- частный жилищный фонд – 81,1 процента жилья, в том числе 78 процентов – в собственности граждан и 3,1 процента – в собственности юридических лиц;
- в государственной собственности – 5,3 процента;
- в муниципальной собственности – 13,5 процента;
- принадлежит иным собственникам – 0,2 процента жилья.
Всего в отрасли насчитывается около 46 тысяч предприятий жилищно-коммунального хозяйства (из них крупных и средних – около 12 тысяч), количество организаций муниципальной и государственной собственности сократилось до 21,4 процента от общего количества организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Но сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) России – важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, является убыточным. Как показывают статистические данные, доля убыточных предприятий в ЖКХ составляет почти 60%, что в 1,5 раза превышает средний показатель по экономике. Износ основных фондов российского ЖКХ составляет 60% - 80%. Лишь 70% жилых помещений оборудованы канализацией, 61% - горячим водоснабжением, и 75% - центральным отоплением [1].
В последние годы наблюдалось сокращение доли инвестиций в ЖКХ от общего объема инвестиций в российскую экономику и доли расходов на ЖКХ в общем объеме бюджетных расходов. Тарифы на услуги ЖКХ в России растут быстрее всех цен. Каждый год в январе они совершают скачок, вызывая волну возмущения в обществе. В развитых странах отрасли ЖКХ поддерживаются и координируются государством на законодательном регулирующем уровне и материально и законодательно на местном уровне муниципальными властями, имеющими соответствующие местные налоги, чего сегодня в России нет.
Поэтому очень остро стоит вопрос реформирования и развития жилищно-коммунальной сферы, цель которой «… создание комфортной городской среды для человека и эффективного коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения и создание специальных финансовых и других институтов развития коммунального комплекса, развитие энергосбережения и адаптация концессионных договоров для передачи у управлении комплексов ЖКХ» [2]. Эти ориентиры конкретизирует «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.». В качестве целей программы предусмотрено обеспечение собственников жилья всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимости, так же выделены задачи и принципы программы, необходимые для достижения указанной цели [3]. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
Под жилищно-коммунальными услугами нами понимается совокупность различных видов деятельности, направленных на ресурсоснабжение дома, обеспечение исправного технического состояния, а также решение других вопросов комфортного проживания. Процесс предоставления услуг, обслуживания требует особой четкости и высокой организации работы, которая обеспечивает высокий уровень культуры обслуживания и максимальное удовлетворение потребностей клиента. При этом процессы производства и предоставления услуг совпадают во времени, клиенты являются прямыми свидетелями, а в некоторых случаях – и участниками обслуживания [4]. В сервисной деятельности предприятий ЖКХ широко представлены основные и дополнительные услуги.
Основные услуги ЖКХ - это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде для обеспечения комфортных условий жизни, они прописаны в договоре между собственниками, нанимателями жилья и управляющей компанией, оплата данных услуг входит в тариф по оплате жилищно-коммунальных услуг. В перечень основных услуг, предоставляемых управляющей компанией входит содержание и текущий ремонт (поддерживающий ремонт) систем отопления, водоснабжения, канализации и электроснабжения; содержание и ремонт вентиляционных и дымоходных систем; ремонт конструктивных элементов жилых зданий; санитарное содержание домовладений.
Но деятельность любой Управляющей компании трудно представить без дополнительных жилищно-коммунальных услуги, представляющих собой перечень и объем услуг, превышающие объем и перечень приобретенных основных услуг, и оплачиваемых населением дополнительно по установленному прейскуранту цен управляющей компанией. Предоставление дополнительных услуг в этой сфере позволяет более полно удовлетворить потребности населения.
Особенно остро стоит вопрос о предоставлении услуг ЖКХ в небольших российских городах и поселках. Остановимся подробнее на деятельности ООО «Управляющая компания «ЖКХ-Сервис», успешно функционирующей в г. Соликамске Пермского края. Она обслуживает 350 многоквартирных домов (МКД), собственники которых выбрали способ управления и управляющую компанию посредством проведения общих собраний (в очной или заочной форме голосования). Компания имеет единую аварийную службу и службу диспетчерского обслуживания, работающих в круглосуточном режиме. Перечень основных услуг, предоставляемых данной управляющей компанией, определен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями) [5]. Этот перечень достаточно широк, но не решает все проблемы жителей.
Особенностью деятельности Управляющей компания «ЖКХ-Сервис» является то, что она обслуживает МКД, 80 % которых находятся в аварийном состоянии, так как построены были в 1930-1940-х гг. В некоторых домах до сих пор нет центрального отопления, в них осталось печное отопление, причем, это не только частные, но и двухэтажные дома барачного типа. Жители топят печи, многие из которых находятся в аварийном и разрушенном состоянии. Для их ремонта и поддержания в рабочем состояний требуются специализированные работники, т.е. печники.
Поэтому после проведения нами планового осмотра жилого фонда и анкетирования жильцов домов, обслуживаемых ООО «УК «ЖКХ-Сервис», был разработан комплекс дополнительных услуг печника, в который входят восстановительный (частичный) ремонт печи; сервисное обслуживание печи (ремонт колосников, замена поддувала, замена дверцы); оштукатуривание и побелка печи; замена плиты печи; чистка внутриквартирного дымохода.
Ремонт бытовых печей условно можно поделить на три типа - текущий, средний и капитальный. К текущему ремонту относят работы без разборки печной кладки: заделка мелких трещин, укрепление расшатавшихся дверок, замена варочного настила и пр. Такие работы могут быть выполнены в течение одного дня. Средний ремонт печей связан с более значительными неполадками, повлекшими разбор кирпичной кладки - например, замена футеровки топливника, выгоревших и обвалившихся кирпичей, ремонт просевших арок. Капитальный ремонт – это значительные переделки печи, например: изменение конвективной системы, переделка топливника на другое топливо или с целью увеличения его размера, замена дымохода печи. Зачастую такой ремонт требует значительное количество времени, а и иногда и вовсе нецелесообразен - проще, надежнее и долговечнее сложить новую печь в тех же габаритах.
