РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФГУП «ОМСКОЕ» ОМСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФГУП «ОМСКОЕ» ОМСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Волкова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. Это, в свою очередь, требует производства конкурентоспособной продукции.

Конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического выживания в рыночной среде товаров и услуг с востребованными или заведомо согласованными стоимостными и потребительскими свойствами и проявляющиеся в процессе различных форм конкурентной борьбы. В этой связи проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции является в настоящее время актуальной.

Для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия необходимо создание и постоянное совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности продукции. Главным фактором повышения конкурентоспособности продукции является снижение затрат на ее производство и повышение качества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы как в дальнейших теоретических исследованиях данной проблемы, так и в работах прикладного характера, направленных на решение актуальных задач, стоящих перед системой организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические подходы и обоснованные теоретические положения по совершенствованию организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятий доведены до уровня практических рекомендаций, могут быть использованы субъектами хозяйствования и способствуют укреплению рыночных позиций предприятия, повышению конкурентоспособности продукции и предприятия

Целью статьи является разработка проекта обеспечения конкурентоспособности ФГУП «Омское» Омского района Омской области.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи:

1. Изучить теоретические основы конкуренции сельскохозяйственных предприятий;

2. Проанализировать современный уровень производства и факторы, влияющие на конкурентоспособность ФГУП «Омское» Омского района Омской области;

3. Разработать проект повышения конкурентоспособности ФГУП «Омское» Омского района Омской области;

Объектом исследования являются экономические и организационные проблемы ФГУП «Омское» Омского района Омской области, связанные с обеспечением конкурентоспособности.

Предметом исследования является разработка проекта повышения конкурентоспособности ФГУП «Омское» Омского района Омской области.

Осуществление предложенных мероприятий обеспечит получение значительного социально-экономического эффекта, выраженного, в частности, в росте прибыли.

Для написания работы были использованы фактические данные бухгалтерской и экономической отчетности ФГУП «Омское» Омского района Омской области, литературные источники, информационные Интернет-сайты, а также законодательные акты Российской Федерации.

В работе дан аналитический обзор литературы и основные теоретические аспекты по проблеме обеспечения конкурентоспособности предприятий АПК. Проведен анализ производственного, финансового состояния хозяйства, анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на производственный процесс, выявлен современный уровень конкурентоспособности ФГУП «Омское» в сравнении с другими предприятиями Омского района. В качестве основного направления повышения конкурентоспособности предприятия разработан проект повышения урожайности зерновых культур.

Производственная деятельность аграрного предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде [2].

Известно, что в условиях рынка конкуренция является действенным механизмом регулирования экономики, способствует выживанию наиболее устойчивых в финансовом отношении предприятий.

Успешная работа аграрных предприятий в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера. На деятельность предприятия влияют общие (интегральные) и специфические факторы. К общим факторам, воздействующим на развитие конкуренции, относятся:

- инновационные;

- инвестиционные;

- финансовые;

- социально-экономические [7].

К группе специфических относятся факторы, характеризующие внешнюю среду деятельности предприятия:

- законодательно-правовые;

- транспортные;

К внутренним факторам, характеризующим уровень конкурентоспособности предприятия, можно отнести:

- нормативные;

- научно-технические;

- производственно-технологические [5].

Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые. Это вполне оправдано, так как произвести и реализовать сельскохозяйственную продукцию более высокого качества и с меньшими издержками можно только используя новые технологии и достижения науки, т.е. только предприятие, систематически обновляющее свой экономический потенциал, способно повысить свою конкурентную устойчивость на рынке.

Прочность положения предприятия на рынке определяется конкурентоспособностью производимых им продуктов и возможностями вести конкурентную борьбу.

Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала, сроки поставки, сроки гарантий, цена, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе [3].

Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия является емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность и прочее. В силу этого, особое внимание следует уделять развитию данных направлений в хозяйствующих субъектах АПК.

ФГУП «Омское» расположено в южной лесостепной зоне Омской области. Удаление от города Омска – 10 км. Климат района, в котором находится хозяйство, резко-континентальный, с продолжительной суровой зимой, жарким летом, короткой весной и с резкими суточными температурами, особенно весной.

Основным видом деятельности является: "Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки" – "Выращивание зерновых и зернобобовых культур". Отрасль по ОКОНХ: "Производство зерновых".

