Современному обществу свойственно великое множество проблем различной направленности. Однако наибольшее опасение в настоящее время вызывает стремительно увеличивающееся количество людей, страдающих различными заболеваниями. С нашей точки зрения, основной причиной данного процесса является прогрессирующий культурный кризис общества и, как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом.
Здоровье человека, его сохранение и укрепление как проблема интересовала исследователей на протяжении многих столетий. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на сохранение собственного здоровья - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы различной направленности: особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания и пр.
Пожалуй, одними из самых известных ученых современности, занимающихся разработкой различных аспектов здоровья человека и оздоровления являются В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, О.С. Осадчук, З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд, В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.И.Пономарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.
Так, в своих исследованиях И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к здоровью на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций здоровья - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности быть здоровым, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Большое значение в создании благоприятных условий для сохранения здоровья играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование осознанного отношения к своему здоровью.
На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здоровья подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.
Формирование потребности заботиться о собственном здоровье во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко, Н.Г.Веселова и др. Значительное внимание проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ уделено в исследованиях С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной и др.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались С.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей.
Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной и др. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы.
Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.
Привычка заботиться о собственном здоровье аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.
Как показывает практика, перечень форм и методов работы, направленный на оздоровление детей является унифицированным и достаточно традиционным для значительного количества дошкольных учреждений нашей страны.
Так, наряду со специфической профилактикой, состоящей из различных противоэпидемических мероприятий, предупреждающих возникновение инфекционных заболеваний, все большее распространение получает неспецифическая профилактика, направленная на повышение защитных сил организма. В основе неспецифической профилактики лежит обширный комплекс оздоровительных мероприятий: выполнение санитарно- гигиенического режима, систематические занятия по развитию двигательных умений и навыков работы. Существенная роль принадлежит мероприятиям по закаливанию.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести: организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; организацию питания; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.
Система общеоздоровительных мероприятий включает: обучение детей уходу за своим телом, закаливание, витаминизацию блюд, фитопрофилактику, натуропатию, освоение упражнений психосаморегуляции состояния, оптимизацию двигательной деятельности детей.
В целях предупреждения заболеваемости детей во всех группах применяем различные лечебно-профилактические процедуры: точечный массаж, ингаляции, витаминотерапия, ароматерапия. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями позволяют проводить углубленную работу по оздоровлению. Широко используется в работе фитобар.
Большое оздоровительное и воспитательное значение придается обучению плаванию. Дети с двух летнего возраста допускаются в бассейн. Как правило, в младших и средних группах проводится одно занятие по подгруппам по 6-8 человек 1 раз в неделю по 15 минут, в старших подготовительных группах 2 занятия в неделю по 20 минут по подгруппам по 8-10 человек.
Повышению работоспособности и развитию защитных сил организма к неблагоприятным фактором внешней среды способствуют физические упражнения, проводимые на свежем воздухе в течение года: утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения.
Занятия подобного рода несут в себе определенную "оздоровительную дозу" в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Контроль за нагрузкой осуществляет медсестра.
Несомненно, необходим систематический медико-педагогический контроль за проведением прогулок в ДОУ, как одной из самых действенных форм закаливающих процедур в повседневной жизни. Именно повышенная двигательная активность детей оказывает многостороннее оздоровительное воздействие на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, координацию и пр.
В начале и в конце года необходимо проводить диагностику показателей физического развития детей дошкольного возраста. Помимо измерения параметров, значительное внимание должно отводиться наличию осознанных представлений у дошкольника о своем теле, необходимости заботы о своем здоровье и конкретных методах ее проявления.
Огромное значение в ДОУ необходимо отводить методической работе с педагогическим коллективом. Так, на педагогических советах, консультациях, семинарах особое внимание необходимо уделять рассмотрению именно аспектов оздоровления дошкольников, профилактики различных заболеваний. Здесь весьма существенная роль отводится обмену и заимствованию опыта по данной работе у других образовательных учреждений, выбор тех форм работы, реализация которых реальна и доступна для ДОУ.
Для достижения положительной динамики в деле оздоровления дошкольников пристальное внимание необходимо уделять работе с семьей ребенка. Традиционными стали спортивные мероприятия, совместные физкультурные праздники – досуги "Папа, мама, я - спортивная семья", "01 спешит на помощь", "День защиты детей", "Праздник Нептуна" и др.
Кроме того, необходима регулярная работа с родителями по вопросу оздоровления дошкольника через организацию собраний, консультаций, проведения семинаров-практикумов на темы: "Закаливание детей в повседневной жизни", "Единство детского сада и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка", "На отдых всей семьей", "Профилактика ОРЗ методами рефлексотерапии" и пр.
Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, взаимосвязь всех средств физического воспитания с лечебно оздоровительными мероприятиями, повышение двигательной активности детей в течение всего дня, целенаправленная связь с семьей позволяют не только сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста, но и сформировать ценную мотивацию на формирование собственного здоровья.
Список использованной литературы:
Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
Педагогика и психология здоровья [Текст] / Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников [Текст] / Т.Е. Сергиенко // Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] /А.М. Сивцова // Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.