1) Восстановительный (частичный) ремонт печи. Замена кирпича производятся следующим образом, аккуратно выпиливается кирпич (для этих целей можно использовать полотно от пилы по металлу с крупными зубьями) затем тщательно очищается от старой глины, смачивается водой, дыра и кирпич обмазывается глиной и аккуратно забивается наравне с кладкой печи.
2) Сервисное обслуживание печи (ремонт колосников, замена поддувала, замена дверцы). Колосниковую решетку тщательно очищают от золы, вынимают и вставляют новую такого же размера, предварительно смазав глиняным раствором места соприкосновения с кирпичом. Прежде всего, дверку вынимают c рамой из печной кладки, возможно c разбором небольшого количества кирпича. К новой дверке необходимо поставить лапки. Кладку в местах постановки дверок расчищают, смачивают водой, устанавливают дверку на место так, чтобы лапки попали в швы кладки. Швы заполняют раствором полностью (обмазываются кирпич и печная кладка). Между кладкой и рамкой следует оставить щель толщиной в 5 мм и заделать ее затем асбестом. После укрепления дверки все имеющиеся швы замазывают глиняным раствором.
3) Оштукатуривание и побелка печи. Чтобы избавиться от трещин и сколов, необходимо глиняную штукатурку смочить водой, замазать раствором и затереть влажной тряпкой. Окрашивают печку известковым и меловым составом. Его также можно приготовить самим: для этого берется негашеная известь и гасится в молоке, или известковое тесто разводится молоком или солевым раствором (на 1 кг. теста – 40 гр. соли) и разбавляется водой, до густоты жидкой сметаны. Мел разводиться водой или молоком. При разбавлении водой, необходимо добавить немного столярного или крахмального клея, а можно и мучного клейстера. Для придания побелке слегка голубоватого оттенка, в раствор следует влить разбавленную в воде синьку. Все подготовленные для побелки составы необходимо процеживать через сито или редкую марлю. Первый раз побелка наносится поперечными слоями. Затем ожидает полного высыхания и уже затем, второй слой, наносится вертикально- это поможет избежать пропусков и добиться ровного слоя.
4) Замена плиты печи. Предтопочные листы заменяют, если на них есть дыры или проржавевшие места, куда могут попасть выпавшие из печи угли. Смену стальных патрубков у печей и кухонных очагов производят в случае, когда реально наметилась опасность их прогорания. На конец патрубка надевают новый соединительный патрубок с подмоткой из асбестового шнура на концах. Для этого конец устанавливаемого патрубка заводят одной стороной в отверстие в стене или коренной трубе и затем в обратном порядке выдвигают на патрубок печи или плиты. Соединение с массивом печи заделывают глиняным раствором с добавлением асбестовой мелочи.
5) Чистка внутриквартирного дымохода. В давние времена на Руси дымоходы печи чистили от сажи картофельными очистками. В хорошо протопленную печь бросали половину или целое ведро (в зависимости от размеров печи) картофельных очисток. Выделяемый крахмал разлагал сажу, которая в течение нескольких дней отваливалась от стенок дымохода и падала в печь, после очистки дымохода очистками, его дополнительно чистили классическим способом к кирпичу или ядру привязывали веревку с ершом из прутьев или плотной материи и прочищали дымоход классическим способом.
После дымохода прочищают саму печь.
Второй способ чистки дымоходов такой же старый, как и первый. Он более действенный, но более опасный. Печь топится осиновыми дровами, которые дают высокую температуру при горении. В период топки в печи открываются все дверки и задвижки, при этом подбрасываются еще дрова. От высокой температуры загорается сажа. Печь начинает гудеть, из трубы на крыше дома может быть виден огонь, а прилегающая к дому территория покрывается большими белыми хлопьями. Опасен этот способ чистки дымохода печи тем, что температура горения сажи достигает 1100 градусов, а такую температуру может выдержать не каждый дымоход.
Данные услуги являются платными, т.к. не относятся к общему имуществу дома, а являются собственностью жильцов (из договора найма муниципального жилья), которое они должны содержать в надлежащем состоянии. Выполненные работы подтверждаются подписью жильца в «Акте выполненных работ». Деньги, полученные за выполненные работы, сдаются в кассу ООО «УК «ЖКХ-Сервис», и жильцу выдается квитанция о внесении денежных средств за данную услугу.
С внедрением вышеназванных дополнительных жилищно-коммунальных услуг в сервисную деятельность «УК «ЖКХ-Сервис» расширится ассортимент предоставляемых услуг, что приведет к повышению качества обслуживания клиентов, увеличению эффективности оборотных средств предприятия.
Библиографический список
1. ЖКХ // http://socialexpo.ru/index.php?page=zhkh (Дата обращения 01.12.2015).
2. Концепция долгосрочного развития в России на период до 2020 года (утверждена распоряжением №1662-р от 17.11.228 г. Правительством Российской федерации) //http://government.ru/info/6217/ (Дата обращения 01.12.2015)
3. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» // www.techemenergy.ru/media/Text/dokum/proekt/pprf-102-r.pdf (дата обращения 01.12.2015)
4. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) // http://rostov-dom.info/2010/08/zhilishhno-kommunalnye-uslugi-zhku/ (дата обращения 1.12.2015)
5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями)//http://base.garant.ru/12186043/ (Дата обращения 01.12.2015).