Ключевые слова: страховой рынок, страховщики, страховые премии и выплаты, уровень выплат, обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов.
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что страховой рынок является одной из важнейших составляющих финансовой безопасности страны. Без развитого страхового рынка невозможно обеспечить поступательное социально-экономическое развитие государства, безопасное функционирование субъектов хозяйствования, повышение благосостояния населения, обеспечения безопасности различных сфер его жизнедеятельности. Российский страховой рынок оказался в непростой ситуации: темпы прироста взносов сокращаются, убыточность растет, страховщики испытывают колоссальное давление и со стороны других финансовых рынков (волатильность фондового рынка, колебания курсов валют, отзывы лицензий и резкое торможение на банковском рынке). Сложная макроэкономическая ситуация и расширение санкций против России только добавляют неопределенность.
Понятие «страховой рынок» сочетает в себе две неоднозначные категории, а именно – «рынок» и «страхование». Под рынком понимают определенные экономические отношения по поводу купли-продажи, а также систему институтов, которые организуют отношения обмена. Под страхованием, как экономической категорией, понимается определенный вид экономических отношений по поводу организации страховой защиты за счет создания и использования страхового фонда и других фондов и ресурсов страховщика. Используя эти два понятия можно сформулировать подходы к определению страхового рынка: 1) это форма организации экономических отношений в сфере денежного обращения по формированию и использованию страхового фонда и других фондов и ресурсов страховщика с помощью купли-продажи страховых продуктов; 2) сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является страховая защита; 3) это совокупность страховщиков, страхователей, посредников, принимающих участие в реализации страховых услуг.
Общую организационную структуру страхового рынка характеризуют его субъекты и объекты. К основным субъектам страхового рынка относятся: страховщики; страхователи; страховые посредники.
Рис 1. Структура страхового рынка
Объектом страхового рынка являются страховые продукты — специфические страховые услуги, предоставляемые страхователю при выполнении договора страхования (предлагаются на страховом рынке). А перечень видов страхования, которыми может пользоваться страхователь, отражает ассортимент страхового рынка.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования выступает отечественный страховой рынок, использованы статистические данные, опубликованные Федеральной службой страхового надзора, научные публикации, законодательные акты.
Результаты исследования и их анализ
Анализ развития страхового рынка России показал, что замедление роста российской экономики сказалось и на страховом секторе. Так, в 2014 году соотношение страховых премий и ВВП составило 1,39% против 1,3% в 2013 году, но темп роста премий (8,5%) оказался ниже уровня инфляции (11,36%). Объем премий увеличился до 987,78 млрд. рублей, но годовой темп роста премий снизился с 11% до 8,5%.
Показатели развития страхового рынка в Российской Федерации
Виды страхования |
2013 г. |
2014 г. |
Уровень страховых выплат, % |
|||||
Премии, млрд руб. |
Выплаты, млрд руб. |
Премии, млрд руб. |
Выплаты, млрд руб. |
2013 |
2014 |
|||
Добровольные: |
||||||||
Страхование жизни |
84,89 |
12,33 |
108,53 |
14,23 |
14,52 |
13,11 |
||
Личное страхование (кроме страхования жизни) |
208,73 |
103,14 |
219,58 |
110,49 |
49,41 |
50,32 |
||
Страхование имущества |
393,82 |
201,73 |
420,41 |
224,51 |
51,22 |
53,40 |
||
Страхование гражданской ответственности |
29,75 |
7,14 |
37,85 |
10,30 |
24 |
27,21 |
||
Страхование предпринимательских и финансовых рисков |
21,95 |
1,66 |
22,56 |
3,54 |
7,56 |
15,69 |
||
Обязательные (кроме ОМС): |
||||||||
Личное страхование |
18,54 |
16,75 |
17,64 |
17,91 |
90,35 |
101,53 |
||
Страхование гражданской ответственности: |
143,52 |
77,76 |
157,57 |
90,57 |
54,18 |
57,48 |
||
страхование гражданской ответственности владельцев опасного объекта |
9,18 |
0,28 |
6,65 |
0,26 |
3,05 |
3,91 |
||
Иные виды обязательного страхования |
3,67 |
0,25 |
3,64 |
0,71 |
6,81 |
19,51 |
||
ИТОГО по добровольным и обязательным видам страхования (кроме ОМС) |
904,87 |
420,76 |
987,78 |
472,26 |
46,50 |
47,81 |
Рис.1 Уровень страховых выплат по видам страхования за 2013-2014 гг.
На страховом рынке стабильно преобладает добровольное страхование, доля которого в сумме страховой премии составила в 2013-2014 гг. 81,7-81,9%. Наибольшая доля в добровольном страховании приходится на страхование имущества, которое характеризуется высоким показателем уровня выплат – около 52% к уровню премий (Рис. 1). В обязательных видах страхования преобладает страхование гражданской ответственности, доля которого в сумме страховых премий в среднем составляет 16% (в состав которого входит страхование гражданской ответственности владельцев опасного объекта около 1%). Страхование предпринимательских и финансовых рисков является не очень востребованным со стороны страхователей, но для страховщиков – самым рентабельным.
