КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Малютина В.Д. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проводя анализ туризма на сельскохозяйственной местности в России в течение последнего десятилетия можно сделать вывод о глубоком противоречии. С одной стороны, государственное регулирование, работающее по принципу европейского, принимает попытки его фронтальной индустриализации для решения социальных и экономических депрессивных региональных проблем. С другой стороны, происходит сокращение количества предпринимателей осуществляющих услуги для туристов в сельской местности самостоятельно. Таким образом, происходит ситуация дисбаланса государственного регулирования предпринимательского интереса и его реализации.

Примерами реальности сформулированной актуальной научной задачи являются факты отказа от расширения и/или продолжения оказания услуг туристам в Омской области и Сибири, приведённые в авторской монографии [1]. Объективно рассмотреть региональные успехи в развитии туризма на сельских территориях не представляется возможным. Связано это с тем, что в России не существует реальной статистики, поэтому и другим сегментам на рынке туризма. В итоге государственное регулирование происходит без эффективного управления и устойчивого развития предпринимательства в этой области.

Следует выделить, что сельский туризм может эффективно развиваться и функционировать не в каждой местности, а лишь в регионах, не охваченных деятельностью, которая ведет интенсивное загрязнение окружающей среды, для сельского туризма подходят такие территории, как: села и деревни; малые города с традиционной архитектурой характерной им, собственным бытом, культурой; сельскохозяйственные фермы; лесной фонд; природные парки и специфические охраняемые территории; зоны отдыха и дачные зоны; природные феномены; монастыри и священные места; достопримечательности народной культуры под открытым небом [2].

Заинтересованность к сельскохозяйственному туризму в мире имеет место буквально везде. Ярким примером развития туризма в сельской местности могут служить такие страны как Франция, Голландия, Италия и Великобритания. Туристические поездки по сельской местности в этих странах занимают уже второе место после отдыха на море (о России такого сказать нельзя, так как отдых на море по-прежнему имеет наибольшее предпочтение).

Причиной, по которой туризм в сельской местности набирает обороты в Европе, является кризис в сельскохозяйственном секторе. При современном развитии процесс производительности и автоматизации сельского хозяйства приводит к уменьшению числа рабочих мест. Соответственно во многих сельских регионах в Европе сельскохозяйственное производство перестало быть самой главной формой использования земель, что являлось самой важной деятельностью для сельских жителей. Доля людей занятых в сельскохозяйственном секторе в Греции, составляет 30 % от их общего количества, в Португалии — 24, в Испании и Ирландии — 17, в Италии — 12, в Бельгии, Дании, Нидерландах и Великобритании — от 2 до 7 % [4]. Следовательно, нужно было найти иные виды деятельности, которые бы пришли на замену или стали дополнением к сельскохозяйственной деятельности. Подходы для решении этой задачи, объясняют повышенную заинтересованность к сельскохозяйственному туризму, что при высоком развитии может дать новую жизнь и доходы регионам. Статистические исследования показывают, что 35 % городских жителей в ЕС отдают предпочтение отпуску в сельской местности. В Голландии их количество особенно высоко — 49 %. Сельский туризм создает новые рабочие места и приносит реальный доход регионам — в Европе первое место по сельскому туризму занимает Италия, ее прибыль в среднем составляет 350 млн. долл. Сельский туризм еще выполняет функцию защитника природы. В странах где размах сельского туризма высокий и развивающийся его главным направлением является охрана и воссоздания национальных сельских ландшафтов — именно таким образом удалось спасти столь прекрасные альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии. Сегодня ЕС на примере Италии видит в сельском туризме отправную точку в спасении сельского хозяйства стран Западной Европы. О них пишут в СМИ: «Сельский туризм сейчас top-model. Такое средство отдыха народ использует вовсю, причем не только на лето, но и на Рождество, Пасху и т. п. Даже дома в таких регионах восстанавливают из их старого состояния как раз для таких отдыхающих. Избалованные туристы согласны на все дабы провести свой отпуск и полюбоваться прекрасными пейзажами».