Общая площадь земельных ресурсов составляет 4344 га, из них 4141 га сельскохозяйственных угодий. В ФГУП «Омское» вся площадь земельного фонда пригодна для сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные земли составляют 95% от общей земельной площади. В структуре сельскохозяйственных угодий 92% занимают пашни. Это говорит о том, что на предприятии развито сельскохозяйственное производство, а именно отрасль растениеводства.

ФГУП «Омское» занимается производством товарного зерна в растениеводстве и молочно-мясным животноводством. К основным видам растениеводческой продукции относятся: пшеница, ячмень, картофель. Также предприятие производит молоко и мясо КРС на реализацию.

Для расчета коэффициента специализации сведём необходимые данные в таблицу.

Таблица 1 – Состав и структура товарной продукции в ФГУП «Омское»

Вид продукции и отрасль

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Среднее значение за 3 года

тыс. руб.

% к итогу

1

2

3

4

5

6

Пшеница

20814

18360

28169

22448

39

Рожь

4446

1399

1509

2451

4,3

Ячмень

3451

1272

5704

3476

6

Гречиха

244

10

3

86

0,1

Горох

1320

1448

727

1165

2

Овес

2658

44

1008

1237

2,1

Соя

1640

56

2120

1272

2,2

Рапс

260

63

110

144

0,3

Картофель

3278

6813

8917

6336

11

Прочая продукция растениеводства

735

1098

1076

970

1,7

Итого по растениеводству

38846

30568

49343

39586

68,8

Мясо КРС

2689

4046

2034

2923

5,1

Молоко цельное

13822

12978

16877

14559

25,3

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

542

504

355

467

0,8

Итого по животноводству

17058

17541

19271

17957

31,2

Всего по хозяйству

55904

48109

68614

57542

100

Исходя из данных таблицы 1, определим коэффициент специализации. Он рассчитывается по формуле (1): [1]

, (1)

где – удельный вес конкретной отрасли, % к стоимости товарной продукции; i – порядковый номер отрасли в ранжированном ряду.

Если коэффициентспециализации меньше 0,2, то уровень специализации низкий. Коэффициент в промежутке от 0,2 до 0,4 – уровень специализации средний. От 0,4 до 0,6 – высокий. Выше 0,6 - очень высокий (углубленная специализация).

Коэффициент специализации ФГУП «Омское» равен 0,36. Это свидетельствует о том, что на предприятии средний уровень специализации, направление – растениеводческо-животноводческое, тип – зерно-молочный. 68,8% от общей выручки, составляет реализация продукции растениеводства, 31,2% от общей выручки - реализация продукции животноводства.

Для того чтобы разработать проект обеспечения конкурентоспособности, необходимо проанализировать современное состояние организации.

Данные, представленные в таблице 1, позволяют оценить состав и структуру товарной продукции в ФГУП «Омское».

В 2012 году общий объем выручки от реализации продукции составил 55904 тыс. руб. Из него на отрасль растениеводства приходится 38846 тыс. руб., а на отрасль животноводства - 17058 тыс. руб. Наибольшую выручку от реализации предприятие получило от продажи пшеницы – 20814 тыс. руб. и молока цельного – 13822 тыс. руб.

В 2013 году общий объем выручки от продажи продукции был равен 48109 тыс. руб. На отрасль растениеводства от общего объема выручки приходилось 30568 тыс. руб. и на отрасль животноводства пришлось 17541 тыс. руб. Наибольшее количество выручки принесла продажа такой продукции, как пшеница – 18360 тыс. руб. и молоко цельное – 12978 тыс. руб.

В 2014 году наблюдается резкое увеличение общего объема выручки от реализации продукции, который составил 68614 тыс. руб. Из этого объема на отрасль растениеводства приходится 49343 тыс. руб., а на отрасль животноводства приходится 19271 тыс. руб. Наибольший вклад в формирование общего объема выручки внесла продажа такой продукции, как пшеница – 28169 тыс. руб. и молоко цельное – 16877 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольший вклад в формирование прибыли организации приносит такой вид продукции как пшеница.

Таблица 2 – Уровень рентабельности производства продукции, отраслей и сельскохозяйственного производства в целом

Отрасль, вид продукции

2012 г.

2014 г.

Выручка, тыс.руб.

Полная себестоимость, тыс.руб.

Прибыль(+), убыток(-), тыс.руб.

Рентабельность, %

Окупаемость, руб.

Выручка, тыс.руб.

