Понятие «гражданин» с глубокой древности соотносилось с интересами людей, живущих на одной территории, находящейся в пределах определенных границ, и имеющих общие органы управления. Понятие «гражданственность», возникнув в городе-государстве Афины, соотносилось со словом «город», при этом имелся в виду город, обнесенный крепостной стеной – «оградой».
В. И. Даль в «Толковом словаре живого русского языка» раскрыл два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский»; «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». При этом понятие «гражданственность» он определил как «состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
С конца XIX века до наших дней система гражданского воспитания в России прошла в своем развитии ряд этапов. Охарактеризуем эти этапы.
I этап - конец XIX – начало XX в. - гражданское воспитание основывалось на идеях «солидарности» (П. Л. Лавров), «братства», «соборности, всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), представлениях о человечестве как о «едином деятеле» (Н. Ф. Федоров).
На этом этапе отечественные педагоги пришли к выводу о том, что гражданское воспитание «имеет целью воспитание личности, которая смотрела бы на себя как на творческую силу, способную вести общество к достижению его идеалов и потому ответственную за его настоящее и будущее» (Е. Ефимов). Был выдвинут тезис о призвании человека: «благо государства обусловливается добросовестным стремлением каждого отдельного гражданина соответствовать своему призванию» (Н. Е. Румянцев). Разрабатывалась проблема воспитания гармонично развитой (П. Ф. Каптерев), самостоятельной личности.
II этап – 1917 г. – 1928 г. - преемственность в развитии идей гражданского воспитания была прервана. «Идея сплоченности, воспринятая советскими педагогами от предшественников, в расколотой на враждующие классы стране соотносилась не с ее народом, а с пролетариатом всех стран, что соответствовало установке на борьбу за мировую революцию».
В течение этого периода под влиянием политических событий в стране происходили изменения в теории гражданского воспитания. Изменялись основополагающие идеи гражданского воспитания, соответственно, изменялась и трактовка основных понятий. Так в первые послереволюционные годы гражданственность в педагогической литературе определялась как «пролетарская классовая солидарность», гражданин характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
В годы гражданской войны в теорию гражданского воспитания были внесены значительные коррективы:
- в структуру гражданского воспитания было включено развитие «массовой гражданской самодеятельности»;
- гражданственность определялась как «государственный патриотизм», т.е. готовность к принятию на себя ответственности за сохранение и укрепление государства; к сплочению, самоорганизации, самостоятельным инициативным действиям в интересах страны;
- важными характеристиками гражданина признавались такие качества, как «организационно-управленческое мышление, владение навыками управленческо-исполнительской деятельности».
Гражданское воспитание в начале XX века раскрывалось как процесс вхождения школьников в практику управления обществом, включающего в себя подготовку к выполнению им властных полномочий, и исполнительских функций, и функций хозяина, и труженика, развитие способности быть и субъектом управления и его объектом». Это свидетельствует о зарождении в советской педагогике идеи воспитания активных, деятельных членов гражданского общества.
Отечественная педагогическая наука этого периода акцентировала внимание общества на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего Отечества, а любовь к Родине выражается в высокой жизненной активности, направленной на ее благо. Важная роль в гражданском воспитании принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению.
В ряде докладов и статей задачу воспитания граждан выдвигает С. Т. Шацкий. По его мнению, каждый ребенок с детства должен не только готовиться в будущем стать гражданином, но уже чувствовать себя гражданином страны сегодня, включаться в разнообразную деятельность на благо Родины: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин».
Начиная с середины 1920-х годов под влиянием Конституции СССР, принятой в 1924 г., в теории гражданского воспитания наблюдается процесс «устранения издержек революционного романтизма и крайностей идей разрушения старого мира». Гражданственность на этом этапе трактуется как «общественно-государственный патриотизм», соотносится с понятиями многонациональное государство», «политический строй», «право», «трудовое сообщество», представляет собой единство духовно-нравственных составляющих личности.
В 1920-е гг. в стране имелись достаточные условия для формирования гражданского общества и развития гражданского сознания новых поколений, перед которыми общество ставило грандиозные задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Педагогическая наука этого периода внесла большой вклад в постановку и разработку новых подходов, методов и средств гражданского воспитания.
III этап – 1928 - март 1953 г. - характеризуется сокращением самодеятельных начал в жизни общества, связанным с проявлениями культа личности. С переходом к коллективизации сельского хозяйства и провозглашением «наступления социализма по всему фронту» понятие «гражданское воспитание» было поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» сохранилось лишь в трудах А. С. Макаренко, исчезнув из словарей и справочной литературы.
