Слово «аргументация» восходит к латинским словам (аrgumentum, arguo), означающим «пояснение», «проясняю». Аргументацию можно определить как социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зрения, представленную системой утверждений, направленных на достижение одобрения у определенной аудитории [1]. А.Г. Брутян рассматривает аргументацию как «способ рассуждения, в процессе которого выдвигаются некоторые положения в качестве доказываемого тезиса; рассматриваются доводы в пользу его системности и возможные противоположные доводы; дается оценка основаниям и тезису доказательства, равно как и основаниям к тезису опровержения; опровергается антитезис, доказывается тезис, создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса» [3].
В аргументации отчетливо прослеживаются следующие компоненты:
деятельность, направленная на создание высказывания или текста определенной структуры, включающей в себя тезис, доводы (представленные аргументами), вывод;
мыслительная деятельность, направленная на выявление причинно-следственных связей и выбор верных аргументов;
социальная деятельность, направленная на другого человека или людей с целью усиления или ослабления чьих-либо убеждений;
Именно последний компонент отличает аргументацию от рассуждения и придает этому виду высказывания конкретную цель – убедить собеседника в своих суждениях. Деятельность, направленная на формирование у подрастающего поколения аргументативных умений, будет способствовать требованиям современного образования вырастить разумного, активного человека, способного думать, анализировать, принимать решения, высказывать и отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты, ориентироваться в новых и непростых условиях жизни.
Вопрос о природе детских рассуждений долгое время оставался спорным в трудах многих ученых. Некоторые зарубежные психологи высказывали мысль, что дошкольник не способен к логическому мышлению, что он не может рассуждать последовательно и непрерывно впадает в противоречия с самим собой и с действительностью, не замечая этого. По мнению В. Штерна, рассуждение ребенка-дошкольника идет от частного к частному, минуя обобщение. Ж. Пиаже полагает, что дошкольник в своих рассуждениях алогичен; упоминая пресловутый «эгоцентризм», ученый объясняет отсутствие у детей потребности в доказательствах. П.П. Блонский считает, что такие детские свойства, как подражательность, внушаемость, доверчивость, послушание, создают отсутствие предпосылки для того, чтобы доказательства заметно фигурировали в жизни маленького ребенка. Точнее говоря, эти свойства делают ребенка не нуждающимся в доказательствах. Тем не менее, ученый признает, что дошкольники способны логически мыслить, а ближе к школьному возрасту у детей появляется спонтанная аргументация [2].
Достаточно широко распространено мнение о недоступности рассуждений дошкольникам (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.) в связи со сложной структурой данного типа речи. Однако в исследованиях отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. В своих работах А.В. Запорожец доказывает, что у дошкольника интеллектуальные процессы приобретают относительную самостоятельность и имеют форму особых теоретических действий-рассуждений. По его мнению, ребенок преддошкольного возраста, обобщая наблюдаемые явления, не ставит перед собой специальных познавательных задач. Его обобщения есть, так сказать, побочный продукт практических игровых действий. Впервые особая познавательная задача начинает выделяться в дошкольном возрасте. Характерным выражением ее возникновения являются бесконечные «почему?», которые касаются самых разнообразных сторон действительности [5]. Таким образом, при благоприятных условиях у ребенка-дошкольника формируются довольно сложные формы рассуждения. Постепенно он научается самостоятельно мыслить, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью и не впадать в противоречия.
Зависимость уровня понимания причинности от детского опыта и от обучения исследовал Л.А. Венгер. В его исследованиях доказано, что к шести годам дети пытаются строить рассуждения об объектах и явлениях окружающего их мира, основываясь на мыслительных операциях анализа и синтеза, а не только на основе фактов заученной аргументации.
Таким образом, наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показывают, что дети в этом возрасте способны понять причинность окружающего мира и достаточно правильно объяснить ее на основе наглядно-действенного мышления, опираясь на накопленную сумму знаний об окружающем. Эти исследования как нельзя лучше показывают нам возможность и необходимость обучения детей аргументативным умениям. При этом, одним из обязательных условий успешной работы является накопление детьми знаний об окружающем мире, формирование умений выделять характерные признаки предметов и явлений и устанавливать логические связи между ними. Работа по формированию аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста должна проводиться в тесной связи с их познавательным развитием.
Вместе с тем, в последнее время у детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться снижение исследовательской активности, стереотипизация познавательных действий, стремление получать от взрослых готовые ответы без дополнительных интеллектуальных усилий. В связи с этим, перед педагогом встает задача поиска таких форм детской активности, которые бы поддерживали детскую инициативу, способствовали бы развитию познавательной активности детей и создавали предпосылки для формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, такой формой детской активности является проектная деятельность.
«Проект» – это метод организованного педагогом освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей [6].
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат [4].
