Сегодня факторинг в России является актуальной и востребованной услугой – все больше компаний внедряют механизм факторинга в расчеты со своими контрагентами, поскольку этот инструмент позволяет значительно увеличить обороты компании без существенных изменений сложившихся бизнес-процессов.
Факторинг - комплекс финансовых услуг, включающий полностью или по отдельности следующие составляющие[3]:
финансирование оборотного капитала;
покрытие кредитного риска;
учет дебиторской задолженности;
сбор (взыскание) дебиторской задолженности.
В операции факторинга обычно участвуют три лица:
Фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования,
Кредитор (поставщик товара),
Дебитор (покупатель товара) .
Первоначально поставщик, выступающий в роли клиента банка или факторинговой организации, заключает с ней договор и передаёт право требования долга по поставке. Отношения, возникающие из договоров факторинга, в основном регулируются нормами главы 43 «Финансирование под уступку денежного требования» ГК РФ. Банк, в свою очередь, берёт на себя обязательство по взысканию с покупателей денежных средств за поставленный товар и предоставление своему клиенту (поставщику) 80-90% стоимости отгрузки сразу после отгрузки товара. Это позволяет клиентам (поставщикам) сразу использовать полученные средства для финансирования своего оборотного капитала. Оставшиеся 10-20% являются резервными и депонируются на отдельном счёте на случай возможных претензий со стороны покупателя относительно качества отгруженной продукции. Данная сумма возмещается поставщику в момент поступления платежа от покупателя[8].
Факторинг выгоден всем сторонам. Продавец (поставщик) сразу получает свои деньги. Покупатель может сначала получить товар, убедиться, что он платит за то, что заказывал, и только потом произвести оплату. Фактор получает свой заработок как посредник[1].
Процесс факторинговой операции схематично представлен на (Рис.1).
Рисунок 1 Схема факторинговой операции
поставщик поставляет продукцию покупателю с отсрочкой платежа, 2) поставщик предоставляет право требовать долг у покупателя Фактору. За это Фактор получает часть от задолженности, которая носит название авансовый платеж. Авансовый платеж не фиксирован и может достигать даже 90% от суммы задолженности, 3) поставщик получает аванс от фактора, 4) покупатель возвращает деньги фактору, 5) фактор остаток средств отправляет поставщику (за минусом своих комиссионных и суммы аванса).
При этом за предоставление факторинговой услуги Фактор взимает определённую комиссию, которая формируется из нескольких составляющих. Во-первых, 15-20% от суммы счёта-Фактора (за рубежом – 1,5-3%) составляет непосредственно сама факторинговая комиссия. Её размер может варьироваться в зависимости от величины суммы долга, степени риска, а также от объёма посреднических работ. Кроме того, со дня выдачи аванса и до дня погашения задолженности банк начисляет процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассовых счетов. Величина процента, как правило, на 1,5-2,5% превышает размер ставок на денежном рынке краткосрочных кредитов либо на 1-2% превышает учётную ставку, устанавливаемую ЦБ РФ.
Финансово-экономическая цель факторинга - ускорение финансового оборота, увеличение выручки за счет экспоненциального роста продаж и предотвращение кассовых разрывов при осуществлении поставок с отсрочкой платежа (товарный, коммерческий кредит)[7].
Плюсы факторинга и отличия факторинга от кредита
Таблица 1 Основные отличия факторинга от кредита[1]
Кредит |
Факторинг |
как правило, выдается под залог |
не требуется обеспечения |
возвращается банку заемщиком |
погашается из средств, выплачиваемых дебитором |
выдается на фиксированный срок |
выплачивается на срок фактической отсрочки платежа |
выдается в обусловленный договором день |
выплачивается в день поставки товара |
выдается на заранее обусловленную сумму |
размер финансирования не ограничен и может увеличиваться пропорционально росту объема продаж |
необходимо оформлять/предоставлять большое количество документов |
факторинговое финансирование выплачивается при предъявлении счета-фактуры и товарной накладной |
банк не оказывает заемщику никаких дополнительных услуг |
сопровождается управлением дебиторской задолженностью |
Факторинг выгодней кредита. Поставщик работает с разными покупателями и не может точно знать объем партий товара, которые понадобятся каждому из них, а также возможные сроки оплаты товара.
