Развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[5]. Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике.
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса.
Для нас представляет интерес точка зрения, в которой познавательный интерес рассматривается как целостное образование личности [6]. В соответствии с этим мы выделили следующие компоненты познавательного интереса дошкольника. К ним относятся:
Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком.
Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), который называется «ядром познавательного процесса» (Г.И. Щукина). Он связан с направленностью вопросов ребенка на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.
Волевой компонент. Регулируют и развивают познавательный интерес у ребенка его устремления, целенаправленность, преодоление трудностей им, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, самооценка и самоконтроль в ходе деятельности.
Творческий компонент. Он выражен в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинировании ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлении способности к оригинальной мыслительной деятельности. Известно, что творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
В развитии познавательного интереса, как отмечают ученые, можно условно выделить следующие этапы:
- любопытство,
- любознательность,
- познавательный интерес,
- теоретический (научный) интерес [6].
В психолого-педагогической литературе иногда третий этап именуется познавательной активностью.
Любопытство – начальная стадия избирательного отношения. Оно обусловлено внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию.
Любознательность определяется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. В ее развитии наблюдается этапность: заинтересованность, увлечение, научная любознательность [6]. На этой стадии интереса обнаруживаются максимально выраженные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенность деятельностью. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
Анализ научной литературы позволяет нам определить любознательность как самостоятельное свойство личности ребенка, обеспечивающее состояние его готовности и стремления к освоению новой информации.
В качестве основных критериев любознательности дошкольника мы выделяем: радость познания, способность к экспериментированию, интерес к новым явлениям.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Он ставит детей перед необходимостью активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития познавательного интереса ребенка.
Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) дошкольник открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие.
Дошкольник рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Познавательный интерес проявляется в стремлении познакомиться с новыми профессиями, процессом труда, научится чему-либо новому, узнать о свойствах и качествах материалов.
Проблема ознакомления с трудом взрослых нашла свое отражение в работах многих ученых (М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева и др.) и образовательной практике ДОО [1,2,3]. В их работах акцентируется внимание на технологических особенностях педагогического сопровождения процессом приобщения дошкольников к труду.
Под педагогическим сопровождением понимается создание условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях выбора.
Выделим некоторые формы образовательной работы с дошкольниками по развитию познавательного интереса в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Широко представлены наблюдение за трудом взрослых, практическое экспериментирование с предметами (материалами), необходимыми для осуществления трудовой деятельности; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек, одетых соответственно представителей определенной профессии. В данном случае воспитатель учит детей узнавать и называть профессию.
Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) гармонично соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться). Это делает дидактическую игру особой формой обучения (легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний). Например, словесные дидактические игры («Отгадай, что мы задумали?», «Узнай по описанию»), познавательная игра - лото «Профессии» (для детей 3-5 лет), « Кем быть?» (для детей 5-7 лет) и др.
Для этого при проведении дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объяснять правила.
Речевые логические задачи. Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о профессии. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), что стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума.
Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, в общении с ним найти ответ на интересующие вопросы.
Особый эмоциональный отклик у детей вызывают встречи с интересными людьми. В ходе подобных встреч взрослому желательно раскрыть все разновидности своей трудовой деятельности: профессиональный труд, домашний труд, труд в рамках досуговой деятельности (хобби, увлечения). Это обогатит и расширит представления о профессиональной деятельности взрослых и будет содействовать развитию любознательности дошкольника. При этом следует отметить позитивную значимость общения с взрослыми современных профессий.
Целесообразными в развитии любознательности дошкольников являются эвристические познавательные беседы. Они строятся на постановке проблемных вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Это вопросы, которые развивают умения высказать гипотезу (Почему?), умение усвоить способ познания и применить его на новом материале («Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы узнать,…?, «Как ты догадался, что….?).
В последние годы в теории и практике трудового воспитания широкое применение находит метод проектов. Деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Этому может содействовать вовлечение ребенка в выполнение творческих заданий (например, посмотреть ответ в книге, на видео, предложить подумать, где «лежит» ответ на вопрос и др.). Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям, рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном [4].
Мы предлагаем использовать такую форму подобной деятельности как создание в ходе совместной деятельности взрослых и детей (воспитатели-дети-родители) «Азбуки профессий г. Магнитогорска». Это в дальнейшем выступит предметом нашей экспериментальной работы.
В данной статье мы представили отдельные формы образовательной работы по ознакомлению с профессией. В теории и практике дошкольного образования существует разнообразие других форм. Задача педагога – отобрать и адаптировать те, которые соответствуют конкретной образовательной среде.
Таким образом, любознательность дошкольника как показатель его познавательного интереса проявляются в его отношении к миру взрослых как составной части окружающего мира. Познание детей отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Это особенно проявляется в наблюдениях за трудом взрослых. Пробуждению любознательности ребенка содействует специальная образовательная работа с ним, предполагающая организацию разнообразной деятельности (познавательная, игровая, продуктивная), направленной на решение проблемной задачи.
Литература:
Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. – СПб. : «Детство-Пресс», 2002. 160 с.
Сайгушева, Л.И. Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие /Л.И. Сайгушева, И.В. Фадеева. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. 172 с.
Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. 221 с.
Семенова, Н.А. Возможности исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников / Н.А. Семенова// Детский сад: теория и практика. 2011. №8. С.70-73
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. 352 с.