В данной статье представлен анализ профессионально-важных качеств медицинской сестры, необходимых для взаимодействия с женщинами, страдающими раком молочной железы, а также даны практические рекомендации по оптимизации условий профессионального общения сестринского персонала с пациентами.
Проблеме медицинской этики в процессе профессионального общения посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента охватывают ряд проблем: морально-этических, психологических и нравственных, с которыми приходится постоянно сталкиваться и находить компромисс. Поэтому медицинской сестре необходимо не только освоить техническую сторону данной профессии, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на проблемы пациента, иметь чувство сострадания 5.
Следует отметить, что психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медицинской сестрой и больным. Образуется, по словам И. Харди связь «врач-сестра-больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами 8.
В психологических исследованиях по медицинской деонтологии, социальной гигиене, организации здравоохранения изучается влияние общения на деятельность врача и пациента. Психотерапия играет одну из главных ролей в данном случае, поскольку общение выступает в качестве одного из средств лечения. Отмечается важность личностного подхода и значимость доверительных контактов 8.
Не так много исследований, направленных на изучение профессионального общения медицинской сестры с пациентом, хотя в силу специфики своей деятельности она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач 9. Поведение медицинской сестры оказывает влияние на течение болезни, физическое и эмоциональное состояние больного. Профессиональное общение медицинской сестры складывается в сочетании с факторами профессиональной деятельности, непосредственно влияющим на пациента. Так, например, санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры – важная составляющая работы медицинской сестры и необходимое условие лечения пациента. Отсутствие у медицинской сестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее деятельность малопригодной и, иногда, опасной. Именно профессиональное общение медицинской сестры с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, утраченную в результате врачебной специализации 9.
Существуют два способа передачи информации:
вербальный (устная или письменная речь);
невербальный (поза, жест, мимика и т.д.).
Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения.
Приведем пример из общения медицинской сестры с пациентом: при передаче информации слепому пациенту лучше использовать устную речь, для глухого – и устную, и письменную. Встречается достаточно часто, чтобы пояснение проходило с использованием устной речи с сопровождением ее различными жестами.
Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщая какую-либо информацию пациенту, медицинской сестре необходимо помнить, что изложение должно быть ясным и чётким.
Вопросы могут быть закрытые, на которые можно ответить односложно «Да» или «Нет», и открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ. Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете..?», «Вы хотите..?», «Вам нужно..?», «У Вас есть..?» и т.п. Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне..?», «Что..?», «Где..?», «Когда..?», «Почему..?» и т.п.
Неправильно заданный вопрос может сделать сообщение, которое хотели донести до пациента, неэффективным. Так, обучая пациента каким-то необходимым навыкам, на вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как человек просто не хочет признаться в том, что он не всё понял. Если сказать: «Я бы хотела убедиться, что вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения 11.
Существует ряд исследований, направленных на изучение проблемы профессионального общения медицинской сестры с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями (Асеев А.В. 2, Магазаник Н.А. 5, Петровский Б.В. 7, Угрюмов В.Л. 9, Яровинский М.Я. 11 и др.).
Следует отметить, что зачастую пациенты, страдающими различными онкологическими заболеваниями, в силу специфики болезни, проявляют замкнутость, плаксивость и даже агрессивность. Так, наличие специфических психологических особенностей, характерных для онкологических заболеваний, считал Ф. Александер, делает возможной раннюю диагностику соматического поражения по психологическим характеристикам больных 1.
Результаты исследований женщин с заболеваниями молочной железы показывают, что среди них распространенность и выраженность личностных нарушений очень велика. Уже постановка диагноза или подозрение на рак молочной железы продуцирует страх, тревогу и беспокойство. Многие женщины реагируют на диагноз такой сильной регрессией своих витальных побуждений, что это начинает напоминать психоз. Они жалуются на полную внутреннюю опустошенность. Выявление опухоли в молочной железе также сопровождается тяжелым психогенным стрессом, в основе которого не только страх перед смертельно опасным заболеванием, но и страх перед утратой молочной железы, как сексуально значимого органа, ассоциируемого с женской идентификацией 1.
В некоторых исследованиях описаны первые назначения медсестер, специализирующихся на раке молочной железы, в которых сделан акцент на специфику общения медицинской сестры с пациенткой, а также рассмотрены потребности пациенток в плане получения информации, психологической поддержки и качества жизни, а также на предоставлении им специального ухода 12.
По данным литературных источников 3, 4, 5 выделяют следующие принципы эффективного общения медицинской сестры и пациентки, страдающей заболеванием молочной железы:
краткое и достаточно точно изложение информации, которая получена медицинской сестрой от врача;
осуществление психологической и духовной поддержки пациентки;
поддержание у пациентки способности вести активную жизнь;
создание системы поддержки в семье больного во время болезни; обязательность понимания (которое объясняется симптомами и течением болезни);
принятие в обществе других людей (независимо от внешних факторов);
формирование самооценки (участие пациентки в принятии каких-либо решений).
Выводы
Общение в сестринском деле – одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Рассматривая виды профессионального общения медицинской сестры с пациентом, следует отметить, что она постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие.
Организация и регуляция совместной деятельности с пациентом, направленной на достижение им оптимального уровня жизнедеятельности – главная функция общения медицинской сестры.
Для эффективного взаимодействия медицинской сестры с пациентками, страдающими раком молочной железы, необходимы следующие условия: наличие профессионального мастерства, развитие этических чувств и тактики общения, понимание специфики заболевания пациентки.
Список используемых источников
Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. – М., ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.
Асеев А.В. Отношение студентов медицинского института к онкологическим больным. // Вопр. онкологии. – 1992. – №7. – C. 851-854.
Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – Киев: Вища школа, 1982. – 168 с.
Дривер М. Роль медицинской сестры в общении с пациентом. // Вестник ассоциации медицинских сестер. – 2008. – №1. – С. 22-23.
Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 110 c.
Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. – 178 с.
Петровский Б.В. Вопросы врачебной этики и современность. // Вестн. Рос. АМН. – 1996. – №11. – C. 3-5.
Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива // Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2005. – 642 с.
Угрюмов В. Л. О медицинской деонтологии // Клинич. медицина. – 1993. – №3. – C. 9-11.
Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 – 352 с.
Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент: (Конспект лекции). // Медицинская помощь. – 1996. – №5. – C. 32-39.
McArdle JM, George WD, McArdle CS, Smith DC, Moodie AR, Hughson AV et al. Psychological support for patients undergoing breast cancer surgery: a randomised study. BMJ, 1996; 312: 813-6.