ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рубилкина Р.А. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышенная агрессивность детей дошкольного возраста является одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности у детей, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории дошкольников агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.[6].

В отечественной науке проблему агрессии затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.[2].

В наш инновационный век мы замечаем, что дети дошкольного возраста становятся все более агрессивными и раздражительными. Этому во многом способствуют события, происходящие вокруг нас: теракты, войны, катастрофы. Магазины и интернет переполнены жестокими компьютерными играми, некачественными и непонятными для сознания, игрушками: трансформерами, монстрами, стрелялками, куклами из зарубежных мультфильмов. Родители вместе с детьми смотрят фильмы-боевики, ужастики со сценами насилия, где главные герои бандиты, воры, убийцы, не осознавая того, как всё это отрицательно сказывается на детской, ещё толком не сложившейся психике.

Дети, живущие в мире, созданном родителями, телевидением, детскими мультфильмами и играми, от которых исходит явная или скрытая агрессия, совершенно естественно чувствуют гнев. Но ребенку запрещено прямое выражение гнева. Такое поведение осуждается близкими людьми, и совершенно недопустимо в обществе. В итоге маленькие дети, не зная как управлять своими чувствами, с раннего детства подавляют свою агрессию, или, будучи не в силах с ней справиться, чрезмерно ее проявляют, что, впоследствии, становится проблемой для ребенка и его близких.

Проблема коррекции агрессивного поведения детей, являясь актуальной, продолжает оставаться теоретически и экспериментально малоразработанной. Данная работа поможет определить важнейшие аспекты этой проблемы, теоретически и на практике обосновать необходимость своевременной диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к социуму нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, переходные периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью ребенка.

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (Позову монстров, они тебя побьют) до прямых оскорблений (дурак). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой, кусаются и т.п.) [7].

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

Привлечение к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);

Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство(заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты слабак»);

Защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

Стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу [5].

Выявить у ребенка агрессию можно с помощью следующих диагностических методик:

  1. "Дом - Дерево - Человек". Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения: конфликтность, негативизм, враждебность.

  2. "Кактус". Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

  3. "Руки". (Hand test). Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработана Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

  4. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики - определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

  5. Тест на определение внутренней агрессивности С. Дайхоффа (для ребенка)

  6. Тест «Линия агрессии» [2].

На помощь решению проблемы агрессивности дошкольников приходит сказкотерапия. Сегодня – это эффективное направление в психологии, проверенное в действии и научно обоснованное. Лечение сказкой – это необычный способ работы с подсознанием и заложенными в нем негативными программами ребенка. Сказка действует мягко, незаметно, всегда вызывая реакцию ребенка на то, что он слышит или читает в сказке. Он начинает осмысливать и узнавать те или иные ситуации, описанные в ней.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Современные сказки показывают, что не бывает безвыходных ситуаций, и нет проблем, которые невозможно решить. Именно через сказку дается некий импульс, подсказка, руководство к действию, что помогает справиться с тем, что мешает людям жить счастливой и полноценной жизнью [1].

Дети – существа с тонкой психической организацией, наиболее подвержены переживаниям, страхам. Сказкотерапия для детей - отличный инструмент проработки негативных состояний.

Наверное, нет человека в мире, который бы не любил сказки. Сказка - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны… Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Почему экологическая сказка так эффективна при работе с агрессивными детьми?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом экологическая сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами, и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая экологическую сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло [3].

В своей работе с агрессивными детьми мы используем именно экологическую сказку, которая помимо устранению агрессии несет за собой «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир.

Работа с экологической сказкой имеет свою специфику. Она способствует становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение), которые вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание), развивающиеся у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть дальнейшее отношение ребенка к окружающей природной среде в школе и во взрослой жизни.

В занятия по сказкотерапии необходимо включать экологические сказки В.Бианки, которые являются самоучителем любви к друг другу, уважение к старшим, к природе и братьям нашим меньшим [4].

В МБДОО №11, г. Майкопа был проведен тренинг по экологической сказкотерапии, который рассчитан на детей 5-7 лет. Тренинг проводился в группе из 10 человек (дети, у которых была выявлена агрессия, по диагностике «Кактус»).

Цель тренинга заключается в проработке детьми агрессии и тревожности посредством экологической сказкотерапии.

Тренинг длится 30 мин.