Иными словами, поставщик не способен точно определить, когда именно ему понадобятся деньги, и какая сумма будет нужна. При этом кредит выдается на фиксированный срок и на оговоренную договором сумму. Подписывая договор факторинга, поставщик получает от Фактора согласие выплачивать аванс за поставленный товар всякий раз, когда это нужно поставщику[8].
Недостатки факторинга- высокая стоимость и включение НДС в факторинговое вознаграждение.
На Рис. 2 представлена диаграмма оборотов и график темпов роста рынка факторинговых операций в России за период 2009-2015 гг.[2]
Рисунок 2 Обороты и темпы роста факторингового рынка в России
Факторинговые услуги пользуются сейчас в России наибольшей популярностью. Основную долю занимает факторинг с регрессом, хотя на Западе наиболее распространенная схема факторинга – без регресса. Это объясняется тем, что предлагать эту схему клиентам выгоднее за счет более низких для Факторов рисков.
К концу 2014 года обороты рынка факторинга достигли 2,05 трлн. руб.
В 2015 г. падение потребительского рынка привело к сжатию рынка факторинга.Хуже всего пришлось торговцам автомобилями и электроникой. Снижение объемов факторинга по этим сегментам составило более 40%. Кроме того, факторинговые компании также сами снижали объемы финансирования, тщательнее выбирая клиентов и дебиторов[2].
Рынок факторинга по итогам 9 месяцев 2015 года заметно сократился по сравнению с теми же месяцами 2014 года. Оборот факторинговых компаний за это время снизился на 13,4%, до 1,2 трлн рублей, а совокупный факторинговый портфель — на 21%, до 232 млрд рублей.
В 3 квартале 2015 года российские Факторы выплатили 866 млрд. рублей финансирования 4,5 тысячам клиентов, обработали 5,2 млн. поставок в адрес 13 тыс. покупателей-дебиторов. Число активных клиентов за прошедшие 9 месяцев снизилось на 44%, дебиторов – на 37%.
Доля просроченных активов на срок свыше 180 дней в портфелях 11 Факторов, предоставивших данные о просрочке, в третьем квартале увеличилась до 2,6 млрд. рублей и составила 4,9% от совокупного портфеля респондентов.
Среди Факторов наибольшие доли в обороте рынка по итогам 9 месяцев 2015 года занимают ВТБ Факторинг (23%), Промсвязьбанк (20%), Банк «ФК Открытие» (9%) и Альфа-Банк (8%)[2].
Доли видов факторинга в обороте рынка распределились следующим образом: факторинг с регрессом – 55%, факторинг без регресса – 31%, без финансирования – 13%, доля международного факторинга – 1%. В структуре международных операций за 12 месяцев объем экспортного факторинга вырос на 600 млн. рублей до 2,7 млрд. рублей (+30%), объем импортного факторинга снизился на 7 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей (-57%).
Консенсус-прогноз роста оборота рынка факторинга в 2015 году по итогам опроса десяти Факторов в октябре 2015г. – минус 12% по сравнению с 2014 годом, что соответствует 1,84 трлн. руб. по обороту.
В 2016 году падение рынка факторинга, по мнению экспертов, остановится и сменится «боковым трендом» в положительных значениях (рост до 7%) по сравнению с 2015 г.
Россия присоединилась к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям в мае 2014г, что окажет положительное влияние на увеличение доли факторинга в ВВП страны и на поддержку малого и среднего бизнеса в России[8].