Полная себестоимость, тыс.руб.

Прибыль(+), убыток(-), тыс.руб.

Рентабельность, %

Окупаемость, руб.

Зерновые и зернобобовые - всего

32939

25801

7138

27,7

-

37120

23692

13428

56,7

-

из них: пшеница

20814

17296

3518

20,3

-

28169

18634

9535

51,2

-

Рожь

4446

3659

787

21,5

-

1509

986

523

53,0

-

Гречиха

144

108

36

33,3

-

3

2

1

50,0

-

Ячмень

3451

2363

1088

46,0

-

5704

3251

2453

75,5

-

Горох

1320

527

793

150,5

-

727

268

459

171,3

-

Овес

2658

1848

810

43,8

-

1008

551

457

82,9

-

Соя

1640

2701

-1061

-

0,6

2120

869

1251

144,0

-

Рапс

260

186

74

39,8

-

110

421

-311

-

0,3

Картофель

3278

4326

-1048

-

0,8

8917

7032

1885

26,8

-

Прочая продукция растениеводства

735

346

389

112,4

-

1076

1819

-743

-

0,6

Итого по растениеводству

38846

33360

5486

16,4

-

49343

33833

15510

45,8

-

Мясо КРС

2689

6309

-3620

-

0,4

2034

7810

-5776

-

0,3

Молоко цельное

13822

9180

4642

50,6

-

16877

11960

4917

41,1

-

Продукция животноводства собственного производства, переработанная

542

3025

-2483

-

0,2

355

2350

-1995

-

0,2

Итого по животноводству

17058

18524

-1466

-

0,9

19271

22125

-2854

-

0,9

Всего по хозяйству

57439

51884

4020

107,7

-

69944

55958

12656

22,6

-

Данные из таблицы 2 позволяют оценить уровень рентабельности производства продукции, отраслей и сельскохозяйственного производства в целом.

В 2012 году уровень рентабельности всего сельскохозяйственного производства составил 107,7%. При этом рентабельность отрасли растениеводства составила 16,4%, а окупаемость отрасли животноводства – 0,9%.

Наибольший уровень рентабельности имеет производство следующих видов продукции: горох – 150,5%, прочая продукция растениеводства – 112,4% и молоко цельное – 50,6%. Убыточным является производство сои, картофеля, а также продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде и мяса КРС. Окупаемость этих видов продукции составила 0,6%, 0,8%, а также 0,2% и 0,4%, соответственно.

Наименьший уровень рентабельности имеет производство следующих видов продукции: пшеница – 20,3% и рожь – 21,5%.

В 2014 году уровень рентабельности всего сельскохозяйственного производства составил 22,6%, что ниже показателей 2012 г. При этом рентабельность отрасли растениеводства составила 45,8%, а окупаемость отрасли животноводства – 0,9%.

Наибольший уровень рентабельности имеет производство следующих видов продукции: горох – 171,3% и соя – 144,0%. Убыточным является производство рапса, а также продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде и мяса КРС. Окупаемость этих видов продукции составила 0,3%, а также 0,2% и 0,4%, соответственно.

Наименьший уровень рентабельности имеет производство картофеля – 26,8%.

Данные, представленные в таблице 3, позволяют оценить финансовые результаты деятельности ФГУП «Омское».

Таблица 3 – Финансовые результаты деятельности ФГУП «Омское»

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2012 г., %

Выручка от реализации, тыс. руб.

57439

49475

69944

121,8

Себестоимость продаж, тыс. руб.

52858

40972

56861

107,6

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

261

1717

1779

681,6

Чистая прибыль, тыс. руб.

261

1717

1779

681,6

Рентабельность, %

0,5

4,2

3,1

6,2 п.п.

В 2012 году общий уровень рентабельности деятельности предприятия составил 0,5%. Выручка от реализации товаров и услуг составила 57439 тыс. руб. Себестоимость при этом оказалась равна 52858 тыс. руб. В результате, предприятие получилось чистую прибыль в размере 261 тыс. руб.

В 2013 году наблюдается резкий подъем уровня рентабельности деятельности предприятия. На тот период он составил 4,2%. Выручка от реализации товаров и услуг составила 49475 тыс. руб. Себестоимость при этом оказалась равна 40972 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 1717 тыс. руб.

В 2014 году уровень рентабельности снизился, и его величина составила 3,1%. Выручка от реализации товаров и услуг составила 69944 тыс. руб. Себестоимость при этом оказалась равна 56861 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 1779 тыс. руб.