Ход тренинга:

Упражнение 1: «Волшебный туннель»- Дети из группы детского сада попадают через волшебный туннель в атмосферу сказки;

Упражнение 2: «Ласковый привет»- Стоя в кругу поздоровались друг с другом ласково (Настя- Настюшечка, Руслан- Русланчик);

Упражнение 3: «Угадай сказку»- Загадки о сказках и сказочных персонажах (Избушка чудная - две курьих ноги, такая есть в сказке у (Бабы Яги) и т.д. );

Упражнение 4: Подвижная игра «Зайцы- лисы»

Упражнение 5: Рассказ и обсуждение сказки:

«Сказка о том, как поссорились три стихии»

Много лет назад три природные стихии: огонь, вода и воздух жили в мире и согласии. Но однажды, вода сказала: - Я тут самая главная!- Это ещё почему? - спросил воздух. - Меня часто называют самым главным веществом. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Без меня всё живое погибнет!- А без меня всё живое задохнётся!- возразил воздух.- Не ссорьтесь!- вмешался огонь.- А ты вообще молчи, если захотим, сотрём тебя с лица Земли!-в один голос сказали воздух и вода.Огонь обиделся на эти слова и ушёл.- А давай сходим к мудрецу и спросим: "Кто из нас самый главный?" - предложил воздух. - Я одна пойду!- заявила вода.- Тогда и я один пойду!-ответил воздух.И пошли они в разные стороны. Когда вода шла по пустыне, она встретила людей, которые умирали от жажды. Вода сжалилась над ними и дала им напиться, тем самым спасла им жизнь.- Значит, я и впрямь такая важная, раз без меня люди не могут жить.- гордилась собой вода.А тем временем, воздух тоже зря времени не терял. На своём пути он встретил мальчика, тонущего в реке. Его резиновая лодка продырявилась. Тогда воздух забрался внутрь лодки и не вылезал оттуда пока мальчик не доплыл до берега. Конечно, о его подвиге никто и догадаться не мог, но воздух, наверное, впервые почувствовал свою значимость.Долго шли вода и воздух по свету. Наконец, оба дошли они до мудреца. Видят - и огонь тоже там. - А ты что тут делаешь? -спросил воздух.- Я пришёл спросить, кто из нас самый главный. -ответил огонь.- Уважаемый мудрец, скажи так кто же из нас самый главный? -спросила вода.- Вы все нужны человеку. Без вас нам не выжить. Поэтому вам нужно жить, как раньше - в мире и согласии. -ответил мудрец.С тех пор огонь, вода и воздух больше никогда не ссорились!

После прочтения сказки проходит обсуждение. Почему вода считала себя главной? Так ли это было на самом деле? Почему стихии поссорились? Кто помог им подружиться? Что бы вы еще посоветовали стихиям, чтобы они никогда не ругались и не обижались? [8]

Упражнение 6: «Рисунок сказочного персонажа». Каждый ребенок рисует героев, затем сочиняется новая сказка, придумываются имена сказочным персонажам. Обыгрывание вымышленного сюжета. Нестандартные формы экспериментирования позволяют стимулировать воображение, творческую мысль, формировать наблюдательность, вызывать эмпатические чувства, снизить проявление агрессии.

Упражнение 7: Рефлексия - Что больше всего понравилось, запомнилось ребенку? Что его огорчило? Какой персонаж ему ближе? И т.д.

Упражнение 8: «Волшебный туннель» - Из сказки через волшебный туннель дети возвращаются в группу.

В результате экологической сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.

Поэтому в работе с детьми особое место мы уделяем экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

В процессе рассказывания сказок мы наблюдали за детьми и видели, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир, формируют свое отношение к миру и к другим людям.

Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого ребенка. Дети все разные, к каждому нужно подобрать свой подход: один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертому нравится рисовать. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он сталкивается в жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Список использованной литературы

  1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание. - 2013 - № 6. - С. 55-58.

  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. -М.: Просвещение, 2012. - 528 с.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.:Речь, 2014.-208с.

  4. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  5. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 2012. - 284 с.

  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.: ВЛАДОС, 2014-374с..

  7. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р.Агрессивные дети// Дошкольное образование. 2013. - №5. - С. 62-67.

  8. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2012 г.

  9. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей.- М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

Просмотров работы: 2242