В настоящее время различают три вида алалии: моторную, сенсорную и сенсомоторную. Под моторной алалией учеными в области логопедии понимается системное недоразвитие экспрессивной речи, которое выражается затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Локализация поражения головного мозга изучена недостаточно, возможны диффузные и локальные поражения головного мозга. [1- С. 208.].
Исследования В.А. Ковшикова показывают, что ядром нарушения при моторной алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания.[2 – С. 34]. В своих работах Е.Ф. Соботович отмечает, что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.[3 – С. 91].
В процессе изучения курса: алалия, было отмечено обеспечение методическими пособиями в небольшом объеме – это породило необходимость обращению к большему количеству источников и написанию данной статьи.
Симптоматика алалии представляет собой сложное сочетание языковых и неязыковых нарушений. Эти нарушения у разных детей имеют различную качественную и количественную характеристику.
В.А. Ковшиков среди неязыковых нарушений выделяет неврологические и психопатологические нарушения. Одни авторы неврологические нарушения находят у всех детей с алалией (например, Г.В. Гуровец), другие лишь у одной трети детей (например, В. Ландау). [2 – С. 78]. Отсутствие неврологических нарушений, скорее всего можно объяснить компенсоторными возможностями детского организма. Психопатологические нарушения обычно выражены нерезко. Одно из наиболее встречающихся психопатологических проявлений – расстройство произвольного внимания. Значительному числу детей свойственна быстрая утомляемость и низкая работоспособность. Л.С. Волкова описывает у детей с алалией общую моторную неловкость, дискоординацию движений, замедленность или расторможенность движений. Часто у детей с алалией развиваются невротические черты характера, патологические качества личности. У них появляется негативизм, замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т.д. Особенности личности детей с алалией связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом еще больше травмирует психику. [4 – С. 181].
Языковые симптомы В. А. Ковшиков разделяет на нарушение устной речи и нарушения письменной речи. При нарушении устной речи у детей с алалией нарушается лексическая сторона речи, синтаксическая сторона речи на уровне предложения и на уровне развернутого высказывания, морфологические нарушения, фонематические нарушения – дети употребляют ограниченное число фонем, фонетические нарушения – у детей с алалией проявляется легкая «стертая форма» дизартрии. Эти нарушения не связаны с патологией мышления или других психических процессов, а являются следствием не овладения детьми структурно-функциональной стороны языка и системой правил оперирования с языковыми единицами. При нарушении письменной речи наиболее типичными являются дислексия и дисграфия. [2 – C. 83]
Изучая методики коррекционной логопедической работы при алалии у разных авторов, мы увидели, что внимание развитию неречевых процессов уделяется крайне мало, а моторная алалия – это совокупность как речевых, так и неречевых процессов.
Речевые и неречевые процессы взаимосвязаны в онтогенезе, и рассматривать их нужно как единое целое. Внимание, память, мышление развиваются взаимосвязано и являются обязательным условием развития правильной речи. Речевая деятельность требует высокого уровня развития внимания. Развитие памяти необходимо для того, чтобы удерживать те или иные слова, образы. Мышление делает речь последовательной, понятной и логичной. Нарушение неречевых процессов пагубно сказывается на развитии речи в целом, так же и недоразвитие речи, негативно сказывается на дальнейшем развитии неречевых процессов. Эти два понятия взаимозависимы, и развивать их нужно параллельно.
Условием для успешной коррекции алалии является комплексная и многоцелевая направленность, которая будет включать развитие даннх процессов.
Список использованной литературы:
Голик А., Мамцева В. Алалия //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — С. 208.
Ковшиков В.А //Экспрессивная алалия и методы ее преодоления// - СПб.: КАРО,2006. – 304с.
Соботович Е.Ф. // Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)// Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с.
Л.С Волкова, С.Н.Шаховская //Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов// - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.