С помощью анализа методической литературы, выяснили, что понятие «компетенция» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Таким образом, можно сформулировать определение понятия «компетенция». Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [4, с. 59].
Если рассматривать компетентностный подход, то возникает задача об разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Под компетентностью понимается «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4, с. 59].
В настоящее время перед образованием стоит задача формирования у учащихся компетентностей в различных сферах деятельности, но из-за недостатка опыта, приобретаемого учениками в процессе обучения в школе, у них можно формировать лишь набор компетенций как основу будущей социальной компетентности.
При рассмотрении формирования ключевых компетенций как важнейший результат образования, то именно ключевые компетенции должны «пронизывать» содержание всех учебных дисциплин, в том числе и математики.
В математике, одной из важных целей обучения является подготовка учащихся к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики. Каждого школьника должна быть свойственна потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Сделав анализ классификации ключевых компетенций, предложенных разными авторами [2, с. 32], можно выделить ключевые – основные компетенции, которые необходимо формировать у школьников в процессе обучения математики.
Рассмотрим несколько ключевых образовательных компетенций.
1. Ценностно-смысловая компетенция. Главный момент данной компетенции в том, что учащиеся должны видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать цель и смысл установки своих действий и поступков, принимать важные решения. Данную компетенции можно реализовать несколькими приемами. Например, решением задач прикладного характера.
Задача 1. Имеем два водно-солевых раствора. Первый раствор содержит 25%, а другой 40%. Сколько килограммов каждого раствора нужно взять, чтобы получить раствор массой 60 кг с содержанием 35% соли?
Задача 2. Одна швея может выполнить заказ за 4 часа, а другая – за 6 часов. Хватит ли им 2 часа 30 мин., чтобы, работая вместе, выполнить задание?
Также подходят проведения математической олимпиады, различных турниров и игр, которые включают в себя нестандартные задачи, решающиеся с помощью логики, а не материал из основного школьного курса. Рассмотрим предложенную детям задачу.
Задача 3. Пусть Dдискриминант приведенного квадратного трехчлена. Найдите корни трехчлена, если известно, что они различны и один из них равен D, а другой равен 2D.
Решение. По теореме Виета , , т. е. трехчлен равен . Его дискриминант , откуда , т. е. D = 0 (в этом случае оба корня одинаковы и равны 0) или D = 1 (в этом случае корни равны 1 и 2).
Ответ. 1 и 2.
2. Учебно-познавательная компетенция. Важным способом реализации данной компетенции является решение нестандартных, занимательных, исторических задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Учитель направляет учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Также учителем используются тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью. Важным моментом данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Например, умение решать тесты детям пригодится в будущем.
Рассмотрим данное задание: «Обведи правильный ответ. Какой знак пропущен: 7 м 5 дм 8 см … 758 см. Варианты ответа: >,