Нарастающая популярность сельского туризма повлияла на многих английских фермеров таким образом, что они даже стали перестраивать свои дома, дабы улучшить их привлекательность и комфортабельность.

В Англии сельский туризм становится все более привлекательным еще и поэтому, что предлагает исключительно низкие цены и специальные скидки для юного поколения. В Юго-Западной Англии старые фермы проходят процесс реставрации для туристических целей, они роскошно оборудованы, с отоплением, электробытовыми приборами, телевизорами и с частично сохраненной старой меблировкой, что пользуется большим успехом у туристов. В Ирландии сельские усадьбы проходят обязательную сертификацию и получают «звезды» как гостиницы, стены их домов украшаются соответствующим количеством зеленых листков. Найти «зеленое жилье» помогают специально созданные указатели, справочники, каталоги.

Сельский туризм — это одно из серьезных направлений для развития села, потому как является альтернативой его индустриализации и средством, за счет которого происходит содержания населения в слабо развитых в отношении промышленности регионах. На Западе произошло разделение такого туризма на два вида — «смешанный» и «чистый». Первый делает уклон на крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят скот и овощи и дополнительно принимают туристов. Это дает приблизительно 25 % прибыли фермерской семье. При всем этом большая часть этих средств реинвестируется в обустройство дома, обновление интерьера, создания условий для гостей. Второй — это исключительно деятельность направленная на обслуживание туристов, предоставления им гостиничных услуг в домах, которые выполняют роль мини-гостиниц.

Так же немаловажным фактором благоприятного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечает запросам нового потребителя имеющего уровень среднего достатка, который является крупнейший сегментом платежеспособного спроса. Кроме того необходимо отметить, что модель микроэкономики сельского туризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта отличается от других секторов туриндустрии и выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм может быть конкурентно способным по показателю «цена-качество» с другими турпродуктами. Что же сказать о дальнейших перспективах развития сельского туризма, по оценкам экспертов, усредненный показатель потенциала составляет 55,8 %. Такой показатель является довольно высоким и показывает, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы в качестве туристских направлений с учетом потребностей туристов (для сравнения у Турции туристский потенциал составляет 38,4, Греции — 35, Италии — 49, Франции, Испании и Германии — несколько более 50 %) [3, с. 97]. Таким образом, Россия является довольно перспективной страной для развития сельского туризма.

Тем не менее, в России эта деятельность должна рассматриваться как стратегический социально-экономический и социально-политический проект поддержки российского села и российской провинции в целом, требующий политического внимания на уровне правительства и межведомственной координации, а также обдуманный подход при отборе проектов. Необходимо рассматривать эту деятельность не с позиций быстро меняющейся моды и прочих тактических соображений, а учитывать историко-культурные, социокультурные, экологические и другие аспекты, на которых в результате и строится наиболее экономически перспективная в сельхоз туризме стратегическая линия. Принятие важных решений в угоду неграмотным инвесторам чревато разрушениями исторически сложившейся социокультурной среды, таких ценных в стратегическом плане факторов формирования турпродукта, как ландшафтная, историко-архитектурная среда и пр.

Библиографический список

1. Англинов К.А. Основы управления сельским туризмом [Текст]: монография/ К.А. Англинов. В 3-х частях. – Спб.: СПИГ. 2012.

2. Косинова Е. А., Агаларова Е. Г. Роль туризма в обеспечении устойчивого развития сельских территорий//Проблемы и пути развития российской провинции: монография. В 5ч. Ч1. Экономика и управление / под общ. ред. Л. Н. Семерковой. Пенза: РИО ПГСХА, 2012

3. Организационно — методические аспекты и стратегии антикризисного управления предприятиями/ А. В. Медников и др. СПб.: Учебный центр подготовки руководителей, 2012.

4. Проект развития сельского туризма в Черноморском районе АРК Симферополь //Торгово-промышленная палата Крыма // Крымская ассоциация сельского зеленого туризма, 2013

5. http://www.moluch.ru/archive/53/7225/

6. http: // kk. convdocs /org

© Малютина В.Д., 2015

6

Просмотров работы: 736