АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ НА ОБЪЕКТАХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ НА ОБЪЕКТАХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РФ

Казанцева А.Е. 1
1УРФУ имени Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение 3

1 Министерство энергетики 6

1.1 Министерство энергетики: функции и задачи министерства 6

1.2 Анализ системы информационно-аналитического обеспечения Минэнерго России: задачи, проблемы, решения топливно-энергетический комплекс 9

1.3 Законодательное обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: текущая ситуация и перспективы развития 12

2 ТЭК в экономике 15

2.1 Основные функции и их осуществление 15

2.2 Квалификационные требования к работникам ведомственной охраны 18

2.3 Проблемы в функционировании и способы их решения 21

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Введение

Федеральным законом РФ «О безопасности» от 7 декабря 2010 года безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Жизненно важные интересы определяются законодателем как совокупность потребностей удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам, общества, государства.

Минэнерго России взяло на себя все управленческие функции, но главной, возлагаемой функцией на Минэнерго является безопасность, которая необходима как для обеспечения стабильного функционирования электроэнергетики страны, так и для выполнения задач по ее дальнейшему развитию.

Вектор направления данной темы актуален, так как энергетика является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, опережающее развитие которой обеспечивает рост объема производства и производительности труда, а также научно-технический прогресс в других отраслях. Поэтому объектом моего исследования является топливно–энергетический комплекс.

В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса создают системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерного доступа, уничтожения, блокирования информации, неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Решение задач, стоящих перед энергетикой, выдвигают в качестве одного из главных направлений научно-технического прогресса комплексную автоматизацию организационно-экономических и производственно-технологических процессов управления отраслью.

Многоуровневая и многофункциональная система управления энергетикой обусловила необходимость разработки на начальном этапе автоматизации управления локальных автоматизированных систем различного класса и назначения.

Поэтому предметом исследования является ведомственная охрана Министерство энергетики и её функции:

  1. защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

  2. обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

  3. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Цель исследования заключается в необходимости анализа системы информационно-аналитической безопасности ведомственной охраны Минэнерго России, действие которой распространяется на объекты Топливно-энергетического комплекса России.

Важно отметить, что часть объектов включённые в лот № 61, заявленный Организатором конкурса для охраны, относится к объектам топливно-энергетического комплекса, находящихся в сфере ведения Минэнерго России, охрана которых осуществляется подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

Важно разобраться в анализе системы информационной безопасности. Анализ системы обеспечения информационной безопасности — это комплексная проблема, в рамках которой необходимо решить следующие задачи:

  1. собрать исходные данные по инфраструктуре системы и технологиям обработки информации;

  2. выявить наличие доступа к открытой информации о деятельности Министерства энергетики России для граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  3. выявить практические функции СИАО.

  1. МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ
  1.  
    1. Министерство энергетики: функции и задачи министерства

Решением Советом Министров СССР от 14 марта 1969 года № 195 было создано союзно-республиканское Министерство энергетики и электрификации СССР, которое руководило всеми одноимёнными республиканскими министерствами союзных республик СССР(в частности Министерством энергетики и электрификации РСФСР). В его ведении находились государственные энергопредприятия, которые Министерство само строило, развивало и эксплуатировало. Вышестоящим органом являлся Совет министров СССР.

В 1991 году после распада СССР государственные энергетические предприятия были приватизированы и перешли в частную собственность. Союзное Министерство было ликвидировано, республиканское преобразовано в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, позже преобразованное в «Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации» (до 12 мая 2008 года).

После приватизации госпредприятий министерства выполняют функции консультирования, наблюдения и надзора.

На данный момент Министерство энергетики обеспечивает разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учетом требований по обеспечению безопасности Российской Федерации и на основе прогноза ее социально-экономического развития, формирование и функционирование государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, прогнозирование возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах, разработку и реализацию государственной политики в области газоснабжения.

Основные функции — выработка государственной политики, осуществление нормативного правового регулирования.

Осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в области:

  1. обеспечения деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;

  2. обеспечения энергетической безопасности;

  3. производства и использования топливно-энергетических ресурсов;

  4. подготовка предложений по разработке инвестиционных проектов в области топливно-энергетического комплекса, программ освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, балансов топливно-энергетических ресурсов, текущих и перспективных балансов по отдельным видам энергоресурсов и принятие мер по их реализации;

  5. разработка предложений по использованию систем магистральных нефтегазопроводов, нефтепродуктопроводов и энергетических систем и принятие мер по их реализации в установленном порядке;

  6. разработка предложений в области энергосбережения и обеспечения безопасности при функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса;

  7. осуществление государственной политики по вопросам разработки и реализации соглашений о разделе продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране»2, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 150 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации» на ведомственную охрану Министерства энергетики Российской Федерации возлагается:

  1. защита объектов от противоправных посягательств;

  2. обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

  3. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах в пределах своей компетенции;

  4. охрана грузов, ценностей, документов и иного имущества при их перевозке;

  5. организация пожарно-профилактических работ;

  6. служебное собаководство.

Перечень охраняемых объектов определяется Министерством энергетики Российской Федерации и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

На работников ведомственной охраны распространяется законодательство о труде.

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств Минэнерго России и за счет средств собственников охраняемых объектов.

Персональную ответственность за создание необходимых условий работникам ведомственной охраны для выполнения возложенных на них обязанностей несут руководители охраняемых объектов.

1.2 Анализ системы информационно-аналитического обеспечения Минэнерго России: задачи, проблемы, решения топливно-энергетический комплекс

В целях повышения качества работы по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса субъектам топливно-энергетического комплекса необходимо будет привлекать специализированные организации в области обеспечения безопасности объектов ТЭК для проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса и оценки социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта при проведении категорирования объекта, для проведения оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта.

В данном случае специализированной организацией будет выступать «Ведомственная охрана» Минэнерго России, которая обеспечивает разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учетом требований по обеспечению безопасности Российской Федерации и для того, чтобы определить проблемные места и способы их решения необходимо проанализировать систему информационно-аналитического обеспечения Минэнерго России в Топливно-энергетическом комплексе России.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является системообразующей отраслью экономики нашей страны, который обеспечивает 25% российского ВВП и более 40% налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. ТЭК России обеспечивает функционирование и развитие других отраслей хозяйства страны, служит локомотивом движения России в будущее.

В сложившихся условиях возрастает необходимость принятия качественных решений, направленных на устойчивое развитие ТЭК и экономики страны в целом. Процесс принятия таких решений требует учета большого количества разнородной информации, объем которой нарастает значительными темпами, поэтому ее обработка без использования современных информационных технологий представляется невозможной. Необходимо создание и развитие системы информационно-аналитического обеспечения (СИАО) деятельности Министерства энергетики Российской Федерации3.

Миссией создания СИАО Минэнерго России является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере ТЭК на основе обеспечения единообразного подхода при формировании и использовании государственных информационных ресурсов ТЭК, а также совершенствования системы информационного взаимодействия Министерства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Анализ СИАО:

  1. основными целями анализа СИАО Минэнерго России следует считать:

  2. организацию регламентированного сбора информации в автоматическом режиме по мере наступления событий, а не по запросу;

  3. формирование единого хранилища государственного информационного ресурса (ГИР) ТЭК и базы данных Минэнерго России, организация санкционированного доступа к ним;

  4. объединение разработанных и разрабатываемых подсистем в СИАО Минэнерго России;

  5. максимальная автоматизация процессов деятельности структурных подразделений Минэнерго России;

  6. создание системы моделирования и прогнозирования процессов ТЭК в нашей стране и в мире в целом;

  7. создание ситуационного центра с возможностями визуализации всей имеющейся информации, экспертных оценок, проведения сеансов связи, видеоконференций;

  8. формирование мобильного центра управления ТЭК и автоматизированных рабочих мест руководителей на базе мобильных персональных компьютеров.

Для реализации данного анализа СИАО Минэнерго России необходимо решить несколько задач:

  1. обеспечить единообразный подход к управлению и координации деятельности по формированию и использованию ГИР ТЭК;

  2. создать имитационную модель управления развитием ТЭК;

  3. осуществить развитие ведомственных сегментов СИАО, в том числе создание системы электронного документооборота, системы управления проектами, единого архива текстовых, графических и иных материалов по вопросам деятельности Министерства;

  4. осуществить развитие межведомственных сегментов СИАО, в том числе системы межведомственного информационного взаимодействия в сфере ТЭК;

  5. усовершенствовать нормативно-правовую базу и методическое обеспечение формирования и использования ГИР ТЭК, создания, эксплуатации и развития ГИС ТЭК;

  6. обеспечить доступ граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к открытой информации о деятельности Минэнерго России;

  7. развить методическое обеспечение, повышающее открытость деятельности Минэнерго России, эффективность распространения информации о деятельности Минэнерго России и взаимодействия с отечественными и зарубежными средствами массовой информации;

  8. обеспечить информационную безопасность, совершенствование системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности Минэнерго России;

  9. реализовать систему мероприятий, направленных на повышение уровня информационной грамотности государственных служащих Минэнерго России и развить методическое обеспечение.

