ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В. Я. КИКОТЯ). - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В. Я. КИКОТЯ).

Вохонцева Н.С. 1
1Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье на основании анализа педагогической литературы и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) исследуется проблема разделения понятий компетенции и компетентности. Рассматривая их в комплексе взаимных наложений, выделяются основные условия формирования конкурентноспособных, высокопрофессиональных и интеллектуальных выпускников высших учебных заведений МВД России.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионализм, мастерство, обученность, модель обучения.

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL COMPETENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA(THE EXAMPLE OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA VY NAME KIKOT).

Natalya Sergeevna Vokhontseva

adjunct chair of pedagogy UNK PSD the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named V.Y. Kikot

scientific specialty 13.00.08 – theory and a vocational training technique

Annotation. The article based on analysis of the pedagogical literature and federal state educational standards of higher education of the third generation (Federal state educational standard) investigated the problem of separating the concepts of competence and expertise. Considering them in the complex overlap, highlights the main conditions for the formation of competitive, highly intelligent and university graduates.

Keywords: Federal state educational standard of higher education, competence, competence approach, professionalism, skill, training, learning model.

Поступательное эволюционное развитие российского общества требует от системы образования подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны – специалистов в своей профессии. Образовательные организации высшего образования предъявляют высокие требования приобщения у курсантов к ценностям мировой и отечественной культуры, формирования у них навыков эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.

В происходящих условиях изменения системы высшего профессионального образования основной целью является подготовка высококвалифицированных специалистов и интеллектуальной элиты страны для всех видов профессиональной деятельности, в том числе и для системы МВД России, важнейшим качеством которой является компетентность, проявляющейся совокупностью компетенций. Именно компетентность является важнейшим качеством будущего офицера полиции, квалифицированного специалиста и интеллигента современной России.

Высшее профессиональное образование, в условиях действия нового образовательного стандарта, выступает в роли культурной среды, формирующей и воспитывающей человека как личность. Планирование образовательного процесса в образовательной организации, должно опираться на модель жизнедеятельности человека, включая его работу по профессии. Именно поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт [1] ориентирует высшее профессиональное образование на формирование у выпускника образовательной организации высшего образования компетентности – актуального качества современного квалифицированного специалиста.

Переход российского высшего профессионального образования на новые образовательные стандарты в относительно новых для страны политических, экономических условиях предоставляет педагогическим коллективам образовательных организаций возможности творчески организовывать образовательный процесс c учетом опыта всего арсенала актуальных инноваций международного уровня при одновременной возможности сохранять, развивать гуманистические традиции отечественного образования.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя у курсантов вырабатываются значимые профессионально-нравственные ценности, принципы и нормы служебной деятельности, выработанные более чем двухсотлетней историей Российской полиции. К числу основных из них можно отнести: добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей; человеколюбие; законность; толерантность; уважительность.

Особая роль в этом процессе принадлежит формированию общекультурных компетенций курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, поскольку овладение ими и проявление их в деятельности сотрудников органов внутренних дел становятся наиболее значимыми в выработке ими индивидуальной профессионально-нравственной позиции, в выборе цели и средств её достижения. Однако решение проблемы формирования общекультурных компетенций курсантов сопряжено в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей.

Прежде всего это касается размывания границ у молодых людей между духовным и бездуховным, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным в окружающей их социальной действительности. В этих условиях компетентностное образование чётко обозначает рамки того уровня овладения курсантами знаниями, умениями, навыками и формирования тех профессионально-нравственных и общекультурных качеств, которые необходимы для качественного и эффективного выполнения оперативно-служебных задач.

В образовательных организациях высшего образования главной задачей построения данного процесса сосредоточено в четкой взаимосвязи с достижением задаваемыми государственными образовательными стандартами и компетенциями. Нуждаются в конкретизации образовательные организации и индивидуальные технологии преподавателя по формированию таких компетенций. В связи с этим проблема формирования общекультурных компетенций у курсантов образовательных организаций высшего образования становится одной из актуальнейших.

Для решения этой проблемы современная педагогика ориентирует профессорско-преподавательский состав образовательных организаций перехода от преобладающего в современных условиях информационного образования к диалоговому и деятельностному образованию.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс современной образовательной организации высшего образования позволяет наглядно представить себе структуру учебного процесса и возможности его индивидуального варьирования в соответствии с модульным принципом и просчитать трудоемкость того или иного учебного курса в кредитах. Можно также определить, какими компетенциями курсант сможет овладеть, в каком курсе и в каком порядке. Однако это лишь общая схема, которая требует каждый раз специфической адаптации к конкретной предметной области и особенностям организации учебного процесса образовательной организации.

Учитывая нынешний социально - исторический контекст и социальную потребность молодёжи в образовании и воспитании, особенно важным становится определение педагогических условий, а также средств, форм, методов формирования общекультурных компетенций курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России.