Рассмотрим ассортимент выпускаемой продукции ФГУП «Омское».

ФГУП «Омское» реализует широкий ассортимент продукции: товарное зерно, корма, мясо и мясопродукты, молочные продукты, полуфабрикаты.

Покупателями ФГУП «Омское» являются предприятия, закупающие зерно и зерноотходы. Основные из них:

  • ОАО «Мельница» (г. Омск);

  • Торговая компания Сибзернопродукт (г. Омск);

  • Торгово-закупочная база Омскторгсервис (г. Омск) и др.

Конкурентами ФГУП «Омское» являются все сельскохозяйственные предприятия Омской области, занимающиеся производством молока, мяса и зерна. Так как подобных предприятий не один десяток проведём анализ конкурентоспособности лишь части из них, а именно предприятий, приближенных к ФГУП «Омское». В их число входят: Учхоз - №1 и ЗАО «Первомайское».

Таблица 6 - Финансовые результаты деятельности конкурентов за 2014 год

Предприятия

Выручка, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

Валовая прибыль, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Рентабельность, %

ФГУП «Омское»

69944

56861

13083

1779

3,1

Учхоз - №1

11754

16090

4336

4382

27,2

ЗАО «Первомайское»

57067

33530

23537

25628

76,4

Таким образом, анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: по показателю выручки лидирующее положение занимает ФГУП «Омское» - 69944 тыс. руб. Однако, у данного предприятия достаточно высокая себестоимость. Наиболее сильным конкурентом является ЗАО «Первомайское», чистая прибыль которого составляет 25628 тыс. руб., а рентабельность – 76,4%.

Наименее сильный конкурент для ФГУП «Омское» является ЗАО «Первомайское» по всем анализируемым показателям.

Далее проведем анализ конкурентоспособности по производству зерновых:

Таблица 7 - Оценка конкурентоспособности по производству зерна за 2014 год

Предприятия

Площадь земельных угодий, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор зерновых, тонн

ФГУП «Омское»

4344

15,1

6559

Учхоз - №1

1950

8,1

1580

ЗАО «Первомайское»

10040

12,3

12349

Среди предприятий по валовому сбору лидирует ЗАО «Первомайское», где с площади 10040 га получено 12349 тонн, урожайность зерновых составила 12,3 ц/га. В Учхоз - №1 с площади 1950 га валовой сбор составил 1580 тонн, урожайность 8,1 ц/га, а в ФГУП «Омское» урожайность составила 15,1 ц/га и валовой сбор - 6559 тонны.

Таким образом, по производству зерна ФГУП «Омское» среди анализируемых конкурентов занимает 2 место.

Таким образом, анализируя конкурентную среду в Омском районе можно проследить характер конкурентной борьбы сельскохозяйственных предприятий Омского района и позицию на рынке отдельного хозяйства. Конкуренция на рынке производителей близка к совершенной. Максимизация прибыли при оптимизации издержек - это тот критерий конкурентоспособности аграрного предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, когда цена за товар остается неизменной и зависит только от конъюнктуры рынка.

Следующим этапом оценки современного состояния предприятия является анализ внешних и внутренних факторов. Для анализа воспользуемся методом SWOT.

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Основные положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия представлены в приложении А.

Сильные стороны:

ФГУП «Омское» хорошо известно в Омском районе и является одним из наиболее крупных предприятий в районе, которое занимается производством зерна, имея для этого все необходимые условия.

С помощью собственного транспорта предприятие имеет возможность производить транспортировку зерна для покупателя.

Высококвалифицированные работники заинтересованы в результатах труда.

Большую часть семенного и посадочного материала, используемого в растениеводстве, хозяйство производит само.

Близость предприятия к городу позволяет быстрее доставлять продукцию покупателям.

Слабые стороны:

В ФГУП «Омское» не проводится исследование рынков сбыта и поиск возможных покупателей.

Некоторое оборудование уже физически и морально устарело.

На предприятии небольшой ассортимент производимой продукции.

Возможности:

Развитие новых технологий в хранении или переработке сельскохозяйственной продукции, что даст возможность снизить издержки обращения и освоения новых рынков сбыта производимой продукции.

Выведение и использование в производстве более продуктивных сортов сельскохозяйственных культур.

