Целью данной работы является анализ и оценка деятельности добровольческого движения в организации помощи при ликвидации последствий ЧС. Выбор цели исследования обоснован популяризацией и возрастанием интереса в обществе к волонтерской работы, ее востребованностью и продуктивностью, а также с расширение сферы ее деятельности.
Для осуществления поставленной цели мы выделяем следующие задачи:
сформулировать понятийный аппарат и сформировать представление о роли добровольцев в социуме;
рассмотреть на примере добровольческих организаций Липецкой области конкретные механизмы подготовки и реализации волонтерской работы;
дать оценку роли добровольчества в ликвидации последствий ЧС;
внести предложения по оптимизации добровольческой деятельности в процессе оказания помощи по ликвидации и предупреждению ЧС.
Данные задачи позволят нам обратить внимание на наиболее важные аспекты деятельности добровольческого движения и структурировать положения исследования. Для выполнения работы используем следующие методы исследования: анализ документов и электронных ресурсов, метод логико-смыслового анализа, обобщение и анализ практического опыта волонтерской работы.
Социальная защита населения при ЧСпредставляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение пострадавшим соответствующей компенсации за понесенный ими физический, материальный и социальный ущерб. Важнейшей частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются её силы и средства. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований РФ. Помимо отрядов спасателей, МЧС России задействует силы, находящиеся в ведении государства: военные, дорожно-транспортные и т. д.
Чрезвычайные ситуации не редко становятся мотивом для участия в волонтерском движении. Первое на что мы обратим внимание в нашей работе это формирование представления о добровольческом движении в российском обществе. Для этого необходимо представить определенный понятийный аппарат. Федеральный Закон от 11 августа 1995 г. (ред. от 05.05.2014) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет добровольчество как «добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [2, Ст. 1.]. В соответствии с данным законом, добровольцы ― это «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)» [2, Ст. 5.]. На наш взгляд, добровольчество можно охарактеризовать как добровольческое движение, функционирующего с целью улучшения жизни и построения гуманного общества, а добровольца ― как человека, безвозмездно оказывающего помощь нуждающимся в ней людям. При этом сфера деятельности добровольца достаточно широка. В настоящее время, в России, социальная активность добровольческого движения реализуется в таких направлениях, как:
профилактика и помощь в решении социальных проблем;
активное участие в поддержке, защите и развитии в сфере культурных ценностей, образования и науки, здравоохранения и ЗОЖ, экологии и окружающей среды;
защита прав и законных интересов своих сограждан, в частности детей, пожилых граждан, инвалидов и молодежи.
Не смотря на то, что волонтером (добровольцем) может стать гражданин любого возраста «в соответствии с принципами добровольности и безвозмездности труда, добросовестного отношения к делу, соблюдения законов Российской Федерации, равенства и самосовершенствования, высокой нравственной культуры», приоритетным направлением развития добровольчества в России неизменно остается «вовлечение максимального количества молодёжи в волонтёрскую практику» [4].
К основным направлениям деятельности добровольческих организаций в процессе оказания помощи при ЧС можно отнести: содействие государственным службам спасения в эвакуации населения из зоны ЧС; оказание первой медицинской помощи и психологической поддержки; наблюдение за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС; помощь в предоставлении временного крова, организация питания и гуманитарной помощи; содействие в поиске пропавших родственников и членов семьи, потерявших связь при ЧС; предоставление социальных услуг (помощь детям, оставшимся без родителей, уход за больными и инвалидами) и т.д.
Добровольческие отряды формируются на базе высших и средних профессиональных учебных заведений, школах, центрах развития добровольчества при поддержке федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Их деятельность в ликвидации и предупреждении последствий ЧС должна происходить при условии обязательного выполнения следующих положений (принципов):
действие на основании законодательством РФ, а также устава и иных нормативно-организационных документов областного и Елецкого центров развития добровольчества [5, П. 1.12.];
оказание помощи осуществляется не только на основании собственных инициатив участников добровольческого отряда, но и по государственному заданию [5, П. 2.4.];
организация взаимодействия с государственными органами власти, силовыми и спасательными структурами и подразделениями;
осуществление деятельности «на основании получения специального разрешения (лицензии), членстве в саморегулируемой организации или получении свидетельства саморегулируемой организации, о допуске к определенному виду работ» [5, П. 2.5.].
