НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективная государственная политика в сфере налогообложения играет важную роль в процессе восстановления инвестиционного спроса и повышения темпов экономического роста. Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 гг., в качестве ее основополагающей цели является «с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене» [1].

Сложившаяся в Российской Федерации структура малого бизнеса в реально количественных измерениях свидетельствует о наличии ее существенного недостатка в том, что она слабо сориентирована на производство добавленной стоимости, поскольку значительная часть малых предприятий функционирует в таких видах деятельности, в которых она не создается или только перераспределяется. Известно, что в производстве и приращении новой стоимости, являющейся в своей основе налоговой базой прямых и частично косвенных налогов, значительную роль играют предприятия материального производства и сферы услуг, а среди них – фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность и выполняющие опытно-конструкторские работы. Однако столь важному и перспективному направлению деятельности с позиций создания добавленной стоимости, согласно данным официальной статистики, в структуре малого бизнеса не нашлось места. В практике, стало быть, это направление деятельности малого бизнеса в своей основе только декларируется и реальной поддержки в своем развитии не находит, что в конечном счете снижает возможности наращивания производства добавленной стоимости и налогового потенциала в данной сфере экономики [2].

К малому бизнесу, как и к экономике страны в целом, в полной мере приемлема характеристика, которую обосновывает академик РАН С.Ю. Глазьев, когда пишет, что кризис «подтвердил патологическое состояние российской экономики. В отличие от развитых и успешно развивающихся стран, которые, проходя через кризис, стимулируют подъем инновационной и инвестиционной активности, повышая эффективность и конкурентоспособность экономики, в России кризис больнее всего ударил по высокотехнологичным отраслям, столкнув экономику в новый виток деградации» [3, с. 461]. Такое ее состояние непосредственно отражается на количественном и качественном уровнях развития малых предприятий. Поэтому в развитых и динамично развивающихся странах они в 7-15 раз превосходят малый бизнес России по вкладу в ВВП. В Российской Федерации доля малого бизнеса в создании валовой добавленной стоимости (ВДС) и в ВВП не превышает 0,5%, а в налоговых доходах – 2% [4].

Анализируя предпосылки развития малого бизнеса в зарубежной практике, следует отметить, что высокая значимость этого сектора в экономике развитых стран обусловлена эффективной и результативной государственной политикой, направленной на его поддержку.

Специальные налоговые режимы в рамках общей системы налогообложения помогают малому бизнесу найти свою нишу на рынке, обеспечить успешное развитие на основе повышения конкурентоспособности. Формирование равноценных условий ведения бизнеса, отказ от неэффективных элементов в структуре налоговых систем выделяют в качестве основополагающих принципов, концептуально определяющих основные базисные постулаты функционирования согласованной налоговой политики в целях формирования и развития единого налогового пространства, в том числе и для развития малого бизнеса [5].

Высокий уровень налоговой нагрузки препятствует развитию малого бизнеса и, как следствие, ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики, поскольку в большинстве малых предприятий не ведется официальная финансовая отчетность. Следует сосредоточить усилия на качественном преобразовании существующих систем налогообложения, упрощении порядка исчисления налога, достижении простоты и четкости формулировок налогового законодательства, устранении противоречий и пробелов в нем.

С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения либо патент в первые два года работы освобождаются от уплаты налогов. Т.е. для данной категории субъектов экономики предоставляются двухлетние «налоговые каникулы». Такое освобождение от уплаты налогов будет действовать в 2015-2020 годах. Также льготы получат производства, начинающиеся с «нуля». Их наличие в том или ином регионе будет зависеть от его властей. Данные субъекты власти могут устанавливать дополнительные требования к налогоплательщикам, желающим использовать свое право на налоговые каникулы.

Налоговые преференции вводятся и для представителей малого бизнеса, которые работают в научной, производственной или социальной сфере и отвечают следующим критериям:

- налогоплательщики, которые на протяжении двух лет с момента регистрации перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения;

- индивидуальные предприниматели (самозанятые лица), которые не пользуются услугами наемных работников.

Налогоплательщиков, которые воспользуются каникулами, обяжут предоставлять, помимо налоговой декларации, дополнительную отчетность о соблюдении ограничений. Превышение установленных норм за налоговый период будет основанием для лишения права на нулевую налоговую ставку, также перехода на обычный специальный налоговый режим в части превышения установленного субъектом РФ ограничения для применения налоговых каникул.

Кроме того, предусмотрены изменения при получении и оплате патента, а также сдвинуты сроки его оплаты. Так, если документ выдан на срок до 6 месяцев, он будет оплачиваться в конце его срока действия. Патенты самозанятых оплачиваются по окончанию его действия. Стоимость за другие патенты вносится двумя равными частями: первая – в течение 3 месяцев с момента действия документа, а вторая – не окончания срока патента [6]. Президентом страны предложено ввести трехлетние надзорные каникулы для добросовестных предприятий малого бизнеса. Такое заявление он сделал, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию. «Что касается малого бизнеса, то предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить», – сказал Владимир Путин. Он уточнил, что речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Также президент отметил, что необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени. Он обратил внимание на необходимость максимально снять ограничения с бизнеса и сделать каждую проверку публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр – с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены [7].

Налоговая нагрузка должна отвечать обязательному условию – совокупность изъятых у налогоплательщиков сумм налоговых платежей не должна быть ниже некоторого минимально уровня, позволяющего выполнять в полном объеме социальные функции государства. Одновременно она не должна быть слишком тяжелым налоговым бременем для налогоплательщиков и ущемлять их интересы. В 2015 году ужесточено налоговое законодательство для всех предприятий. Налоговые органы могут приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговую инспекцию. Дополнительно проиндексированы ставки акциза на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов.