Для ФГУП «Омское»снижение банковских процентов позволило бы предприятию сэкономить деньги на развитие производства.

Более эффективная поддержка государством сельских товаропроизводителей на местном и региональном уровнях, повысит мотивацию сельскохозяйственных производителей в расширении своей деятельности и внедрении инновационных технологий в производство и даст уверенность в завтрашнем дне и возможность привлечения молодых кадров в структуру управления.

Угрозы:

Увеличение налоговых ставок и рост уровня инфляции отрицательно повлияют на финансовые результаты деятельности предприятия.

Неблагоприятные погодные условия могут привести к снижению урожайности и ухудшению качества посевов.

Таким образом, в результате SWOT-анализа, можно сделать вывод, что предприятие достаточно успешно действует на рынке. Так как, на предприятии довольно успешно развивается производство зерна, а именно пшеницы, при выборе направлений развития предприятия можно выделить: освоение производства новой продукции, внедрении инноваций.

Исходя из результатов анализа внешних и внутренних факторов, для ФГУП «Омское» целесообразно повысить уровень урожайности зерновых культур.

В ходе исследования было определено, что в ФГУП «Омское» производство зерна является рентабельным и приносит большую долю прибыли. Однако, для повышения эффективности производства, руководству предприятия следует рассмотреть варианты повышения урожайности зерновых культур. Можно порекомендовать заменить сорт Новосибирская-29 на перспективный, среднепоздний сорт Серебристая.

Целесообразность данного проекта можно обосновать, тем, что в совокупности мер, направленных на получение высоких конечных результатов при минимальных затратах, является мобилизация биопотенциала растений. Поэтому своевременная и продуманная сортосмена является одним из наиболее дешевых способов повышения урожайности, т.к. при одних и тех же трудовых и энергетических затратах, более продуктивный сорт дает более высокий урожай за счет биопотенциала.

Опираясь на данные исследований ученых СибНИИСХоза, можно порекомендовать заменить сорт Новосибирская-29 на перспективный, среднепоздний сорт Серебристая. Данный сорт рекомендован для возделывания в южной лесостепи и степи Омской области Средняя урожайность в Западно-Сибирском регионе составила 29,8 ц/га, на уровне средних стандартов. В рекомендуемых зонах возделывания Омской области прибавка к стандарту составила 2,9 ц/га. Максимальная урожайность 65,7 ц/га была получена в 2013 г. в Омской области. Данный сорт устойчив к полеганию, по устойчивости к засухе превышает стандарт до 1 балла. Имеет хорошие хлебопекарные качества, умеренно восприимчив к твердой головне и мучнистой росе.

Сравнительная характеристика данных сортов приведена в таблице 9.

Таблица 9 - Сравнительная характеристика сортов пшеницы рекомендуемых для южной лесостепной зоны Омской области

Сорта

Содержание в зерне

Средняя урожайность, ц/га

Максимальная

урожайность, ц/га

Белка, %

Клейковины, %

Новосибирская -29

11,4

33,0

27,0

54,0 (Омская обл.)

Серебристая

18,6

38,2

29,8

65,7 (Омская обл.)

За годы испытаний уровень белка в зерне Серебристая выше на 7,2 % чем в Новосибирской-29. Содержание клейковины в зерне предлагаемого сорта также выше, чем у возделываемого. Урожайность нового сорта выше, чем у Новосибирской-29, которую планируется заменить, в среднем на 11,7 ц/га.

Стоимость семенного материала сорта Серебристая (протравленное), с учетом доставки, составляет 900 руб./ц. Приобретать семенной материал планируется в ГНУ СибНИИСХозе г. Омска. Норма высева семян данного сорта при интенсивной технологии выращивания зерновых культур составляет 1,8 ц/га. Потребность в семенном материале при планируемой посевной площади под этот сорт 100 га составит 180 ц.

Таблица 10 - Экономическая эффективность возделывания яровой пшеницы и введения нового сорта яровой мягкой пшеницы Серебристая на 100 га

Показатели

Факт

План

Изменение показателей

Средняя урожайность пшеницы, ц/га

18,8

29,8

+11,0

Валовой сбор, ц

1880

2980

+1100

Затраты на производство, тыс. руб.

643,7

729,6

+85,9

в т. ч. затраты на семена

76,1

162,0

+85,9

Количество реализованного зерна, ц

1880

2980

+1100

Полная себестоимость зерна, тыс. руб.