Соотношение страховых выплат и премий в среднем за рассматриваемый период превысило 100%(по личному страхованию-101,53). Из этого следует, что личное страхование является самым убыточным для страховщиков. Также критические значения среднего уровня выплат в добровольные страхования имущества (52,3%) и в обязательном страховании гражданской ответственности (55,8%).
Сохранилась тенденция превышения темпа роста выплат над темпом роста премий[3].
Рис.2. Динамика страховых премий и выплат 2012-2014 гг.
Напомним, что страховщики отработали 2014 год под надзором нового регулятора. Основные задачи, стоявшие перед ним в 2014 году, выполнены – введен институт кураторства, создано управление по защите прав потребителей финансовых услуг, ужесточены требования к качеству активов. Надзор прислушивается к мнению страхового сообщества, эффективность его работы оценивается согласно KPI. В условиях отсутствия внешних «точек роста» внимание страховщиков сосредоточилось на развитии не агентских каналов продаж (банки, нефинансовые посредники, интернет). Удалось частично снять напряженность в сегменте ОСАГО: проведен 1 этап повышения тарифов, введен тарифный коридор, начато внедрение Единой методики расчета ущерба, работает автоматизированная система учета договоров ОСАГО. При этом в 2014 году остались нерешенными системные проблемы – судебная практика не в пользу страховщиков, несоответствие региональных коэффициентов реальной убыточности, к которым прибавился резкий рост стоимости запчастей в результате падения курса рубля. В сочетании с повышением лимитов, введением безлимитного Европротокола можно говорить лишь о временном улучшении. Тем не менее двукратное в течение полугода повышение тарифов по ОСАГО будет одним из драйверов количественного роста рынка [2].
Количество страховых компаний в 2014 году уменьшилось на 20 компаний, причем 2 из них сдали лицензии в связи с присоединением к другим организациям. Если в прошлые годы отзывались лицензии в основном у страховщиков с низкой капитализацией, то в 2014 году - у 8 компаний с капиталом менее 150 млн рублей и у 7 – с капиталом свыше 480 млн рублей. Только 3 общества с отозванными лицензиями входили в первую сотню компаний. Самым крупным страховщиком, закончившим деятельность в 2014 году, стало ЗАО «Евросиб-Страхование» с долей рынка ~0,1%. В итоге на рынке на 31.12.2014 г. осталось 404 страховых и перестраховочных компании. По данным ЦБ РФ, совокупный уставный капитал российских страховщиков составляет 219,94 млрд рублей (на 31.12.2013 г. -210,4 млрд рублей), средний размер уставного капитала- 544,41 млн рублей (на 31.12.2013 г. – 500,88 млн рублей).
Структура страховых премий по каналам продаж в 2014 году аналогична структуре 2013 года, где ведущую роль играют продажи через агентов и кредитные организации, а также прямые продажи без участия посредников. В 2014 года проявилась еще одна тенденция – компании отказываются от агентского канала продаж в сегменте страхования жизни, ограничившись продажами через банки или напрямую в страховых организациях.
Что касается урегулирования убытков, то в 2014 году страховые компании продолжили работать над снижением судебных расходов и повышением качества урегулирования убытков. Доля отказов по отношению к числу урегулированных страховых случаев в 2014 году по сравнению с 2013 годом по всем видам страхования практически не изменилась и составила 1,4%. Наибольшее сокращение доли отказов отмечается в сегменте страхования грузов (с 23,7% за 2012 год до 17,4% за 2013 год и 14,7% за 2014 год) и ДСАГО (с 11,8% за 2012 год до 7,4% за 2014 год). Увеличение доли отказов отмечается в таких активно растущих сегментах рынка как страхование имущества физических (с 7,8% за 2013 год и 9,2% за 2014 год) и юридических (с 12,7% за 2012 год до 14,6% за 2013 год и 17,2% за 2014 год) лиц[4].
В заключении хотелось бы систематизировать прогнозы экспертов страхового рынка. Итак, негативное давление на объем рынка страхования окажут: сокращение продаж автомобилей, сокращение темпов прироста кредитования, стагнация промышленности, сокращение масштабных государственных проектов. Усиление контроля за страховыми компаниями, ужесточение нормативных требований и отток инвесторов из страховой отрасли приведут к дальнейшему сокращению количества игроков на страховом рынке. По прогнозу RAEX («Эксперт РА»), в 2015 году процесс сокращения количества страховщиков на рынке ускорится.
Список литературы:
1. Аксютина С.В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы. Проблемы развития территории № 6 (74) 2014—С115-126.
2. Итоги 2014 года на страховом рынке: трудности выживания . RAEX «Эксперт РА». [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://raexpert.ru/researches/insurance/ins_2014_itog/
3.Обзор основных итогов развития страхового рынка РФ за 2014 г. Росгосстрах [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.fa.ru/chair/priklsoc/Documents/2014_I_M.pdf
4.Страхование в Российской Федерации [Текст]. Сборник статистических материалов за 2014 год. Под ред. И.Ю.Юргенса, А.А.Цыганова – М., «МАКСС Групп», объединенная редакция журналов «Организация продаж страховых продуктов» и «Управление в страховой компании», Богородский печатник, 2015 г. – 242 с.
5. Федотенко С.А. Современное состояние страхового рынка РФ / С.А. Федотенко // Вестник ОмГАУ. – 2012. - ;№. – 1(5)С.. 81-85.