  1.  
    1. Законодательное обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: текущая ситуация и перспективы развития

На сегодняшний день на рассмотрении Комитета Госдумы по энергетике находятся при правительственных законопроектах, призванных усовершенствовать систему обеспечения безопасности в отрасли.

Один из них предусматривает внесение поправок в действующее законодательство, направленных на ужесточение контроля за безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса.

Законопроект позволяет установить иной, отличный от общих правил, порядок проведения мероприятий по оценке обеспечения безопасности объектов ТЭК. Второй документ предполагает внесение поправок в закон «Об электроэнергетике» и нацелен на совершенствование требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. Третий законопроект предусматривает совершенствование безопасности гидротехнических сооружений.

По данным замминистра, Минэнерго России сейчас готовит законопроект, в котором будет предложено ввести аттестацию для сотрудников, отвечающих за безопасность объектов ТЭК.

Речь идет о том, чтобы внести изменения в специальный закон и предложить ввести процедуру аттестации должностных лиц, которые непосредственно занимаются работой по обеспечению безопасности объектов ТЭК.

Замглавы Минэнерго уточнил, что разработка таких мер связана с нехваткой квалификации и зачастую отсутствием специальной подготовки у должностных лиц, отвечающих за безопасность. Именно такие пробелы были выявлены в процессе правоприменения законодательных актов в области безопасности объектов ТЭК за последние три года.

Причина тривиальна. Три года правоприменения вскрыли ситуацию, связанную с тем, что фиксируется нехватка квалификационного уровня персонала, имеющего отношение к этой работе. Отсутствует специальная подготовка по этому поводу, и зачастую были продемонстрированы недостаточные знания и компетенции.

Стоит отметить, что в начале декабря Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении правительственный законопроект, предлагающий в особом порядке обеспечивать безопасность объектов топливно-энергетического комплекса. В частности, было предложено внести ряд изменений в законы о безопасности объектов ТЭК и о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля. Так, предлагается установить особый порядок государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК. Предполагается, что это повысит эффективность мер по обеспечению безопасности объектов ТЭК. Данный законопроект выстраивает новую систему контроля за обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Защита инфраструктуры ТЭК всегда входила в число приоритетов для государства.

Также стоит напомнить, что еще в июне 2013 года в первом чтении были приняты поправки к закону о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, согласно которым «Газпром» и «Транснефть» получили право на создание собственных охранных структур.

Все объекты ТЭК, отнесенные к средней и высокой категории опасности, должны охраняться исключительно силами предприятий «Охрана» МВД России или «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

Частной охране сегодня выражено откровенное недоверие, проявленное в виде предоставления дополнительных преференций ведомственным структурам безопасности на объектах ТЭК.

  1. ТЭК В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Основные функции и их осуществление

Исходя из обозначенных целей и задач, можно определить концепцию структуры СИАО Минэнерго России. В основе системы будет лежать хранилище данных, собираемых с предприятий и организаций ТЭК России, органов государственной власти, местного самоуправления в режиме реального времени. Ответственность за сбор данных с предприятий и организаций лежит на ведомственной охране Минэнерго России. С хранилищем должен быть органически связан ряд подсистем, таких как: подсистемы документооборота, финансов и бухгалтерии, правового обеспечения; кадровая подсистема; подсистема ведения контрактов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Аналитический модуль СИАО Business Intelligence (BI) обеспечит обработку больших объемов информации их хранилища, позволит генерировать аналитические отчеты в автоматическом и полуавтоматическом режиме4. Система динамического моделирования ситуаций в ТЭК России станет наряду с развитыми каналами связи и средствами анализа BI - основой Ситуационного центра ТЭК России. Работа всех этих систем и подсистем основывается на сборе информации от операторов отраслевой информации, а также из межведомственных информационных систем, источников государственной статистики, статистики отечественных и зарубежных организаций ТЭК.