Каждая общекультурная компетенция формируется в профессиональном юридическом образовании. Обратившись к Закону РФ «О полиции» можно отметить, что общекультурная компетенция ОК-5 содержит чёткую этическую составляющую. В этом законе определена моральная ценностная компонента предназначения Российской полиции: «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [2].

На наш взгляд, формирование общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций МВД России будет эффективным, если:

- осуществлять целенаправленное формирование компонентов общекультурных компетенций курсантов на основе модели современного образования, ориентированной на усвоение курсантами таких знаний, навыков и умений, которые в будущем потребуются им для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Общекультурные компетенции для будущих сотрудников правоохранительных органов, а именно курсантов образовательных организаций МВД России необходимы для внедрения их в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном образовании.

Так подготовка курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России по направлению подготовки 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения предполагает готовность выпускника, наряду с такими видами профессиональной деятельности, как воспитательная (социально-педагогическая), диагностико-коррекционная, правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, педагогическая, еще и к научно-исследовательской деятельности, выступающей важным компонентом служебной деятельности.

Как показал анализ образовательного процесса в Московском университете МВД России структурно-образовательная программа подготовки специалиста правоохранительной деятельности состоит из модулей. Под модулем чаще всего имеется в виду блок учебных дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы, расцениваются как логическая подструктура внутри общей структуры программы. Он предполагал логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания[3].

Актуальность совершенствования формирования общекультурных ценностей обуславливается рядом факторов: во-первых, одним из важнейших положений современных подходов к развитию высшего образования в стране является необходимость всесторонней оценки качества функционирования как образовательной системы в целом, деятельности отдельной образовательной организации, так и конкретного педагога [4].

Мера самостоятельности образовательного модуля определяется его относительной тематической замкнутостью. Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц и отдельная отчетность, контроль за усвоением новых знаний и (или) умений, предлагаемых модулем. Также предполагает и самоконтроль по установленным правилам. Результаты отчетности могут одновременно служить входным контролем, предваряющим переход к освоению нового модуля. Особенно эффективно модульное строение для междисциплинарных (мультидисциплинарных) программ, которые должны органично сочетать подходы некоторого множества дисциплин, часто достаточно разноплановых, которым и отвечают отдельные модули. Каждый модуль рассматривается как объединение ограниченных по времени, замкнутых по содержанию, подлежащих изучению каждым курсантом учебных блоков. Модульный характер построения образовательной программы позволяет реализовывать межпредметные связи, разрабатывать интегрированные учебные курсы, приобретать соответствующие профессиональные и общекультурные компетенции.

Федеральные государственные образовательные стандарты были призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда.

У курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя мы проанализировали общекультурные компетенции на основе учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», которая относится к базовой части социально-гуманитарного и экономического цикла и является предшествующей для всех дисциплин профессионального цикла.

Этот учёбный курс направлен на формирование у курсантов следующих общекультурных компетенций:

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые нравственные проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК -5);

- проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

- способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учётом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате изучения этой базовой дисциплины каждый курсант должен знать:

- предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности (ОК-2);

- нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности (ОК-5);

- сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-6, ОК-7);

- основные нормы и функции служебного этикета (ОК-5);

- этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-6).

В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» каждый обучающийся должен уметь:

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях (ОК-5, ОК-7);

- давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики (ОК-6, ОК-7);

- соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности (ОК-7);

- правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-7).

По итогам изучения этого базового курса обучающийся должен владеть:

- основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-2);

- навыками оценки своих поступков и поступков своих коллег с точки зрения норм этики и морали (ОК-5, ОК-7);

- навыками антикоррупционного поведения (ОК-6);

- навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ОК-6);

- навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета (ОК-7).

Проведённый нами анализ опыта этой работы кафедр гуманитарного цикла Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя показывает, что основными формами выработки данных компетенций у курсантов являются: лекционное занятие, семинарское занятие, практическое занятие, деловая игра, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно - деятельностного обучения.

Анализ проведённых исследований по этой проблеме показал, что наиболее активно личностное ценностное самоопределение молодёжи в жизненно важных сферах (будущей профессиональной деятельности, культуре, образовании и т.д.), происходит на первом и втором курсах образовательных организаций и продолжается весь период обучения в вузе. Анализ проведённых исследований по этой проблеме показал, что наиболее активно личностное ценностное самоопределение молодёжи в жизненно важных сферах (будущей профессиональной деятельности, культуре, образовании и т.д.), происходит на первом и втором курсах образовательных организаций и продолжается весь период обучения в вузе [5].

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением цели и результата образования.

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 29.12. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 2.07. 2013 года №185-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации».

4.Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 2014 года от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ. Статья 26.

5. Скопина И.Е. Формирование ценностного самоопределения офицера уголовно-исполнительной системы в процессе заочного обучения. Диссертация кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Москва, 2006 г. С. 65.
Просмотров работы: 1087