Ярким примером организации волонтерской помощи в этом направлении является «Союз добровольцев России». Союз Добровольцев России (далее СДР) — это «автономная, некоммерческая, всероссийская общественная организация, задачей которой является объединение существующих в стране добровольческих организаций на базе общих проектов и инициатив, связанных с добровольчеством» [8]. СДР активно сотрудничает с Общероссийской общественной организацией «Российский союз спасателей» («РОССОЮЗСПАС»), которая была «создана в целях консолидации усилий общества в решении проблем безопасности и спасения населения в условиях чрезвычайных ситуаций, повышения роли спасателей в развитии аварийно-спасательного дела в Российской Федерации и участия в мероприятиях по защите и спасению населения, объектов и территорий в случае возникновения ЧС» [9]. Одним из направлений деятельности Российского союза спасателей является реализация программ обучения и координации добровольцев для работы в зонах ЧС, так как иметь навыки действий в ЧС является обязательным требованием для волонтеров, работающих в данном направлении.
Востребованным направлением добровольческого движения является участие волонтеров во Всероссийских добровольных пожарных отрядах, в профилактических противопожарных мероприятиях, обучающих классах по оказанию медицинской и психологической помощи. Данное направление находит отражение государственного одобрения в законодательстве. Так, правовая, социальная и гражданская поддержка добровольчества отражена в Федеральном законе от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и закон Липецкой области от 18 августа 2011 г. № 530-ОЗ «О гарантиях правовой и социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей».
Добровольческие отрады Липецкой области активно сотрудничают с региональным отделением МЧС России. По состоянию на ноябрь 2015 года, создано 7 общественных объединений (1 общественная организация и 6 общественных учреждений) в состав которых входит 334 подразделения ДПО (69 ДПК и 265 ДПД) численность которых составляет 12698 человек и 170 единиц техники. На территории Липецкой области создано 45 клубов добровольной пожарной охраны, численностью 1136 человек. В 32 учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования созданы студенческие добровольные пожарные дружины численностью 5155 человек. За истекший период 2015 года силами подразделений добровольной пожарной охраны самостоятельно потушено 33 пожара, принято участие в качестве дополнительных сил в тушении 259 пожаров, спасено 3 человека [10].
Не менее важным направлением волонтерской деятельности является содействие в поиске пропавших детей. В Липецкой области функционирует Липецкая областная Общественная Организация «Поиск пропавших детей». Главная задача волонтеров данной организации — это «помочь там, где это требуется — поисками на местности, информационной поддержкой поисков» [11].
Умение оказать квалифицированную и оперативную помощь при возникновении ЧС является ценным качеством волонтера. Именно поэтому проводится обучение и подготовка добровольцев к оказанию помощи в ликвидации последствий ЧС. Например, на базе Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, при поддержке Администрации города Ельца функционирует добровольческий отряд «Содружество отзывчивых сердец». Помимо имеющихся бытовых и социальных навыков, личных достижений в различных отраслях и сферах деятельности, добровольцы получают необходимые и дополнительные знания, умения и навыки в университете. Так добровольцам предоставляется возможность приобрести не только основную профессию, но и найти применение полученным знаниям вне основной специализации. Внедрение таких курсов в программу профессиональной подготовки как экология, валеология, основы медицины, психология и педагогика дает возможность приобрести практические навыки оказания помощи, позволяющие участникам добровольческого отряда найти им применение в своей работе при взаимодействии с различными категориями населения и в различных ситуациях. Студенты получают практические навыки оказания первой медицинской и психологической помощи, действий на случай природных и техногенных катастроф. Также, на базе Института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Елецкого государственного университета действует научно-исследовательская база, включающая кабинет безопасности жизнедеятельности и специализированные лаборатории «Медицина катастроф», «Спасатель», «Пожарная безопасность», обеспечивающие «переход к эффективным образовательным технологиям за счет смены теоретической направленности обучающего процесса на практическую» [7]. Помимо профессиональной подготовки в ЕГУ имени И. А. Бунина, участники добровольческого движения получают необходимые для осуществления волонтерской деятельности знания на базе региональных и муниципальных центров развития добровольчества («Академия добровольчества» на базе Г(О)БУ «Центр развития добровольчества»), а также при поддержке федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы можем сказать, что добровольческое движение может стать надежным подспорьем государственным службам спасения на случай наступления ЧС и необходимости быстрой ликвидации ее последствий. Пример организации подготовки и реализации волонтерской помощи участниками добровольческих отрядов, позволяет сделать вывод, что наличие функционирующих общественных объединений на определенной территории, которая может войти в зону ЧС, позволит быстрым и организованным способом привлечь и скоординировать действия общественности и государственных служб защиты и спасения.
