Теоретически исследовано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Известно и то, что в последние 5−10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
На основе многочисленных наблюдений и исследований ( Кольцова М.М, Бернштейн И.А., Павлов И.П.) выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.
Актуальность данной проблемы сохраняется вследствие того, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей и ручной моторики рук. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
У детей с нарушениями в речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Важное значение развитию ручной моторики придавали многие ученые такие как М.М. Кольцова, Л.В. Анатакова−Фомина, Б.И. Пинский, Л.В. Занков, Г.Е. Сухарева.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями учёных : И.П. Павлова, Л.А.Леонтьева, А.Р. Лурии.
Проблемой развития мелкой моторики у детей занимались исследователи в области физиологии человека (Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина), логопедии (С.Е. Большакова, Г.Г. Галкина, О.И. Крупенчук, И.С. Лопухина, Т.А. Ткаченко).
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. [4] Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Моторика (от лат. motor − приводящий в движение)−совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений. [9]
Моторика (лат. motor приводящий в движение)−двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; термин применяют чаще к движениям, обусловленным сокращением гладкой мышечной ткани стенок полых органов. [11]
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Таким образом, ручная моторика−совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. [14] Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, В.П.Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими и взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на развитие самосознания (Р.Л. Левина).
Е.В. Шереметьева рассмотрела понятие отклонения в овладении речью, а также типологию отклонений в овладении речью. [17]
Ручная моторика развивается естественным образом в специально организованной среде, начиная с младенческого возраста в структуре моторной сферы. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.
Н.А.Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.[1]
Ранняя диагностика развития ручной моторики детей раннего возраста, точное определение характера и степени отклонения речевого развития, является основой эффективности коррекционной работы. Предлагаемые методики обследования ручной моторики таких авторов как: Г.А. Волкова, Н.В. Нищева, Н.А. Рычкова успешно применяются в диагностировании как в раннем возрасте, так и в дошкольном возрасте.
Г.А.Волкова предлагает следующие задания для обследования состояния ручной моторики [3]:
−положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
− поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.
−сжать кулаки — разжать;
− похлопать в ладоши;
− сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой рука, затем наоборот;
−согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.
−отбросить мяч от груди,из-за головы двумя руками;
− бросить мяч взрослому двумя руками. [3]
Н.В. Нищева предлагает обследование моторики рук по следующим критериям [7] :
−Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук).
−Кинетическая основа движений (Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой)
А так же обследование манипуляций с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки). [7]
Так же проверить ручную моторику можно с помощью методики Н.А. Рычковой. [15]
Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности). [15]
Предлагаются следующие задания:
Сжать пальцы в кулаки.
Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).
Переплести руки «в замок».
Выполнить пробу «корова-коза».
Обследование действий с предметами включает такие задания:
Выложить узор из мозаики.
Самостоятельно застегнуть пуговицы.
Нанизать на нитку бусинки.
Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.
Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).
Важная роль в коррекции отклонения речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям.
Развитие ручной моторики− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику.
Систематически грамотно выстроенная коррекционная работа направленная на развитие ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позволяет повысить эффективность предупредительного воздействия.
Литература.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ М.: Наука, 1990.
Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность / под ред. А. В. Гервера. — М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928.
Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи . —— СПб.: Книгоиздательство "Сайма", 1993
Ермакова И.А., 2008.
Лурия А.Р. ,2003.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ - СПб.: МиМ, 1998 - 192 с.
Нищева Н.В., Протокол обследования к речевой карте.
Павлов И.П. Мозг и психика: избр. психол. тр. / И.П. Павлов // Под ред. М.Г. Ярошевского. М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», НПО «МОДЭК», 1996.-320 с.
Павлов И. П. Собрание сочинений – М., 1951 – Книга 2, —188 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с франц / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 526 с.
А.М. Прохоров. 1997.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга (Попытка ввести физиологические основы в психические процессы / И.М. Сеченов // ред. Х.С. Коштоянц. М.: Б.и., 1952. - 231 с.
Селиверстов В.И. 1997.
Рубинштейн С.Л. 1946.
Рычкова Н.А. 2000.
Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка // Проблемы речи и психолингвистики.– М.: МГПИИЯ, 1971.
Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста // Дефектология. — 2007. — № 2.