Рынок минипогрузчиков в Российской Федерации стремительно растет. Особенно популярны в компаниях-застройщиках минипогрузчики с бортовым поворотом. В популярном изложении, это удобные в управлении, компактные, многофункциональные и маневренные агрегаты с независимым управлением колесами обеих бортов [2]. Благодаря этой особенности мини-погрузчки получили свое название.
Все чаще минипогрузчики выполняют роль силового агрегата для привода различных навесных орудий, которых разработано довольно много. С увеличением размеров и мощности машин навесные орудия, которые приводятся в действие их гидросистемой, становятся все более высокопроизводительными и способными выполнять более тяжелые работы.
Российские производители.
В 1991 году Курганмашзавод начал производство лицензионных МКСМ-800 грузоподъемностью 800 кг. Прообразом курганской машины стал UNC 060 словацкого предприятия «ZTS Detva». Сейчас МКСМ-800 предлагается с более чем полутора десятками видов рабочего оборудования, в числе которого несколько типов ковшей, поворотный отвал, приспособления для зимнего и летнего содержания дорог, вилы, буровое оборудование, бетоносмеситель, ковшовое и траншейное экскаваторное оборудование и еще ряд опций. Есть возможность оснащения съемными гусеницами.
Другим отечественным изготовителем является Уралвагонзавод, перенявший в свое время эстафету производства у екатеринбургского завода «Пневмостроймашина». Практически одновременно с Курганмашзаводом Пневмостроймашина и Уралвагонзавод приступили к выпуску ПУМ-500 грузоподъемностью 500 кг.
Основные потребители техники УВЗ - российские предприятия. Менее 10% машин продается в зарубежье, причем не только в ближнем, поставки осуществлялись в Австралию, Канаду и еще ряд государств.
Некоторое время назад воронежский завод «Тяжэкс» предпринял попытку организации производства минипогрузчиков, однако дальше создания опытных образцов дело не пошло.
Производители ближнего зарубежья.
Наши соседи из ближнего зарубежья в разное время тоже имели виды на рынок мини техники с бортовым поворотом, но реально наладить выпуск сумел только минский завод «Амкодор». Так, опытные образцы были созданы Могилевским автозаводом и заводом «Гомсельмаш». Было желание выпускать данный тип техники и у киевского завода «АТЕК», но все ограничилось опытной партией[1].
Американские производители.
Bobcat. Без ложной скромности можно сказать, что мини-погрузчики Bobcat - номер один в мире. По данным компании-производителя, более 50% мирового рынка в производстве данного типа техники принадлежит бело-красным машинам с изображением рыси. На российском рынке Bobcat также в первых рядах: в 2004 году к нам было ввезено 279 машин, в 2005-м - 435. Правда, в прошлом году доля Bobcat в категории импортных машин несколько снизилась - с 79 до 67%, что объясняется общим увеличением импорта данного вида техники [2].
К "фамильным" чертам погрузчиков Bobcat можно отнести поперечное расположение двигателя, привод насосного агрегата клиноременной передачей, цепные бортовые передачи и два варианта стрел: с радиальным и вертикальным подъемом. Треугольная схема рычагов, использованная еще на первом погрузчике этой марки, простая и эффективная. При подъеме груз описывает дугу, что позволяет обеспечить больший, чем у схемы с вертикальным подъемом, вылет на средней высоте.
Mustang. MUSTANG 2076 одна из наиболее универсальных и востребованных на российском рынке моделей. Мощная гидравлическая система, широкий шлейф сменного навесного оборудования делает эту модель одной из самых продаваемых в России. В первой половине 2010 года по данным ФТС уровень поставок на территорию РФ мини погрузчиков MUSTANG составил 17% от общего количества поставленных импортных мини погрузчиков [4].
Caterpillar. В минувшем году третье место среди импортеров занял Caterpillar. Реализация составила 34 машины и увеличилась по сравнению с 2004 годом почти втрое. Заслуживает внимания тот факт, что сменные рабочие органы, которых около полутора десятков наименований, имеют модификации, различающиеся рабочими параметрами. Таким образом, количество вариантов навесок увеличивается в несколько раз [1,4].
Case и Thomas. Определенный успех на российском рынке имеют мини-погрузчики Case и Thomas (Канада). Увы, но погрузчики ведущих брэндов - JCB, Komatsu, Volvo - у нас практически не представлены. Хотя каждая из этих компаний располагает гаммой моделей различной мощности. Как отмечают специалисты указанных фирм, в России конкурировать с Bobcat довольно трудно, в первую очередь по таким параметрам, как цена и ассортимент навесного оборудования. Заметим, что в Европе эти марки продаются достаточно успешно.
Европейские производители.
Locust. По сравнению с Bobcat у словацкой техники Locust доля рынка в нашей стране скромнее, но, тем не менее, эта марка уверенно занимает второе место. Словацкая техника давно пришла на российский рынок, с нее начиналось отечественное производство подобных машин, и сегодня она не собирается сдавать свои позиции. В 2005 году из 800 выпущенных машин 80% нашли своих покупателей за пределами Словацкой Республики, соответственно 17% экспорта пришлось на Россию [1].
