Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, интерактивность, основы информационной безопасности.
Annotation: the article reveals the urgency of creating interactive learning resources and presented an interactive training course "Foundations of Information Security".
Keywords: electronic educational resources, interactivity, the basics of information security.
В настоящее время, в условиях активного проникновения интерактивных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса, управления образованием и процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, а также создания новых методов и технологий обучения. Постоянное увеличение объѐма информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности [1].
Таким образом, актуальность создания интерактивного курса по дисциплине определяется общей направленностью современного образования на изучение окружающего мира и процессов, протекающих в нѐм, с помощью информационных технологий, и связана с необходимостью решения проблемы представления информации в понятном и удобном для прочтения электронном виде.
Интерактивный курс «Основы информационной безопасности» разработан аналогично [2], но выполнен с использованием программы HTML Reader. Курс разделен на 10 разделов, которые имеют от трѐх до двенадцати подпунктов. В каждом разделе кратко, но достаточно лаконично изложены основные термины и понятия. Интерактивность курса достигается встроенным вложенным списком, возможностью прокрутки страниц (рис.1).
Для изучения представлены следующие темы: понятие информационной безопасности, основные составляющие, важность проблемы; наиболее распространенные угрозы; стандарты и спецификации в области информационной безопасности; административный уровень информационной безопасности; управление рисками; процедурный уровень информационной безопасности; основные программно-технические меры; идентификация и аутентификация, управление доступом; протоколирование и аудит, шифрование, контроль целостности; экранирование, анализ защищенности [3].
Рисунок 1- Структура курса.
В курс входит практическая часть, где приведены задания для практической работы и темы для рефератов (рис. 2).
Рисунок 2 – Практическая часть.
Для проверки знаний, полученных при изучении курса, была разработана система тестов, которые включают в себя вопросы по всем изучаемым разделам (рис. 3).
Рисунок 3 – Тестирование.
Литература и примечания:
[1] Чиганова Н.В. Использование дидактического обучающего комплекса в учебном процессе вуза // Научно - методический журнал «Информатика и образование». – 2013. – с. 47- 49.
[2] Хасанова С.Л., Рассказова Е.А. Курс «История информатики» в системе образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 – 4. – с. 747 - 751.
[3] Галатенко В. А. Основы информационной безопасности: учебное пособие/ Издание третье/- М.:ИНТУИТ. РУ, 2006. – 208с.