире; развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра, отдельных компонентов чувства ритма; развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.
По сравнению с традиционными формами обучения младших школьников, как отмечают методисты (Захарова Н. М. и др.), мультимедиа обладает рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
– несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
При использовании мультимедийных музыкальных игр задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
В практике преподавания предмета «Музыка» и внеклассной музыкальной деятельности мультимедиа ресурсы должны использоваться в процессе смешанного обучения, наряду с другими методами педагогики музыкального образования. В методике преподавания предмета «Музыка» данные аудиовизуальные средства должны сочетаться с наиболее актуальными методами, разработанными известными педагогами-музыкантами (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, В. В. Алеев, Е.Д. Критская, Л. В. Школяр и др.) [1]. Этот принцип преподавания является одним из важнейших в методике музыкального обучения и воспитания, иначе аудиовизуальные (в частности, мультимедиа) технологии в официальном педагогическом процессе могут заменить традиционное «живое» музыкальное искусство.
Таким образом, использование мультимедийных музыкальных игр в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Для педагога мультимедиа ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства.
Литература
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. пед. вузов / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 336 с.