Основой фонематического слуха является слуховое восприятие. Это компонент такого познавательного психического процесса как восприятие в целом. Также фонематический слух обеспечивается такими психическими процессами как внимание, мышление, и в целом способность различения фонем на слух требует определенного уровня зрелости познавательных психических процессов. Однако познавательные процессы умственно отсталых детей характеризуются недоразвитостью, недостаточным объемом, низким уровнем мотивации и слабым контролем. Так как эти особенности значительно затрудняют работу по развитию фонематического слуха, при проведении этой работы с умственно отсталыми школьниками обязательно должны учитываться данные отклонения в познавательной сфере.
Начинать работу по развитию слухового восприятия В. В. Воронкова рекомендует с формирования у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Также она отмечает необходимость в обучении детей слушать и различать голоса некоторых птиц и животных. Это реализуется с помощью стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных [2, c. 7]. Например:
Игра "Путаница"
Цель: Формирование умения слушать и различать голоса животных.
Ход игры: Детям предлагается послушать фрагмент стихотворения К. Чуковского и повторить все звуки, имитирующие голоса животных.
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробушек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Следующий этап, который выделяет В. В. Воронкова - членение высказывания на слова. Работа на данном этапе начинается с усвоения термина «слово». Вначале учитель предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех, т. е. столько, сколько дети могут сосчитать.
С этого момента вводится условно-графическая запись слов. На доске учитель (у себя на парте - каждый ученик) выкладывает столько полосок, сколько названо слов.
Затем вместо натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы, слова условно-графически записывают. Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления [2, c. 8]. Здесь можно использовать игру:
Игра "Сколько слов - столько полосок"
Цель: Отработка навыка выделения слова на слух.
Ход игры:
Учитель: Ребята, послушайте внимательно слова и сосчитайте их. Сколько слов услышите, столько полосок и выложите на парте.
Используем несколько рядов слов: 1. Лошадка
2. Цветок, поляна
3. Книга, тетрадь
4. Ромашка, Василек, Тюльпан
5. Брюки, юбка, платье, рубашка.
Далее учим детей определять количество слов в предложении. Сначала дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке («ситуативные» картинки), или на тему, данную учителем.
- Скажите, что делает Саша? Что делает Миша?
- Саша рисует. Миша пишет.
Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывают одной длинной чертой, указывая его начало и конец. Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись.
Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Предложения сначала составляются из двух, затем из трех и более слов.
Только после этого можно приступить к членению предложения, данного учителем, без предварительного его составления. Произносить его следует с паузами между словами. Условно-графическая запись помогает учащимся более наглядно осознать состав предложения, сделать его анализ [2, c. 8].
Для закрепления навыка членения предложения на слова можно использовать игру:
Игра "Шифровщики"
Цель: Отработка навыка выделения слова из предложения.
Ход игры:
Учитель: Вы еще не умеете писать, но вы умеете шифровать предложения. Давайте поиграем в шифровщиков. Послушайте предложение и выложите его у себя на парте из полосок.
Пример условно-графической записи предложения: Собака ест корм.
.
Миша пошел гулять.
Мама испекла пирог.
Оля нарисовала красивый цветок.
Следующий этап работы - деление слов на слоги. На первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится как о «части слова». Учитель может прочитать рассказ или передать содержание сюжетной картинки, так чтобы некоторые слова, в данном случае имена детей, звучали в послоговой разбивке. «Девочки пошли в лес за грибами. Разбрелись по лесу и стали перекликаться: Ка-тя! Та-ня! Маша!»
- Как девочки зовут друг друга?
- Ка-тя! Та-ня! Ма-ша!
Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Условно-графической записью моделируется слоговая структура слова.
Затем для анализа можно взять и другие слова, состоящие из двух-трех слогов (ру-ка, кош-ка, ма-ши-на). В дальнейшем вводится понятие «слог», становясь единственным термином в речи учителя и учащихся. Для закрепления значения слова можно использовать такие игры, как угадывание слова по первому или второму слогу.