Кризис может подстегнуть развитие факторинга
Какую роль играет факторинг в условиях экономической неопределенности? Факторинг - это комплекс услуг, помимо финансирования, включающий в себя покрытие риска неоплаты покупателем и администрирование портфеля дебиторской задолженности. Для пользователя факторинга это обозначает снижение рисковой составляющей ведения бизнеса. В условиях экономической нестабильности, данный факт делает факторинг более актуальным инструментом для компаний, чем классические кредитные продукты. Внедряя факторинг в бизнес-процессы, организация понижает риски, которые несет в рамках своей операционной деятельности. Фактор выступает третьей стороной в сделке и способствует формированию между продавцом и покупателем более крепких и устойчивых взаимосвязей[9].
Перспективы использования факторинга как стабилизационного государственного финансового инструмента высокие. Факторинг может быть особенно эффективен в социально-значимых отраслях экономики, таких как, например, обеспечение населения лекарственными средствами, продуктами питания и товарами народного потребления. Здесь факторинг может являться инструментом, который гарантирует стабильное взаимодействие между производителями, дистрибьюторами и ритейлом.
Кризис вынуждает малый бизнес искать новых партнеров и осваивать финансовые продукты. В частности, торговые и производственные компании, желая снизить риски неплатежей, все больше стремятся к сотрудничеству с крупными торговыми сетями[9]. Работа с торговыми сетями – это престижно и выгодно. Крупныеритейлеры обеспечивают стабильный объем заказов и быструю оборачиваемость товара. Кроме того, сегодня крупные торговые сети можно отнести к самым надежным партнерам в торговле: риск, что в один прекрасный день крупный ритейлер растворится в пространстве, не оплатив товар, ничтожен.
Но сотрудничество с ритейлером предусматривает ряд обязательств для поставщика, и зачастую – весьма жестких. «Зайти» в сеть под силу далеко не каждой компании малого бизнеса. Главное условие, которое предъявляют торговые сети, – отсрочка платежей, которая может достигать четырех месяцев. Кроме того, ритейлер может потребовать от поставщика предоставлять определенный ассортимент и большой объем товара. Такие условия требуют от поставщиков серьезных финансовых ресурсов, и найти их необходимо в короткий срок.
В принципе, факторинг выгоден всем сторонам процесса. Торговые сети понимают, что его доступность для поставщиков – это залог наполняемости их полок. Соответственно, чем стабильнее бизнес поставщиков, тем больше разнообразного и качественного товара может предложить своим покупателям ритейлер. К тому же торговым сетям выгоднее работать с небольшими компаниями, которым они могут диктовать условия, чем с крупной компанией, которая, придя на их место, будет предъявлять требования уже самому ритейлеру[9].
Список использованных источников
1.Емельянов В.Ю. Факторинг и факторинговые отношения в финансовой системе, Вестник СамГУ 2014. № 6 (117). С.166-173.
2.Информационный обзор рынка факторинга по итогам 2014 г [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.mspbank.ru/userfiles/files/afc-1q2014_final.pdf 1
3.Конвенция УНИДРУА о международном факторинге[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sta-logistic.ru/infocentre/legal/mezhdunarodnoe_zakonodatel_stvo/mezhdunarodnaja_torgovlja/konvencija_unidrua_o_mezhduna/
4.Кризис может подстегнуть развитие факторинга [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.factoringpro.ru/index.php/f_press_menu/4006-crisis-factoring
5.Оборот рынка факторинга за 6 месяцев 2015 года снизился на 16% [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.siora.ru/analitika/oborot-rynka-faktoringa-za-6-mesyacev-2015-goda-snizilsya-na-16
6.Факторинг и факторинговые отношения в финансовой системе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vestnik.samsu.ru/index.php?c=issueArticle&articleId=927&issueId=32&serieId=3
7. Факторинговые операции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/7605-faktoringovye-operacii
8.Факторинг сдал. Рынок перешел от замедления к падению. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.kommersant.ru/doc/2725503
9. Факторинг [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://kcbux.ru/Statyy/st-045_faktoring.html