Метод проектов – это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся методикой проектной деятельности, разработанной Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса. Данная методика выделяет три вида детских проектов: исследовательский, творческий, нормативный. Каждый из них обладает своими особенностями, однако всем видам проектов присущи и общие черты.
Остановимся подробнее на возможности формирования аргументативных умений в процессе работы над детскими проектами. На наш взгляд, обучение аргументативным высказываниям целесообразно начинать с кратковременных исследовательских проектов.
Структура исследовательского проекта очень близка по своему содержанию аргументирующей речи: на первом этапе происходит создание проблемной ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи; на втором этапе ребенок понимает, что существуют разные точки зрения, встает перед выбором, делает предположение; затем происходит отбор аргументов; непосредственная проверка выдвинутых предположений, анализ полученных фактов и вывод.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания [4].
В начале проектной деятельности педагог создает проблемную ситуацию для всех детей и в итоге обсуждения интересующей темы формулирует исследовательский вопрос, или наблюдает за деятельностью детей и выявляет сферы интересов каждого ребенка. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются. Например, в рамках тематической беседы о животных жарких и северных стран у детей может появиться масса вопросов: «почему у жирафа длинная шея?», «где спят пингвины?», «впадает ли белый медведь в спячку?», «кто такой окапи?» и так далее. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса. Именно этот этап является тем самым посылом, который способствует активной мыслительной деятельности ребенка, предполагает поиск путей решения проблемы, выявление причинно-следственных связей, желание получить ответ.
Далее раскрывается важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок самостоятельно или с поддержкой взрослого проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Значимость этого этапа заключается в том, чтобы показать ребенку, что существуют разные точки зрения (одна из которых принадлежит ребенку), чтобы поставить ребенка перед выбором правильного ответа. Задача педагога на данном этапе позволить ребенку высказать свою точку зрения, снять боязнь неправильных высказываний, дать им ощущение радости открытий, возможность свободного обсуждения разных вариантов решения проблемы. Следующая страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Чаще всего ребенок опирается на собственный опыт и представления или отдает предпочтение наиболее значимому для него участнику опроса. В этот момент перед ребенком встает задача правильного выбора. Необходимо подвести детей к мысли о том, что многие ответы на вопросы требуют доказательств или объяснения причин и следствий, и чем больше приведено доказательств или аргументов и сделан вывод, тем легче решить проблемную ситуацию или ответить на вопрос.
Продолжение проекта посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. Важно показать ребенку варианты поиска и отбора нужной информации. Анализ данных мониторинга показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении. Поэтому не менее важной является страница, на которой ребенок дает оценку различным позициям участников проекта и выбирает наиболее правильную, с его точки зрения. Подобная задача способствует повышению объективности у детей: хотя ребенок может одинаково любить всех участников диалога, он вынужден перейти от эмоционального отношения к оценке полученной информации, то есть выполнить исследовательскую задачу [4]. Именно в этот момент формируется основная часть аргументативной композиции – доказательство тезиса при помощи аргументов, именно здесь ребенку придется выбрать убедительные и верные аргументы. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показывают, что зачастую, ребенок, дав верный ответ на вопрос, на просьбу взрослого объяснить свой выбор, стремится поменять его на другой, неверный. Это говорит о том, что ребенок зачастую не может подобрать аргумент, для подтверждения своей точки зрения, что в свою очередь провоцирует неуверенность в собственных силах. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции, то есть получить доказательство. Для того чтобы подтвердить свою точку зрения, ребенок может собрать дополнительную информацию и сопоставить ее с имеющимися сведениями. Для этого можно совместно с родителями или педагогом обратиться к книгам, телепередачам, интернету, то есть выйти за пределы привычного окружения.
Третий этап – защита проектов является очень важным для получения ребенком навыка уверенно и убедительно доказать свою точку зрения, так как все предыдущие этапы способствовали созданию ребенком аргументативной композиции. Получив самостоятельно ответ на вопрос, отобрав убедительные аргументы, дошкольник находится в ситуации успеха и готов не только поделиться своим знанием с товарищами, но и убедить их в правильности своего ответа.
Таким образом, при грамотном подходе педагога, метод детских исследовательских проектов содействует развитию познавательной инициативы детей, помогает им научиться из большого потока информации отбирать нужные для доказательства аргументы, создавать тексты «аргументирующего» типа, убедительно выступать перед сверстниками, получив в доказательство проверенные факты. Проектная деятельность является эффективным средством развития детской активности, способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста аргументативных умений.
Литература
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М.: Изд-во Московского университета, 1991. – 150 с.
Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. –1964. – № 3.
Брутян Г.А. Аргументация. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. – 105 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
Запорожец А.В., Луков Г.Д. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста // Культурно-историческая психология. – 2007. – №1. – C. 101-108.
Пьянкова Л.А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения // Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г. / сост. : Е.А. Пахомова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67-70.