ЦВЕТОВЫЕ И ТОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕДАЧЕ ПРОСТРАНСТВА В ЖИВОПИСНОМ ПЕЙЗАЖЕ. ВАСИЛЬЕВ ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦВЕТОВЫЕ И ТОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕДАЧЕ ПРОСТРАНСТВА В ЖИВОПИСНОМ ПЕЙЗАЖЕ. ВАСИЛЬЕВ ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Жордочкина А.С. 1, Поровский А.Г. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Щедро он был одарен и могучим, и дивным талантом. Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве. Полною жизнью дышит природа в созданиях его вдохновенья. Быстро развившись, мгновенно он вспыхнул блестящей звездою, но блеск ее яркий в искусстве остался навеки»…

Обобщение цветовых, тональных и линейных отношений способствует цельности картины, а также же придает ей монументальность и масштабность пространства, в связи с чем работы многих известных нам художников, как правило, выглядят значительнее по мысли, цельнее по настроению, яснее по художественному содержанию.

Фёдор Александрович Васильев — известный русский художник, родившийся в Гатчине, в 1850 году. Фёдор рос в бедной семье. Детство Васильева осложнилось смертью отца, что, безусловно, оставило отпечаток в его юной душе. Мальчику пришлось работать почтальоном, взяв на себя все заботы о хлебе насущном. Случай и исключительные способности помогли Федору поступить в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Николаевич Крамской, с которым Фёдор Александрович был близок всю свою жизнь. Окон­чив рисовальную школу, Васильев скоро вырос в большого и зрелого мастера пей­зажной живописи.

К восемнадцати годам художник имел основание называть себя пейзажистом: мало кто из мастеров так рано сумел определить свое призвание в искусстве.

На долгие годы главной темой творчества Фёдора Александровича стало изображение русской природы, будь то Тамбовская или Воронежская губернии, Валаам, Волга или Крым — во всех живописных полотнах широта огромных пространств России. Работы Васильева очень сложные технически. Чтобы передать большое пространство в пейзаже мастер уделял много внимания технике и технологии масляной живописи, последовательности работы, тонкости цветовых и тональных отношений.

Для передачи большого пространства автор добивался гармоничного звучания и цветовых, и тональных отношений. Типично васильевское небо играет очень важную роль в большинстве его картин. Общий зеленовато-коричневый колорит переднего плана разбавляют в далях серо-зеленые и глубокие синеватые оттенки. Точно взятые отношения неба и земли, дальних и ближних планов, и, наконец, объединенные в одну цветовую гамму лишают картину какой-либо раздробленности.

Тоновые и цветовые различия на картине должны быть подобны этим различиям в натуре. Васильев воспринимал природу со страстью и радостью — в высокой мере художника наделяла способность постоянно ощущать новизну и неповторимость природы. Зачастую в своих пейзажах Фёдор Васильев изображал природу в ожидании перемены ею своего состояния. Чуткое сопереживание всем тончайшим изменениям насыщенности цвета, освещения, теплохолодности и самому дыханию природы позволяло ему передать её внутреннее одухотворение. Невероятно точно художнику удавалось передавать состояния природы в пространстве. Сам Васильев любовь к природе считал подобной любви к Богу.

Все работы художника построены по близкой композиционной схеме с убегающей вдаль дорожкой или берегом водоема, некой изящной группой деревьев в центре полотна и, в некоторых случаях, одной-двумя человеческими фигурами на дальнем плане. Подобное построение позволяло создать ощущение динамического развития пространства, завершенности мотива, единства человека и природы. Пространственность — одна из характерных для работ художника черт. Вглядываясь в детали пейзажа, художник ищет средства обобщения, открывая их в единстве цветовых пятен. По мере увеличения расстояния прежде всего уменьшается насыщенность цвета, а потому дальний план работ отличает слегка тусклая нежность красок. Цвет деревьев вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Дальние предметы пейзажа приобретают голубоватые оттенки.

Живопись картины сложна и многообразна. Быстрые, нервные мазки соседствуют с участками заглаженной, как бы плавящейся масляной краски. Картины Фёдора Васильева отличаются своей особой живописной манерой: образы природы наделены одухотворенностью, глубиной чувств и невероятной игрой цвета, а потому приобретают некую поэтичность и долю романтизма — художник нашел свои приемы для изображения поверхности бугристых земель, водоемов, растительности, тяжелых грозовых облаков и туманных далей. Основные цветовые пятна картин Васильева тщательно проработаны, фон имеет богатое разнообразие оттенков — местами их сочетания построены на открытом контрасте цветов, а где-то на их тонком взаимопроникновении. Точно подобранные художником оттенки объединяются в общем полифоническом звучании, что позволяет поставить его картины в один ряд с шедеврами мировой пейзажной живописи.

«Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения», — писал Крамской.

За свою недолгую жизнь (он умер от туберкулеза в 23 года) Фёдор Васильев написал сравнительно немного произведений, но без них немыслимо представить себе русское искусство. Короткий путь Васильева — большой путь большого мастера.

Список литературы

  1. Беда Г.В. Живопись: Учеб. Для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1986.

  2. Масальцева Ф.С. Федор Александрович Васильев: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1984.

  3. Новоуспенский Н.Н. Федор Александрович Васильев. — М. 1991.

  4. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. — М.: Просвещение, 1978.

Просмотров работы: 1458