В младшем школьном возрасте развивается произвольность психических процессов, что дает возможность планировать действия, соотносить их со своими возможностями, ставить цель и находить спосо6ы реализации (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Парамонова и др.) У детей этого возраста следует формировать чувство веры в себя, в свой организм. Это окажет положительное влияние на самоотношение, самовосприятие, самоощущение, позволит внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью (С.А. Козлова, С.Е. Шукшина и др.).
Формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.
Вместе с тем исследователи (Г.К. Зайцев, Т.В. Карсаевская, Л.Г. Татарникова и др.) отмечают необходимость повышения эффективности здравотворческой деятельности, использования резервных возможностей в воспитании здорового ребенка, построения процесса формирования ценностного отношения к здоровью с учетом системности и последовательности. Это позволит повысить у детей приоритет культуры здоровья и здорового образа жизни [1].
Цель исследования - определить педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
В последние годы на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии разрабатывается новое междисциплинарное научно-практическое направление, которое можно назвать развивающей педагогикой оздоровления. Одним из его основателей был русский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. В настоящее время данное направление активно разрабатывается силами сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования. Оно характеризуется следующими чертами:
- в центре его лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;
- здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
- оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития – расширения психофизиологических возможностей детей;
- работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;
- ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход [3].
В рамках развивающей педагогики оздоровления выделяются следующие принципы:
1. Развитие творческого воображения, которое становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с младшими школьниками.
2. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
3. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Основными формами организации оздоровительной работы данного направления являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки, физкультурные досуга, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде.
В аспекте нашего исследования значимыми являются идеи Т.В. Поштаревой [3] о валеологическом подходе к целостному педагогическому процессу в образовательном учреждении. Она считает, что формирование валеологической и физкультурной образованности школьников способствует развитию у детей осознанной потребности в здоровье и становлению практических навыков ведения здорового образа жизни. Т.В. Поштарева предложила модель валеологического подхода, состоящую из следующих компонентов:
1. Создание здоровьесохраняющей среды в образовательном учреждении путем реализации практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса:
-валеологизация пространства образовательного учреждения;
- валеологизация педагогического процесса;
-оздоровительная работа с младшими школьниками и педагогами.
2. Процесс формирования валеологической образованности младших школьников, предусматривающий их включенность в образовательную, физкультурно-оздоровительную деятельность, способствующую зарождению основ индивидуальной философии здоровья и поведенческих навыков в ведении здорового образа жизни.
3. Организация физического воспитания эколого-валеологической направленности, выступающего как фактор формирования физической культуры личности школьника.
Реализация данной модели, по мнению автора, позволит обеспечить необходимые условия для полноценного развития ребенка, побудить его к формированию своего здоровья, пониманию основ здорового образа жизни.
С.Ю.Толстовой выделены элементы валеологизации воспитательного процесса в образовательном учреждении:
1. Валеологическое воспитание и обучение, которое предполагает пробуждение интереса и создание потребности в здоровом образе жизни, достижение валеологической грамотности детей, обучение валеологическим навыкам, закрепление валеологической мотивации и формирование валеологической активности, укрепление здоровья на основе здоровьесберегающего поведения;
2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста, которые подразумевают использование приемов,
методов, форм педагогической работы, позволяющих выполнять задачи воспитания и обучения с минимальным ущербом для здоровья.
Данные технологии, по мнению С.Ю. Толстовой, должны сочетать следующие компоненты: организационно-режимные (построение воспитательного процесса на биоритмологической основе), психолого-педагогические (создание позитивного отношения детей к занятиям, поддержание атмосферы психологического комфорта, использование психотерапевтических приемов), валеопрофилактические (текущий контроль за соблюдением гигиены поз и движений, чередование статистических и динамических нагрузок, использование физкультурных пауз, индивидуализация подходов в зависимости от состояния здоровья ребенка).
Ею были выделены четыре группы мероприятий, входящие в состав оздоровительных мер физического воспитания детей младшего школьного возраста: первые две группы мероприятий представлены закаливающими процедурами и оздоровительными физическими упражнениями; третьягруппа мероприятий предполагает проведение коррекционной работы при наличии у ребенка тех или иных отклонений в состоянии здоровья и как средства профилактики для практически здоровых детей; в четвертую группу входят мероприятия, сами по себе не являющиеся физкультурными, но целесообразные в качестве сопровождающих мер непосредственно в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста (использование на уроках физической культуры средств фитотерапии, музыкотерапии, артерапии, сказкотерапии, цветотерапии, ароматерапии, физиотерапии).
В ходе констатирующего эксперимента с целью выявления ценностного отношения к здоровью у детей были использованы индивидуальные 1). наблюдение, 2). беседы, 3). опрос.
Эти методы позволяют педагогу получить уникальную информацию о валеологическом опыте ребенка, выявить особенности здоровьесберегающего восприятия им окружающего мира, увидеть его индивидуальные реакции на валеологическое содержание бесед. Важно было выяснить, что дети знают о здоровье, как они его оценивают.
