Существует факт, что с 1920-х годов число наших соотечественников, находившихся в эмиграции, достигало 2 миллионов человек.
Русские эмигранты были по большому счету представителями высших сословий, людьми интеллектуального труда. В послереволюционную пору, оказавшись за границей, эти люди делали все возможно для сохранения русской культуры во всем ее многообразии и самобытности, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. Большой вклад в просвещение молодежи за рубежом внесла Русская православная церковь.
Значительную поддержку в вопросах образования русским беженцам оказали такие страны как Франция, Чехия, Китай. Начиная с 20-х годов, на их территории открывались учебные заведения для русских.
Кроме вопросов образования русская эмиграция активно занималась просветительской деятельностью, выражающейся в расширении издательской работы. В свет выходила масса книг, журналов и газет. Выходили и периодические издания, печатавшиеся на русском языке. Всего эмигрантских издательств насчитывалось более 100.
Благодаря обширной просветительской деятельности русская эмиграция не утратила свой национальный характер, более того – смогла передать его подрастающему поколению. Дети эмигрантов, которые вынуждены были покинуть родину вместе с родителями в совсем малом возрасте или те, которые уже родились за рубежом, получали образование на русском языке и сохраняли связь с русской культурой, продолжая совершенствовать ее даже в условиях полной изоляции от родного государства.
Обращаясь к науке, стоит отметить, что эмигрированные русские ученые имели очень высокий авторитет среди своих коллег в мировом научном сообществе. Так, многие из них возглавили кафедры в университетах Западной Европы, научные лаборатории и отделы в научно-исследовательских учреждениях, были избраны членами многих академий. Общее число русских научных деятелей, оказавшихся за границей после Революции, составляет около тысячи человек.
Стоит отметить и труды русских философов за рубежом. Работы отечественных мыслителей продолжали традицию развития русской философской культуры, начавшейся век назад и продолжавшей развиваться до сих пор. Значимым выступает то обстоятельство, что эмиграция спасла русскую философию от полного ее уничтожения в годы репрессий. Именно за рубежом спустя 10 лет после революционных событий были созданы и изданы лучшие работы Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Франка и других многочисленных отечественных философов.
Многим русским ученым-мыслителям принадлежат как философские, так и богословские труды. Они занимались вопросами осмысления роли религии и церкви на современном этапе развития общества, ставили своей целью показать истинное значение православных истин для просветления умов, умиротворения души и развития духовного начала в человеке в целом. Теми людьми, кто выступал за сохранение религиозного фундамента в развитии общества, были профессоры Православного богословского института в Париже С. Булгаков, В. Ильин, Г Флоровский, С. Франк, Л. Зандер и В. Зеньковский.
Культурное наследие русской эмиграции очень велико. Оно базируется в первую очередь на огромном духовном потенциале русского народа, который, в условиях полной изоляции от своей родины, смог не только сохранить, но и в значительной мере развить отечественные культурные традиции. В целом культура русского зарубежья оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Достижения эмигрантской культуры представляют собой обширный материал для осмысления и изучения учеными всех областей знаний.
Библиография:
Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. 2000
Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 2005
Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции, 1919-1939. - М., 1994.