В настоящее время в Минэнерго России уже создан ряд функциональных подсистем, таких как подсистема документооборота, планирования деятельности Министерства, ведения договоров, кадровой информации. В Минэнерго России внедрен ряд бухгалтерских и правовых систем, также функционирует действующий образец информационно-аналитической подсистемы ТЭК. Также имеется связь с рядом межведомственных информационных систем, часть из которых создается с участием Минэнерго России.

Однако имеющиеся подсистемы обладают рядом существенных недостатков, которые будут устраняться в ходе развития СИАО Минэнерго России.

Важным будет являться внедрение радиоэлектронной системы охраны периметра и территорий объектов.

Радиолокационная система охраны периметра и территории объектов (РЛС) Orwell-R предназначена для круглосуточной всепогодной охраны объектов и подступов к ним посредством радиолокационного наблюдения. РЛС Orwell-R в произвольном секторе обзора (до 360 градусов) выполняет обнаружение движущихся целей на расстоянии до 1000 м по человеку и до 1500 м по транспортным средствам.

Система уникальна в том, что способна не только обнаруживать движущиеся цели, но и с помощью программной обработки информации классифицировать их, отслеживать маршруты передвижения, определять точное местоположение, скорость и направление движения. РЛС Orwell-R позволяет охранять периметр и территорию объекта. Площадь обнаружения — до 7 км². В интегрированной системе безопасности может функционировать произвольное количество РЛС, средств видеонаблюдения и тепловидения, работающих в единой информационной среде.

Ключевые аспекты:

Хочу упомянуть о ключевых аспектах анализа СИАО, на которых надо сосредоточиться Минэнерго России при работе над системой. Во-первых, это системная интеграция, то есть создание программно-аппаратного комплекса из ряда систем, который будет функционировать как единое целое. Во-вторых, это вопросы информационной безопасности. В-третьих, это создание ситуационного центра Минэнерго России в целях контроля, прогнозирования, моделирования и управления ситуацией в ТЭК России.

Системная интеграция является основным аспектом анализа СИАО Минэнерго России. С учетом наличия ряда действующих подсистем и продолжающейся разработки остальных, системная интеграция является как раз тем инструментом, который позволит создать сложную взаимоувязанную систему информационно-аналитического обеспечения деятельности центрального аппарата Минэнерго России, объединяющую в себе разнородные информационные системы.5 Создание такого комплексного решения в области информационных систем для центрального аппарата Минэнерго России приведет к достижению максимальной эффективности деятельности Минэнерго России на основе СИАО. Помимо СИАО, считаю, нововведением для объектов Министерства энергетики является внедрение радиоэлектронной системы периметра и территорий объектов.

Функциональные возможности РЛС

  1. обнаружение движущихся целей на расстоянии до 1500 м;

  2. измерение дальности, азимута и скорости целей;

  3. классификация целей (человек, группа людей, транспортное средство, судно, поезд, область интенсивного движения);

  4. автосопровождение целей;

  5. интеграция с видео и тепловизионным оборудованием, управление по карте;

  6. видеофиксация целей;

  7. ручное управление видео и тепловизионным оборудованием;

  8. создание зон тревоги;

  9. синхронный архив РЛС и телекамер;

  10. поиск в архиве по событиями временным отрезкам;

  11. автоматическая диагностика работоспособности системы;

  12. привязка радиолокационной карты к топографической карте местности.

2.2 Квалификационные требования к работникам ведомственной охраны

Под ведомственной охраной понимается совокупность специальных военизированных подразделений, образованных уполномоченными на их создание настоящим Федеральным законом федеральными органами исполнительной власти, с целью охраны управляемой ими государственной собственности с использованием огнестрельного оружия, средств связи, специализированного автотранспорта и других технических средств.

Руководящий состав аппарата управления ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России и его филиалов укомплектован старшим начальствующим и старшим офицерским составом силовых структур МВД, ФСБ, имеющим большой опыт организации и защиты объектов различных форм собственности от противоправных посягательств. Личный состав команд и караулов в основном состоит из бывших сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих Министерства обороны России и внутренних войск МВД России6.

Работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.

Иностранные граждане и лица без гражданства, несмотря на то что они законно находятся на территории Российской Федерации, права работать в ведомственной охране не имеют. Лицам с двойным гражданством, одно из которых — гражданство Российской Федерации, работать в ведомственной охране разрешено, так как в соответствии со ст. 6 «Двойное гражданство»7 по общему правилу «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации».

На работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде.

В соответствии со ст. 16 «Основания возникновения трудовых отношений» Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.

На работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде.

Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные осмотры и проверки осуществляются в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определенном имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях.

Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.

Работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации8.

К объектам, которые могут находиться под охраной подразделений ведомственной охраны, отнесены:

  1. здания, строения и сооружения, а также связанные с ними территории и акватории;

  2. автомобили, морские, речные и маломерные суда и иные транспортные средства;

  3. перевозимые и находящиеся на хранении материальные ценности, деньги и иное имущество.

Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, имея при себе служебные удостоверения и жетоны, образцы которых разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.

Нахождение объекта под охраной означает, что подразделение ведомственной охраны принимает на себя обеспечение его сохранности от преступного завладения, повреждения и иных противоправных посягательств.

Осуществляют особый режим:

  1. пропускной;

  2. внутриобъектовый.

Пропускной режим — это совокупность правил, требующих обязательного получения от соответствующего должностного лица подразделения ведомственной охраны разрешения пройти на территорию охраняемого объекта. Документальным подтверждением получения такого разрешения является пропуск, который сдается при выходе из охраняемого объекта. Пропускной режим устанавливается не только в отношении граждан, транспорта, но и имущества. Целью установления пропускного режима является исключение неконтролируемого пересечения охраняемых пределов объекта, на котором он установлен. Для входа на отдельные участки охраняемой территории, помещения охраняемого здания может быть определен более строгий пропускной режим.

Под внутриобъектовым режимом подразумевается необходимость соблюдения работниками предприятия и другими гражданами, находящимися на охраняемом объекте, определенных правил поведения, установленных руководителем подразделения ведомственной охраны. Данные правила должны учитывать внутренний трудовой распорядок работы организации, требования пожарной, санитарно-эпидемиологической, радиационной безопасности, других видов безопасности.

2.3 Проблемы в функционировании и способы их решения

Недостатками можно считать разнородность существующих подсистем, то, что между ними часто не налажены процессы информационного обмена путем создания интерфейсов взаимодействия друг с другом, их эксплуатация не сопровождается достижением всех упомянутых ранее задач и целей создания СИАО. Помимо этого, интерфейс пользователя большинства систем и подсистем не является интуитивно понятным, что затрудняет обучение персонала и использование СИАО в целом. Отдельного упоминания заслуживает необходимость системного подхода при создании, использовании и развитии СИАО Минэнерго России. Является очень важным создать единый центр, осуществляющий все управленческие функции по разработке СИАО и обладающий для этого всей полнотой власти. В настоящее время часть функций такого единого центра выполняет Департамент государственной энергетической политики и энергоэффективности. Имеют большое значение также подготовка научно обоснованной Концепции развития СИАО, учет фактора сопротивления переменам и приоритетности интересов того или иного подразделения Минэнерго России, наличие четкого выполнимого плана работ по развитию СИАО с указанием сроков, ответственных лиц, соисполнителей, целей и задач. Особого внимания заслуживает программа финансирования создания и развития СИАО, которая должна позволить решить задачу создания полноценной СИАО Минэнерго России в кратчайшие сроки. Важным также является привлечение системного интегратора, обладающего должными компетенциями и опытом выполнения таких работ, использование проектной организации работ по созданию и развитию системы9.

Также, Министерством энергетики РФ не утверждены рекомендации по про­ведению категорирования объектов, в соответствии с которыми была бы определена методика его проведения, порядок анализа уязвимости объек­тов энергетики, выявления кри­тических элементов объекта, оценке социально-экономических последствий совершения на объекте террористиче­ского акта и антитеррористической за­щищенности объекта. Действовавший ранее Приказ Минпромэнерго РФ от 04.05.2007 №150 не может быть приме­нен в отношении объектов энергетики после вступления в силу Федерально­го закона № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» и подзаконных актов Правительства РФ. А предложенные Минэнерго РФ для руководства в этой работе Методические рекомендации, разработанные Институтом повышения квалификации ТЭК, не являются обяза­тельными для исполнения, не име­ют юридической силы для членов межведомственных комиссий, состоящих, в том числе из представителей территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС России.

В качестве показателей критериев категорирования объектов используются значения, определенные в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». На практике при применении данных критериев требуют больших дополнительных затрат.