Нами были получены данные о самооценке состояния здоровья детей. Только незначительное их число считает свое здоровье плохим. Большая часть детей считает себя абсолютно здоровыми людьми. Полученные данные представлены в диаграмме.
Диаграмма
Состояние здоровья детей младшего школьного возраста по результатам самооценки
Полученные результаты свидетельствуют о завышенной самооценке детьми состояния своего здоровья. Такая самооценка здоровья детей не подтвердилась объективными данными о принадлежности их к медицинским группам.
В ходе эксперимента для выявления понятийного компонента детям предлагалось задание продолжить фразу: "Здоровый человек – это…" Практически все дети, отвечая на этот вопрос, сводили здоровье человека к отсутствию болезней. В 80% случаев звучал ответ, что "здоровый человек - это человек, который не болеет". И гораздо реже дети называли иные характеристики здорового человека. Приведем некоторые из них:
"Здоровый человек - это человек умный и сильный" (Дима П.);
"Здоровый человек - это такой человек, который занимается спортом" Азамат Я.);
"Здоровый человек - это веселый человек" (Динара Х.);
"Здоровый человек - это закаленный человек" (Рузанна К.);
"Здоровый человек - это человек, который заботится о себе" (Руслан С.);
"Здоровый человек - это человек, который часто моется и чистит зубы" (Максим Т.).
Приведенные ответы достаточно убедительно свидетельствуют о том, детей не в полной мере сформировано представление о здоровье, они не конца осознают полноту и многоаспектность данного понятия, сводя его прежде всего, к отсутствию болезней.
Для уточнения представлений детей о понятии "здоровье", им задавался вопрос: "Для чего нужно здоровье человеку?". В данном случае наиболее часто встречаемым ответом (60%) был следующий: "Человеку нужно здоровье, чтобы ходить в детский сад, в школу, а когда вырастет – на работу". На втором месте по частотности был ответ: "Здоровье человеку нужно, чтобы не болеть" (30%). Помимо этих двух самых распространенных ответов приведем примеры других мнений детей:
"Здоровье человеку нужно, чтобы долго жить" (Алексей Х.);
«Здоровье человеку нужно, чтобы зарабатывать деньги» (Дима Т.)
«Здоровье человеку нужно, чтобы быть сильным и красивым» (Марианна Ш.);
«Здоровье человеку нужно, чтобы пойти служить в армию» (Роман С.).
С целью определения степени сформированности у детей представлений о здоровье и болезни и определения характера эмоционального отношения к проблеме здоровья нами был проведен рисуночный тест «Здоровье и болезнь». Детям предлагалось на альбомном листе, разделив его на две половины, нарисовать цветными карандашами Здоровье и Болезнь, как они их себе представляют.
При расшифровке детских рисунков учитывались следующие показатели:
1. Степень детализации (указывает на степень дифференцированности представлений о здоровье и болезни).
2. Сюжетность рисунка (статичное изображение или динамичное). Данный показатель выявляет активную или пассивную позицию по отношению к здоровью и болезни.
3. Богатство цветовой гаммы, предпочтение определенных цветов. Позволяет определить характер эмоционального отношения к указанной проблеме.
4. Оригинальность (специфичность) изображения, использование особой символики.
Рисуночный тест позволил выявить особенности представлений младших школьников о здоровье и болезни. Прежде всего, обращает на себя внимание большая детализация и прорисованность изображений болезни, нежели рисунков, символизирующих здоровье. Для рисунков детей младшего школьного возраста характерно то, что болезнь изображается сюжетно, на них разворачивается некоторое действие: обращение за помощью к врачу, прием лекарственных средств и т.д. А изображение здоровья чаще всего статично и представляет собой портреты улыбающихся людей. Как правило, рисунки детей не отличались богатством цветовой гаммы. Изображения, символизирующие здоровье, выполнялись красными, желтыми, оранжевыми и другими теплыми тонами, а изображения болезни в большинстве случаев были выполнены черными, синими, коричневыми карандашами.
Анализ рисунков детей показал, что у них недостаточно сформировано представление о своем здоровье, рисунки указывают на пассивную позицию по отношению к своему здоровью. Однако характер эмоционального отношения детей к здоровью носит ярко выраженный положительный характер.
Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, мы определили возможности и резервы в формировании ценностного отношения к здоровью у младших школьников, выявили уровни развития представлений о здоровье. Результаты констатирующего эксперимента показали значимость работы по обогащению опыта детей в деле сохранения и укрепления своего здоровья, необходимость осмысления ими сущности здоровья как общечеловеческой ценности.
В заключение отметим, что данное исследование требует своего продолжения, и на этапе формирующего эксперимента будут даны методические рекомендации по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
Список используемой литературы:
1. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис. Тенденции развития / Татарникова, Л. Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Ретрос, 1997. - 414 с.
2. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В.Науменко // Педагогика.- 2005.- №6.
3. Поштарева Т.В. Эколого-валеологическая направленность физического воспитания старшего дошкольника: автореф.-.канд. пед. наук / Т.В. Поштарева. - Ставрополь, 2000. - 30 с.