В своей книге «Воспитание гражданина» А. С. Макаренко наметил пути воспитания гражданина. Главными сторонами личности он считал наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами.
Подлинное проявление сущности гражданина А. С. Макаренко видел в единстве сознания и поведения. Истоки гражданского воспитания, по его убеждению, заключаются в организации единого детского трудового коллектива. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности и способности.
IV этап - март 1953 – 1964 гг. (времена «оттепели») - в этот период происходит зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах и обращение к идее трудовой политехнической школы как способной наиболее успешно формировать гражданина. Один из выдающихся педагогов того времени В. А. Сухомлинский, считал, что гражданственность «имеет своими истоками красоту» и формируется на основе выработки простых норм нравственности – честности, человечности, трудолюбия. Идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах, проходит через все педагогическое творчество этого великого педагога.
Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского получили свое развитие в педагогической деятельности его последователей - Е. Н. Ильина, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова. Они считали, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности - ее гуманистическая сущность. Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В. А. Сухомлинского и его последователей подготовили почву для последующего поиска новых основ гражданского воспитания.
V этап – 1965 – 1985 гг. - характеризуется усилением консервативности политического руководства страны и ослаблением трудовой направленности гражданского воспитания. На этом этапе рассматривались проблемы гражданской и мировоззренческой направленности обучения, внеклассной и внешкольной деятельности (Р. М. Рогова, Г. Н. Филонов); взаимообусловленности гражданского и трудового воспитания (Ю. П. Сокольников); формирования дисциплины (В. Е. Гмурман); повышения роли школьных пионерских и комсомольских организаций в гражданском становлении личности.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XX века было начато коллективное исследование «Воспитание гражданина» с участием ученых нескольких научно-исследовательских институтов под руководством Г. Н. Филонова. Происходит все более полное выявление нравственной составляющей гражданственности. В педагогике этого периода накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода к нравственному воспитанию.
На VI этапе - 1985 - 1995 гг. происходит кризис гражданского воспитания в связи с коренной, часто необоснованной, ломкой всего созданного ранее. На смену гражданскому воспитанию пришло идейно-политическое, целью которого было «формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни».
В этот период были утрачены прежние системные, коллективообразующие основания воспитательного процесса. Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации. Оказавшись в новой рыночной среде без государственной поддержки, они не могли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи.
VII этап – конец 90-х годов XX века - период введения граждановедческих курсов, главные содержательные линии которых: государство, общество, демократия, права человека, примеры высокой гражданственности в деятельности выдающихся исторических личностей. На этом этапе вновь начинает оформляться содержательный компонент гражданского воспитания [20, с. 80].
VIII этап - с 2000 г. по настоящее время - характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества и будущего страны. Важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.
На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».
Основной задачей гражданского воспитания является формирование гражданственности у подрастающего поколения. Гражданственность на современном этапе определяется как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным».
Современный Политический словарь дает следующую трактовку этого понятия: «гражданственность – качество, свойство человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и свободами, выполнять свои обязанности. Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм».
Г. Н. Филонов определяет гражданственность как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении к деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, свободной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности».
Ю. Н. Никифоров, А. Н. Скалина в своей работе «О понятии "гражданственность"» указывают на то, что в российском понимании гражданственности, в отличие от западного, акцент делается на духовно-нравственных объединяющих началах. В западном же контексте приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.
В исследовании Л. В. Кузнецовой «Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.» гражданственность определяется как «интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным». Это определение на современном этапе является общепризнанным.
Таким образом, проведенный нами историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что современной российской школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания подрастающего поколения. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, трудовым воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. С начала XX века до наших дней система гражданского воспитания в России развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как интегративного качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства и чувство собственного достоинства. На разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания в отечественной педагогике расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе являются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.
Список использованной литературы:
Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003. - 234 с.
Врублевская, Е. А. Быть гражданином [Текст] / Е. А. Врублевская // Народное образование. – 2007. - № 5. – С. 214 - 216.
Гаврилычева,Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа – 2006. – № 12. – С. 10 – 16.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. Т. 1 - М.: Русский язык, 1978. – 925 с.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
Демков, М. И. История русской педагогики [Текст] / М. И. Демков. - 5-е изд., испр. М.: Педагогика, 2004. – 255 с.