ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Колпакова А.А. 1
1МБУЗ «Туапсинская РБ №1» МО Туапсинский район
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется, прежде всего, ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Проблемы, возникающие в отрасли здравоохранения, должны быть урегулированы соответствующими органами управления. Однако национальная система управления здравоохранением в настоящее время находится в критическом состоянии, а ее деятельность - одна из самых наболевших проблем российского государства. Длительный период в стране не были определены приоритетные цели в области здравоохранения, стала разрушаться система профилактической медицины, а важнейшие преобразования в отрасли здравоохранения осуществляются без консультаций со специалистами.

Развитию здравоохранения в России в последние годы уделяется особое внимание. Определены основные приоритеты, цели и реальные меры по развитию системы отечественного здравоохранения, среди которых ключевыми являются реформирование учреждений здравоохранения, усиление звена первичной медико-санитарной помощи, повышение доступности для населения высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, а также расширение и интенсификация профилактической деятельности.

Стратегическая цель здравоохранения — повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия, предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью граждан состояний. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

- обеспечение доступности и качества медицинской помощи;

- обеспечение доступности, качества и безопасности лекарственных средств и др.

Здравоохранение представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

Перед здравоохранением, как и перед любой экономической деятельностью, связанной с использованием ограниченных ресурсов, стоят две основные задачи: обеспечение эффективности и справедливости в предоставлении и распределении медицинских услуг. Согласно принятому в литературе определению, медицинскими услугами считаются услуги, которые потребитель получает в медицинских учреждениях по восстановлению здоровья и в профилактических целях. Одной из форм, обеспечивающих эффективность, которая должна способствовать справедливости в распределении таких услуг, может стать рынок медицинских услуг. Под рынком в данном случае понимается система отношений, в которой связи, установленные между покупателями и продавцами, балансируют спрос и предложение, отклоняясь, в свою очередь, в ту или иную сторону под влиянием изменения соотношения между ними.

Система здравоохранения является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. Согласно статье 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения. В этой связи становится актуальной проблема определения источников и размеров финансирования расходов системы здравоохранения. Их должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и её развития. Дефицит средств бюджетов публично-правовых образований, системы обязательного медицинского страхования приводит к росту частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях - стимулирует рост теневой экономики в этом секторе.

В 2015 году расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» предусмотрены в сумме 391,0 млрд. рублей, в 2016 году – 396,3 млрд. рублей, в 2017 году – 386,1 млрд. рублей. При этом в 2015 году расходы сокращаются по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей, в 2016 году увеличиваются на 5,3 млрд. рублей относительно 2015 года, в 2017 году сокращаются на 10,2 млрд. рублей относительно 2016 года.

Уменьшение расходов в 2015 году вызвано:

- вступлением в силу отдельных норм законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ)), согласно которым федеральные медицинские организации в 2015 году полностью входят в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), за исключением медицинских услуг, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования – на 55,7 млрд. рублей;

- завершением, начиная с 2015 года, предоставления субсидий на закупку оборудования в целях совершенствования медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, а также мероприятий по развитию службы крови (в связи с завершением мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье») – на 19,0 млрд. рублей;

- сокращением инвестиционных расходов в связи с вводом в эксплуатацию объектов – на 5,8 млрд. рублей.

Увеличение бюджетных ассигнований в 2016 - 2017 году связано с ростом расходов на оказание государственных услуг медицинскими организациями, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе на оплату труда медицинских работников федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2016 году – на 10,7 млрд. рублей; в 2017 году – 16,1 млрд. рублей.

Для выхода из этого тяжелейшего кризиса нужен целый комплекс серьезных мер, включающий разработку концепции долгосрочного развития отечественного здравоохранения и полноценной правовой базы, в том числе закона «О государственных гарантиях оказания медицинских услуг», создание единой системы стандартов оказания медицинских услуг и лекарственной помощи.

Сфера российского здравоохранения базируется на трех источниках финансирования. Это средства федерального и регионального бюджетов и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые можно объединить в два канала — бюджетный и страховой. В большинстве экономически развитых стран финансирование расходов на здравоохранение осуществляется преимущественно за счет средств государства, а в отдельных субъектах имеет место только бюджетное финансирование. В России в структуре расходов на здравоохранение существенное значение имеет бюджет ФОМС. В ближайшие годы он будет расти. Доходы ФОМС вырастут с 1 трлн. рублей в 2013 г. до 1,2 трлн. в 2014 г. Увеличение доходов фонда произошло за счет пересмотра тарифа страхового взноса c 3,1 % до 5,1 %.

Основываясь на выше приведенных аргументах можно сделать вывод о том, что необходимо общее преобразование системы здравоохранения. Оно состоит в следующем:

- переориентация ее с процесса обеспечения функционирования на достижение важных, социально значимых результатов;

- повышение качества медицинских услуг;

- формирование механизма финансового обеспечения отрасли, адекватного современным требованиям ее развития.

Объем финансирования здравоохранения в 2014-16 годах не уменьшается. В целях дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов в сфере здравоохранения в очередном году и плановом периоде предлагается принять меры по:

- снижению неэффективных затрат и продолжению мероприятий, связанных с повышением производительности труда в этой сфере;

- снижению уровня госпитализации и сокращению длительности пребывания в стационаре;

- снижению затрат на администрирование и закупки лекарственных средств, медицинских изделий и медицинского оборудования;

- сокращению затрат, не связанных с оказанием медицинской помощи, в том числе инвентаризации имеющихся земельных участков, площадей зданий и их состояния в разрезе отдельных учреждений, сокращению налогооблагаемой базы, коммунальных услуг;

- реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, утвержденной Минздравом России 13 февраля 2013 года, в том числе по формированию перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов для медицинского применения;

- уточнению структуры базовой программы ОМС и приведение ее в соответствие с доходами от уплаты страховых взносов в целях недопущения возникновения дефицита при ее реализации, так как согласно статье 4 Федерального закона № 326-ФЗ устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

- реализации стратегии развития добровольного медицинского страхования.