И что касается только деятельности малых предприятий, то изменения затронули интересы организаций, применяющих такие специальные режимы, как упрощенная система налогообложения и систем налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Они не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом, исходя из кадастровой стоимости. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства в последние годы оказывают обременительные по размеру страховые взносы во внебюджетные социальные фонды. В 2013 году они значительно выросли, по сравнению с предыдущим годом, что повлекло за собой сокращение количества представителей малого бизнеса. В стране наблюдались негативные тренды, связанные с выходом представителей мелкого бизнеса из легального поля, а также значительное сокращение их количества. В целом по Российской Федерации численность индивидуальных предпринимателей снизилась на 4 процентных пункта – с 2,602 до 2,499 тыс. ед. Аналогичная тенденция прослеживается и в региональном разрезе. Так, по итогам 2013 г. значительное сокращение численности предпринимателей наблюдается в Приволжском и Южном федеральных округах – на 8,5%, Сибирском и Центральном федеральных округах - на 5,5% и 2,0%, соответственно Данная тенденция усилится в связи с введением налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом, исходя из кадастровой стоимости. Это приведет не только к росту общих и постоянных издержек производимого конечного продукта, но и, несомненно, повысит уровень арендной платы. Новые дополнения к законодательству устанавливают размер ставок по налогу на имущество организаций – в целом не выше 2,2%. Для зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства предусмотрен налог в размере 1,7% для Москвы и 1,5% для регионов. Однако впоследствии указанные ставки будут расти: уже в 2016 году для всех без исключения субъектов РФ (в том числе и столицы) они увеличатся до 2%.Почти 20% от общей численности представителей малого бизнеса работают в сфере деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом. На их долю приходится около 10% от общего объема выручки от субъектов малого предпринимательства.

Увеличение налоговой нагрузки на мелкий и средний бизнес в более чем два раза – серьезный шаг, на который пошло Правительство страны. Суть новых изменений сводит к нулю сам принцип упрощенного налогообложения, ведь именно от налогов на имущество был освобожден мелкий и средний бизнес. Однако дело не только в налогах. Существует проблема в оценке кадастровой стоимости объектов. Данная процедура в настоящее время не совсем прозрачна, а это грозит ростом цен на недвижимость и его аренду. Впоследствии заметно снизится активность бизнеса по выкупу объектов недвижимости, некоторая часть уйдет в тень. Поэтому краткосрочный эффект от увеличения суммы налогов приведет к значительному снижению отчислений в последующие периоды [8].

Негативно могут сказаться на развитии малого бизнеса и законодательные изменения, находящиеся в настоящее время в стадии обсуждения и принятия Почти 40% малых предприятий РФ заняты в торговой деятельности и ремонтных работах. Больше половины совокупных оборотов приходится именно на данные сферы хозяйствования [9].

Президент Российской Федерации поручил ввести процедуру публичных обсуждений на этапе разработки проектов нормативных актов, в том числе на региональном и муниципальном уровнях. В рамках данной процедуры, которая осуществляется совместно с предпринимательским сообществом, еще на предварительной стадии разработки отклоняется большинство проектов нормативного акта как ухудшающие условия развития экономики России. Поэтому нельзя с уверенность сказать, что рассматриваемые изменения станут реальными. Но те изменения, которые утверждены и вступили в силу с 2015 года, влекут за собой негативные изменения в деятельности малых форм хозяйствования.

Разработка оптимальной системы налогообложения для малого бизнеса выступает гарантией, с одной стороны, стимулирования деловой активности предпринимателей, а с другой – наличия достаточно простого и эффективного механизма взимания налогов. Однако грядущие изменения в налоговом законодательстве вряд ли способны сказаться положительным образом на основных показателях деятельности малых предприятий. В совокупности с новыми изменениями ситуация может стать критичной – представители малого предпринимательства утратят весомую часть своей прибыли, а значит – будут искать возможности избежать необходимости уплачивать высокие налоги.

Список литературы

  1. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены 01.07.2014 Правительством Российской Федерации)[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: http://minfin.ru/ru/tax_relations/policy/index.php

  2. Этот вывод обосновывается автором исходя из теоретических положений о неопределенности и рисках, имманентных рыночной экономике. Данное ее состояние обусловлено недостатком информации. Если официальная статистика не выделяет показатели развития малых форм хозяйствования в сфере высоких технологий научно-прикладного характера, коммерциализации научных разработок, то о какой определенности и снижении рисков в этой сфере деятельности модно при этом говорить?

  3. Глазьев С.Ю.Уроки очередной Российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М.: Издательский дом «Экономическая газета. 2011

  4. Россия в цифрах. 2014. Статистический сборник М.: Росстат, 2014.

  5. Арсеньева В.А., Буханова Е.А. Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12.

  6. Малому бизнесу обещают налоговые каникулы на два года // Петербургский правовой портал // URL: http://ppt.ru/news/126509 (дата обращения 24.11.2014).

  7. Владимир Путин предложил ввести надзорные каникулы для добросовестных предпринимателей и зафиксировать налоговые ставки на четыре года // Официальный сайт Федеральной налоговой службы // URL: http://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/ 5077458/ (дата обращения 07.12.2014).

  8. Налоги ИП в 2015 году увеличатся: придется платить за имущество [Электронный ресурс] // Проект AltaEmpresa.ru // URL: http://altaempresa.ru/nalogi-ip-v-2015-godu-uvelichatsya/ (дата обращения 05.12.2014).

  9. Факторы сдерживания развития бизнеса в законодательной и правовой сферах [Электронный ресурс] // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства // URL: http://www.nisse.ru/work/measures/presentations/ (дата обращения 05.12.2014).

Просмотров работы: 1383