844,6

930,5

+85,9

Себестоимость 1 ц зерна, руб.

449,3

312,2

-137,1

Цена реализации, руб./ц

543

543

0

Выручка от реализации, тыс. руб.

1020,8

1618,1

+597,3

Прибыль, тыс. руб.

176,2

687,6

+511,4

Уровень рентабельности, %

20,9

73,9

+53 п. п.

Таким образом, введение нового сорта в производство экономически выгодное мероприятие по улучшению технологии. В результате замены сорта Новосибирская-29 на сорт Серебристая за счет увеличения валового сбора со 100 га посевной площади снижается себестоимость 1 ц произведенной продукции (-137,1 руб./ц), повышается рентабельность производства (+53 п.п.). Экономический эффект составит 511,4 тыс. руб.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность предприятия АПК – это совокупность качественных и количественных параметров, характеризующих составляющие предприятие факторы производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способности), взаимодействие которых может приносить определённое количество экономических благ их собственнику. Конкурентоспособность предприятия может быть повышена при улучшении качества производимой продукции, увеличении объемов ее производства, сокращении издержек, а также диверсификации своей деятельности.

2. ФГУП «Омское» обладает всеми необходимыми средствами производства. Имеет прибыль и рентабельность.

3. Анализ конкурентной среды предприятия показал, что наиболее сильный конкурент для ФГУП «Омское» является ЗАО «Первомайское» по всем анализируемым показателям.В целом предприятие достаточно успешно действует на рынке. Однако имеется рад недостатков производственной и рыночной деятельности.

В работе были рассмотрены основные повышения конкурентоспособности ФГУП «Омское»:

1. Предлагается разработать проект с направлением на замену сорта Новосибирская-29 на сорт Серебристая. Целесообразность данного проекта можно обосновать, тем, что в совокупности мер, направленных на получение высоких конечных результатов при минимальных затратах, является мобилизация биопотенциала растений. Поэтому своевременная и продуманная сортосмена является одним из наиболее дешевых способов повышения урожайности, т.к. при одних и тех же трудовых и энергетических затратах, более продуктивный сорт дает более высокий урожай за счет биопотенциала.

2. В результате замены сорта Новосибирская-29 на сорт Серебристая за счет увеличения валового сбора со 100 га посевной площади снижается себестоимость 1 ц произведенной продукции (-137,1 руб./ц), повышается рентабельность производства (+53 п.п.). Экономический эффект составит 511,4 тыс. руб.

Список используемых источников

  1. Бурцева Т.А. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка: Диссертация канд. экон. наук // – Киров, 2013. –178 с.

  2. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Е.А. Горбашко. : СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 453 с.

  3. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков // – М.: ЭКМОС, 2013. – 372 с.

  4. Коретникова, Т.М. Конкурентоспособность фирмы / Т.М. Коретникова. - Челябинск, 2012. - 311 с.

  5. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М. : ЮРАЙТ, 2009. - 221 с.

  6. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Международные отношения, 2013. - 524 с.

  7. Роман М. И. Научные основы управления конкурентоспособностью: учеб. –метод. Пособие // – Владимир, 2014. – 296 с.

  8. Рыбалкин П., Нечаев В. Сельское хозяйство Российской Федерации в 2010 – 2013 гг. (экономический обзор) // АПК: экономика и управление. №11. 2014 г.

  9. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности АПК // -М.:Новое знание, 2011. – 696 с.

  10. Стюарт, Г. Успешный менеджмент торговли / Г. Стюарт. – Минск :Амалфея, 2012. - 467 с.

Приложение А – SWOT – Анализ ФГУП «Омское»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Хорошая репутация предприятия.

2. Наличие собственного автопарка.

3.Высококвалифицированные работники.

4. Близкое расположение к городу.

5. Использование кормов собственного производства

1.Используемое оборудование физически и морально устарело.

2.Малый ассортимент производимой продукции.

3.Не используются все возможные каналы сбыта.

4.Снижение урожайности зерновых культур.

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

1.Развитие новых технологий в хранении или переработке сельскохозяйственной продукции.

2.Поддержка государством сельских товаропроизводителей.

3.Снижение банковских процентов при кредитовании.

4. Постоянная потребность населения в производимой продукции

1. Высокий уровень инфляции.

2. Неблагоприятные погодные условия.

3. Увеличение налоговых ставок.

4. Увеличение числа конкурентов.

Просмотров работы: 1452