Предложения:

  1. Минэнерго России разработать рекомендации по проведению категорирования объектов ТЭК;

  2. Рассмотреть возможность внесения изменений в части критериев отнесения объектов ТЭК к категории опасности;

  3. Поскольку выполнение ряда мероприятий в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 458 ведет к серьезному увеличению затрат на создание систем безопасности, инициировать подготовку предложений по внесению в него изменений с учетом особенностей защищаемых объектов.

Нормативное обеспечение

Особо хотелось бы остановиться на нормативном обеспечении создания, использования и развития ГИР ТЭК и ГИС ТЭК. На данный момент разработан, утвержден и зарегистрирован в Минюсте Административный регламент Минэнерго России по исполнению государственной функции по распоряжению ГИР ТЭК. Данный документ описывает суть функции по распоряжению ГИР, однако не касается механизмов реализации этой функции. Причина некоторой однобокости документа заключается в отсутствии федерального закона или иного подзаконного акта, позволяющего полноценно осуществлять упомянутую функцию.

В соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 10 ноября 2009 г. № ИС-П9-6518 Минэнерго России разработан проект федерального закона «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса». Сейчас данный проект направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также отраслевым информационным операторам для получения замечаний и предложений. После согласования с указанными участниками этого процесса Минэнерго России планирует доработать проект федерального закона и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации.

Субъектом охраны объектов ТЭК высокой и средней категории опасности является ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

На основании перечней объектов ТЭК, утвержденных руководителями субъектов Российской Федерации, по состоянию на 3 октября 2014 г. категорированию в соответствии с Законом о безопасности объектов ТЭК подлежало 10377 объектов10.

По результатам категорирования 97 % объектов (от количества объектов, подлежащих категорированию) к указанному времени категория опасности «высокая» была присвоена 89 объектам, «средняя» — 714, что составляло 803 объекта. При этом часть из них в настоящее время уже охраняется подразделениями полиции и ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России.

Осуществление охраны объектов ТЭК исключительно ведомственными охранными структурами обусловлено вопросами безусловного обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов от актов незаконного вмешательства в связи с существенными различиями полномочий работников ведомственной охраны и частных охранных организаций (отсутствие у последних таких полномочий, как осуществление досмотра, административного задержания, оформление протоколов об административных правонарушениях).

В настоящее время проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» по вопросу обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» прошел все необходимые процедуры публичного обсуждения и по завершению согласительных процедур межведомственного характера будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовая основа деятельности ведомственной охраны состоит из двух групп источников права, а именно совокупности специальных правовых актов, напрямую регулирующих деятельность ведомственной охраны, и правовых актов, содержащих отдельные правовые нормы, которые могут быть применены с этой целью. Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются из средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, или средств собственников охраняемых объектов.

Нормы выплаты работникам ведомственной охраны заработной платы, а также обеспечения вещевым довольствием, форменной одеждой и снаряжением устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.

Заключение

При анализе любой информационной системы всегда учитывается вопрос распределения и контроля доступа, когда же речь идет об анализе ТЭК, вопросы безопасности и сохранности государственной тайны принимают определяющее значение по ряду причин. Так, ГИР ТЭК как государственный ресурс, имеющий стратегическое значение, должен быть защищен от несанкционированного доступа изнутри и извне. Кроме того, сведения, которые планируется аккумулировать в ТЭК, по совокупности будут иметь уровень секретности «совершенно секретно» или «особой важности».

Далее были определены и поставлены задачи исследования на которые выявлены следующие решения:

Первая задача заключалась в сборе исходных данных по инфраструктуре системы и технологиям обработки информации.

Проанализированная система информационно-аналитического обеспечения показала, что имеет своё практическое применение в ведомственной охране Минэнерго России. Эта система воплощена и опробована на объектах Топливно-энергетического комплекса России, что показывает нам следующий результат:

  1. наблюдать ситуацию в динамике, иметь возможность ее прогнозирования;

  2. отразить ситуацию в реальном времени, воспользоваться коллективной формой поиска оптимальных решений;

  3. проводить сценарный анализ в зависимости от предпринимаемых Минэнерго России и энергетическими компаниями действий;

  4. вырабатывать оптимальные варианты управления ситуацией;

  5. использовать многофакторную систему оценки рисков;

Следующая задача заключалась в обеспечении доступа открытой информации о деятельности Минэнерго России для граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления. К данной задаче выявила решение тем, что в Министерстве энергетики создан ряд функциональных информационных систем, которые предоставляют открытые данные документооборота, в которых указана планируемая деятельность Министерства, ведение договоров, кадровой информации. Глубокой и детализированной информации данные сведения, конечно, не дают, но помогают четко сформировать понимание деятельности Министерства энергетики.