- Я задумала слово, первый слог его ма. Кто угадает, какое это слово? Учащиеся сами могут называть один из слогов задуманного ими слова, а остальные будут отгадывать его [2, c. 9].
Для закрепления навыка выделения слога и слова можно использовать игры:
Игра "Животные едут в зоопарк"
Цель: Отработка навыка выделения слога из слова.
Оборудование: картинка поезда из трех вагонов, картинки животных.
Ход игры:
Детям говорится о том, что есть животные, которым нужно помочь уехать в зоопарк на поезде. Поезд из трех вагонов. Чтобы помочь животным, детям будет необходимо посчитать, сколько слогов в названии каждого из животных. А затем, в первый вагончик посадить тех, в названии которых один слог, во второй - в названии которых два слога, в третий - в названии которых три слога. Названия животных:
Волк
Лиса
Заяц
Жираф
Слон
Попугай
Игра "Холодильник"
Цель: Отработка навыка выделения слога из слова.
Оборудование: изображение холодильника с тремя полками, картинки продуктов.
Ход игры:
Детям говорится о том, что бабушка сходила в магазин и принесла много продуктов домой. Продукты хранят в холодильнике. В холодильнике три полки. Детям нужно помочь бабушке разложить все продукты на нужные полки. Для этого детям будет необходимо посчитать, сколько слогов в названии каждого продукта, а затем, на первую полку положить те продукты, в названии которых один слог, на второй - в названии которых два слога, на третий - в названии которых три слога. Названия продуктов:
Масло
Колбаса
Сыр
Молоко
Хлеб
Сок
Последним этапом является выделение звуков речи [А], [У], [М], с которых начинается овладение грамотой. Знакомство детей со звуком начинается с выделения слога, состоящего из одного звука, гласного а, который находится в начале слова под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Можно предложить детям игровую ситуацию: «К нам в гости пришла кукла. Как звать ее, знаю только я. Давайте называть имена. Может быть, кто-нибудь угадает, как зовут куклу?» Если в классе есть девочка Аня или мальчик Алик, то проще будет соотнести имена детей и куклы. Дальше работа идет уже по знакомому пути: слово делится на слоги, выделяется первый слог. Учитель объясняет, что этот слог состоит из одного звука. Интонационным подчеркиванием он помогает учащимся услышать нужный звук в слове, а затем произнести его изолированно. Условно-графическая запись звука оформляется в виде кружка или квадрата. Для умственно отсталых детей умение различать звуки по звуковой характеристике являются весьма сложной задачей, поэтому на данном этапе рекомендуется не акцентировать внимание детей на различении гласных и согласных звуков [2, c. 9].
Игры для закрепления навыка выделения звуков из слов:
Игра "Хлопни"
Цель:Отработка навыка выделения звука из слова.
Ход игры:
Учитель: Ребята, сейчас я буду говорить слова. Хлопните, когда услышите слово со звуком [А] / [У] / [М].
Игра "Магазин"
Цель: Отработка навыка выделения звука из слова.
Оборудование: изображение корзины, предметные картинки товаров.
Ход игры:
Говорим детям о том, что мама попросила нас сходить в магазин и купить все продукты, в названии которых есть звук [А]. Предлагаем предметные картинки: арбуз, лук, малина, хлеб, молоко, машинка, юла, мишка и т.д.
Далее все то же самое проводится для звуков [У] и [М].
Игра "Кто больше слов придумает"
Цель: Отработка навыка выделения звука из слова.
Ход игры:
Учитель: Ребята, придумайте как можно больше слов со звуком [А] / [У] / [М].
Ребенок, придумавший наибольшее количество слов на заданный звук получает фишку.
Таким образом, развитие у умственно отсталых учащихся умения слышать и выделять слова, слоги, звуки подготавливает детей к более эффективному обучению грамоте, способствует развитию правильного звукопроизношения и способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.
Список литературы:
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. / В. В. Воронкова - М.: Школа-Пресс, 1995. - 128 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.