Запланированный рост доходов бюджета ФОМС на 2015 г. завышен как минимум на 143 млрд руб. Это связано с тем, что этот рост по сравнению с 2014 г. предусмотрен за счет увеличения на 30% взносов на неработающее население из консолидированных бюджетов субъектов РФ (с 478,3 до 617,3 млрд руб.). В то время, когда настоящим законопроектом в 2015 г. темп роста самих консолидированных бюджетов за этот период предусмотрен только на6,7%, а их дефицит составит 548 млрд. руб. Соответственно фактическое увеличение будет на 100 млрд руб. меньше (478,3 + 6,7% = 510,3 млрд руб.). Более того в бюджете ФОМС на 2015 г. предусмотрен переходящий остаток с 2014 г. в размере 43 млрд руб., что нереалистично при дефиците средств в этом бюджете в 2014 г.

Расходы бюджетов не соответствуют установленным нормативам Программы государственных гарантий в 2013-2014 гг. В 2013 г. дефицит бюджета ФОМС составил 26,1 млрд руб., (2,5% этого бюджета), в 2014 г. оценка - 55,3 млрд руб. (4% этого бюджета). Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г. составил 81,7 млрд руб. (9% этого бюджета), в 2014 г. оценка - 102 млрд руб. (13% этого бюджета), по дефицитам - данные Счетной палаты, июль 2014 г.

Расходы на здравоохранение рассматриваются в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" и других непрограммных направлений деятельности. Однако сама программа "Развитие здравоохранения" не является ни программой развития всей системы, поскольку не предусматривает всех направлений развития отрасли и тем более приоритетных (развитие кадрового потенциала). Она также не является и целевой программой, поскольку содержит статьи расходов не являющихся целевыми. Например, она содержит только часть ежегодных расходов по "Программе государственных гарантий", ежегодные затраты на санитарно-эпидемиологическое благополучие, управление и международную деятельность. Из анализа этой программы также непонятно, какая доля расходов по "Программе государственных гарантий" предусмотрена в рамках этой программы и почему, например, в нее не вошли расходы, оплачиваемые за счет средств консолидированных бюджетов. Все это делает расходы на государственное здравоохранение непрозрачными и затрудняет их анализ.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 130-м месте по поддержке государством здравоохранения. По данным социологических обследований, в настоящее время примерно 60% всех расходов в стране на медицину производится за счет различных государственных источников и примерно 40 % составляют расходы граждан. То есть в реальной жизни, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент, чтобы получить качественную помощь, вынужден доплачивать сам.

Здоровье нации как одна из важнейших сфер, определяющих качество жизни граждан, вошло в число приоритетных направлений социально-экономической политики российского Правительства.

В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует тщательного переосмысления с позиции дополнительного привлечения финансовых средств и их эффективного использования. Неофициальные платежи населения не могут рассматриваться, как жизнеспособное решение данной проблемы. Сегодня необходим переход на экономические методы управления медицинскими организациями с целью вывода значительной доли финансирования медицинских организаций из «тени».

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике, поскольку именно здесь производятся медицинские услуги. Я считаю, что более полному вовлечению здравоохранения в экономический оборот способствует функционирование последнего на основе рыночных отношений. Нужно создать конкуренцию между учреждениями, оказываемыми медицинские услуги, т.е. разрешить людям самим выбирать, где лечиться, это позволит улучшить качество лечения. Нужно провести модернизацию системы медицинского страхования. Она позволит, наконец, ввести единые тарифы, стандарты и единую модель страхования.

Нужен переход от «реформирования» к планомерному развитию всей системы медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений, в которые и надо инвестировать основные финансовые ресурсы. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.

Чтобы обеспечить оптимальный уровень финансирования здравоохранения нужно сочетать различные источники оплаты оказываемой медицинской помощи.

Наконец нужно наращивать выпуск отечественных медицинских препаратов и изделий. Сегодня из примерно 40 млрд. руб. общего объёма рынка медицинских изделий в нашей стране лишь треть - российская продукция.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. от 25 июля 2003 г.) // СЗ РФ.-2003.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

  3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (проект от 30 сентября 2014 г.)

  4. Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год" (проект от 30 сентября 2014 г.); Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (проект от 30 сентября 2014 г.).

  5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 27.12.2009)

  6. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят ГД ФС РФ 20.11.2009) на настоящий период времени.

  7. Основные направления бюджетной политики РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (проект от 30 сентября 2014 г.)

  8. Проект Федерального закона "О бюджете ФОМС на 2015-2017 гг." от 30 сентября 2014 г.

  9. Экономика здравоохранения - 2006- № 5 с 5-7

  10. Ю.И. Тарасов - « Перспективы развития обязательного медицинского страхования» - Экономика здравоохранения - №3 - 2004г. - стр.18-21

  11. Электронный сайт: Медицинское право//Рынок медицинских услуг//http://medadvocat.ru

  12. Основные направления бюджетной политики РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (проект от 30 сентября 2014 г.

Просмотров работы: 4325