К рекомендациям по оптимизации добровольческой деятельности для более эффективного оказания помощи при ликвидации последствий ЧС мы можем отнести:
Обеспечение за счет средств государственного бюджета добровольческих отрядов средствами оказания первой медицинской и доврачебной помощи: аптечка, с минимальным количеством необходимых медикаментов, индивидуальные противохимические пакеты, индивидуальные перевязочные пакеты, пантоцид (для обеззараживания питьевой воды).
Разработка и ознакомление участников добровольческих организаций с планом оказания помощи населению при ликвидации последствий ЧС, в зависимости от природно-климатических, территориальных условий и типа ЧС.
В заключении следует отметить, что проведенные в рамках нашего исследования анализ и оценка деятельности добровольческого движения в организации помощи при ликвидации последствий ЧС, позволил продемонстрировать новую, эффективную, результативную и необходимую функцию, выполняемую добровольческим движением, а также необходимость общественной и государственной поддержки этого направления добровольчества.
Список используемой литературы
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 02.05.2015 № 119-ФЗ) – [Электронный ресурс]:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178912;fld=134;from=176303-8;rnd=180312.9097943202510604;;ts=018031285715 54791569638 (дата обращения 06.12.2015).
Федеральный закон от 11.06.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 05.05.2014) – [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/104232/ (дата обращения 04.12.2015).
Устав Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» – [Электронный ресурс]: http://www.souzdobro.ru/about/statute/ (дата обращения 05.12.2015).
Положение о всероссийском волонтёрском корпусе 70-летия победы в великой отечественной войне 1941–1945 годов – [Электронный ресурс]: http://волонтеры70.рф/docs (дата обращения 05.12.2015).
Устав государственного (областного) бюджетного учреждения «Центр развития добровольчества» – [Электронный ресурс]: https://yadi.sk/i/J70GzZp9gLxn6 (дата обращения 05.12.2015).
Добровольческий отряд «SOS». Комитет по делам молодежи города Ельца – [Электронный ресурс]: http://elets-mol.ru/youth-yelets/org/sos.php (дата обращения 05.12.2015).
Учебная работа кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний ЕГУ им. И. А. Бунина – [Электронный ресурс]: http://www.elsu.ru/kaf/besop/edu (дата обращения 05.12.2015).
Союз Добровольцев России – [Электронный ресурс]: http://www.souzdobro.ru/about/ (дата обращения 06.12.2015).
Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей» – [Электронный ресурс]: http://россоюзспас.рф/about/ (дата обращения 06.12.2015).
Справка о работе ДПО Главного Управления МЧС России по Липецкой области – [Электронный ресурс]: http://48.mchs.gov.ru/document/1959408 (дата обращения 06.12.2015).
Липецкая областная Общественная Организация «Поиск пропавших детей» – [Электронный ресурс]: http://poiskdeteilip48.ucoz.ru/index/0-2 (дата обращения 06.12.2015).