Bobek. По итогам продаж в 2005 году за Caterpillar следуют машины Bobek чешской фирмы «Novotny. Объем реализации каждых составил 13 единиц. Упомянутый производитель из Чехии у нас пока еще мало известен[1].
Минипогрузчики Bobek выпускаются трех моделей - грузоподъемностью 800, 1000 и 1200 кг. Машины комплектуются сменными рабочими органами и устройством для их быстрой замены. На них применяются двигатели Zetor и гидравлика Bosch-Rexroth.
Азиатские производители.
Сегодня мини-погрузчики входят в производственную линейку таких китайских производителей, как Liugong, WeCan, Sunward, YTO, Forway, Junlian, Degong, Changlin, Xiagong, Daeshin, Hysoon, Juling, Racoon, Rogone и пр. В числе наиболее популярных сегодня значатся Liugong, Sunward и Forway, на которых мы остановимся более подробно [3].
Sunward. Ковшовые экземпляры с бортовым поворотом серии SWTL/SWL - разработка специалистов этой компании. Конструктивные особенности шасси (топливный бак, шасси и бак для масла гидросистемы объединены в единую конструкцию) делают эти машины из Китая более компактными и надежными. Все модели оборудованы мощными силовыми установками производства Японии, система LUDV позволяет одновременно справляться с двумя и более функциями допоборудования[3].
Liugong. Современные модели этой марки оборудованы системой автоматического выравнивания ковша и системой LUDV для распределения гидропотока с учетом нагрузки.
Не лишняя здесь и система HiFlow, представляющая собой дополнительную гидравлическую разводку, при помощи которой можно подключать различное дополнительное оборудование, потребляющее большой объем жидкости. Грузоподъемность варьируется в пределах 795-1045 кг.
Forway. Китайские машины этой марки наделены оригинальными двигателями Deutz и Perkins[3].
Главный козырь китайской техники заключается в одном слове - цена. Свою роль играют и такие характеристики, как производительность и функциональность, по которым Китай в последнее время буквально дышит в спину действующим конкурентам.
При всех достоинствах машин из Поднебесной их низкая стоимость объясняется не только дешевой китайской рабочей силой, но и качеством используемых для сборки компонентов и материалов. Отсюда другая проблема - необходимость частой замены тех или иных узлов.
Конъюнктура рынка минипогрузчиков сегодня формируется в основном зарубежными производителями, которые подавляют отечественные варианты своим качеством и престижем. В то же время продукция российских фирм предлагается по более низким ценам.
Изучив действующие цены, можно подсчитать, что один из самых популярных отечественных минипогрузчиков, которые обладают параметрами, аналогичными зарубежным изделиям, сегодня стоит меньше американского NewHolland на 7%, белорусского Амкодор на 35%. При этом снижение цены обуславливает ограничение рентабельности выпуска товара, в виду чего ряд отечественных машиностроительных компаний прекратил выпуск минипогрузчиков.
Рисунок 1 - Импорт минипогрузчиков в России.
Таким образом на основе всей представленной информации касательно минипогрузчиков можно сделать определенные выводы. Минипогрузчик сумел произвести настоящий переворот в направлении уменьшения количества ручного труда при проведении работ по погрузке-разгрузке. Возможность применения широкого ассортимента сменного навесного оборудования позволяет сделать минипогрузчик великолепной заменой сразу нескольких специализированных машин.
В феврале 2015 компанией ResearchandMarkets опубликовано новое исследование «Global Skid-steer Loader Market 2015-2019». В докладе говорится о перспективах развития мирового рынка мини-погрузчиков в 2015-2019 годах, а также рассматривается общая ситуация на рынке.
Рынок мини-погрузчиков в последние годы показывает стабильный рост, который будет сохраняться ближайшие четыре (2015-2019). Прогнозируется рост в среднем на 10,35%. В данном исследовании перечислены ключевые мировые производители погрузчиков с бортовым поворотом.
Ключевые мировые производители:
Bobcat
Case
Caterpillar
John Deere
Komatsu
Производители с меньшей долей рынка:
Volvo
Gehl
Hitachi Construction Machinery
JCB
Наиболее перспективные рынки мини-погрузчиков — Россия, Бразилия, Канада, Италия, США.
Рисунок 2 – Сравнительная таблица мини-погрузчиков
Мини-погрузчики, как наиболее универсальная и компактная спецтехника, становятся все более востребованными на арендном рынке. В докладе говорится, что ключевой фактор роста — это стремительное развитие инфраструктуры в городах развивающихся стран.
Библиографический список
1. Обзор рынка самых больших мини-погрузчиков // Мини-экскаватор.ру URL: http://mini-exkavator.ru/articles/mini/~id=153 (дата обращения: 02.04.2015).
2. Спец-автотехника URL: http://спец-автотехника.рф/minibobcat/ (дата обращения: 29.03.2015).
3. СтройМех URL: http://www.ssa.ru/articles/entry/8713E8BB3 (дата обращения: 05.02.2015).
4. Estateline URL: http://www.estateline.ru/news/57771/ (дата обращения: 12.03.2015).