Заключительной задачей исследования являлось выявить важные особенности СИАО, которые показали на практике, что с её помощью можно точно вести: анализ информационных систем персональных данных, систем критических инфраструктур, статистических данных ТЭК и выявление инсайдерской информации.

Список использованной литературы
  1. Научный комментарий М.Д. Черненко к Федеральный закон № 77-ФЗ от 14.04.1999 // "О ведомственной охране" ред. от 21.07.2014.

  2. Федеральный закон от 14.11.2002 // № 161-ФЗ ред. от 04.11.2014 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

  3. Федеральный закон // № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.2011.

  4. Постановление Правительства РФ от 12.07.2000 // № 514 // ред. от 26.03.2014 "Об организации ведомственной охраны".

  5. Постановление Правительства РФ от 11.03.2008 № 160 // ред. от 10.03.2009 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации".

  6. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 / в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 № 753 /от 07.11.2008 № 814 // от 29.12.2008 № 1052 // от 27.01.2009 № 43 // от 12.08.2009 № 656 // от 22.12.2009 № 1059 // от 20.02.2010 №67 // от 15.06.2010 № 438 // от 26.07.2010 № 553 // от 13.11.2010 № 905 // от 28.01.2011 № 39 //от 24.03.2011 № 210 // от 21.10.2011 № 853 // от 03.03.2012 № 167 // от 28.03.2012 № 252 // от 24.07.2012 № 763 // от 04.09.2012 № 881 // от 24.09.2012 № 967 // от 18.04.2013 № 354 // от 15.07.2013 № 593 // от 09.08.2013 № 685 // от 26.08.2013 № 740.

  7. Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации: Приказ от 12.03.2003. № 444 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  8. "Ведомственная охрана" Министерства энергетики Российской Федерации: [Электронный ресурс] // о предприятии.URL: http://vedotek.ru/content/surgutskiy-filial.php(дата обращения:13.12.2015).

  9. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ».

  10. Гмурман, А.И. Информационная безопасность/ А.И. Гмурман – М.: «БИТ-М», 2004.

  11. Вихорев, С. Как определить источники угроз / С. Вихорев, Р.Кобцев //Открытые системы. – 2002. - №07-08.-С.43.

  12. Осмоловский, С. А. Стохастические методы защиты информации/ С. А. Осмоловский – М., Радио и связь, 2002. – 187с.

  13. Ярочкин, В.И. Информационная безопасность. Учебник для вузов/ В.И. Ярочкин– М.: Академический Проект, Мир, 2004. – 544 с.

  14. Коржов, В. Стратегия и тактика защиты / В.Коржов //Computerworld Россия.- 2004.-№14.-С.26.

  15. ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (1990-2010-2030)

Под ред. Шафраника Ю.К. – М.: ИЦ "Энергия", 2011. – 488 с.

  1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство) / В.В.Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанов и др.; Редкол.: Е.А.Телегина и др. - М.: МГФ "Знание", 2000. - 300 с.

1 Лот № 6 право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов низкой категории опасности

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1935

3 Гмурман, А.И. Информационная безопасность/ А.И. Гмурман – М.: «БИТ-М», 2004.

4 Вихорев, С. Как определить источники угроз / С. Вихорев, Р.Кобцев //Открытые системы. – 2002. - №07-08.-С.43.

5 Осмоловский, С. А. Стохастические методы защиты информации/ С. А. Осмоловский – М., Радио и связь, 2002. – 187с.

6 Федеральный закон от 14.11.2002 // № 161-ФЗ ред. от 04.11.2014 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

7 "Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

8 Постановление Правительства РФ от 12.07.2000 // № 514 // ред. от 26.03.2014 "Об организации ведомственной охраны".

9 Коржов, В. Стратегия и тактика защиты / В.Коржов //Computerworld Россия.- 2004.-№14.-С.26.

10 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство) / В.В.Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанов и др.; Редкол.: Е.А.Телегина и др. - М.: МГФ "Знание", 2000. - 300 с.

 

29

 

Просмотров работы: 1681