СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Полинова М.В. 1, Аксенов С.И. 1
1НГПУ им. К. Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы. Исследуемая тема является актуальной в связи с потребностью более интенсивного реагирования системы образования на вызовы времени, в частности, на социальные заказы к ранней профессиональной ориентации и профессионализации обучающихся. В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «О неформальном образовании», как указывает ряд авторов [2,4], потребности и способности старшеклассников в профессиональном ориентировании должны найти отражение не только в воспитательном процессе, реализуемом в образовательной организации, но и в структуре неформального образования, которое реализуется в детско-молодежной среде. Исследованиями проблем организации профориентационной деятельности занимается ряд ученых[1,2,3,5,7,8,9].

Цель исследования: Определить потенциал молодежной среды в отношении организации профориентационной деятельности и выявить специфику работы педагога в рамках этой деятельности.

Как показало проведенное нами исследование, наиболее действенными формами профориентационной деятельности в детско-молодежной среде являются следующие:

  1. Неформальное общение подростков и юношества с представителями различных профессий. В таком общении молодые люди получают неформальные сведения о профессии, в комфортной среде могут задавать профессионалам интересующие их вопросы.

  2. Диалог в молодежной среде по проблемам образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Здесь как правило на первое место выступают индивидуально-личностные критерии выбора профессии, часть из которых является неадекватными современному социальному развитию. В эту деятельность может включиться педагог, в косвенной свободной беседе корректируя возникающие у молодых людей критерии оценки профессий.

  3. Взаимодействие в социальных сетях, в частности, в группах определенной профессиональной принадлежности. Здесь большое значение имеют персоналии – носители той или иной профессии.

  4. Обсуждение в молодежной среде художественных произведений (книг, фильмов, роликов), и информационных источников (интервью, ток-шоу, новостные программы и каналы, СМИ). В этом случае роль педагога должна быть в акцентировании внимания молодых людей на обсуждение профессиональных проблем и в заинтересованности педагога в результатах этого обсуждения.

  5. Выполнение учениками бытовых трудовых обязанностей приводит их к мысли о выборе профессии, где были бы отражены те виды деятельности, которые выполняются ими в быту или в молодежной среде [6]. В этом случае обучающиеся анализируют свои склонности выбирают профессию по сходности или, напротив, непохожести, на домашние (бытовые) виды деятельности. В любом случае, эта работа развивает работоспособность и трудолюбие молодых людей.

Приведенный рейтинг отражает специфику профориентационной деятельности педагога в условиях детско-молодежной среде и позволят учитывать потенциал неформального образования в профориентационной работе.

Литература

  1. Антипьева А.Г., Захаров Н.Н. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития. Вестник Прикамского социального института. Гуманитарное образование. 2012. №2 (5). С.20-25.

  2. Вардуни Т.В. Содержание естественнонаучного образования в стратегических планах ЮНЕСКО

  3. Ефимова И.Ю. Веремеенко О.О. Современные инновационные технологии в организации профориентационной работы. – Современная педагогика. – 2014. - №6 (19). – С. 7

  4. Колобова С.А. Политическое значение международной стандартизации в гражданском образовании. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Серия: Международные отношения, политология и регионоведение. – 2009. - №1, С. 231-241.

  5. Кустов. Ю.Ф. Профориентация учащихся в социуме. – Монография/ Ю.А. Кустов, В.Н. Жирнова, С.В Стацук., М-во образования и науки Российской Федерации, Волжский ун-т им. В.Н Татищева. Тольятти, 2008.

  6. Савич О.В. Профориентационная деятельность организатора по работе с молодежью в условиях современного промышленного предприятия. – Международный научный студенческий вестник. 2015. - №5 (часть 4). – С. 321-327

  7. Солодков С.С. Демченко А.Р. Польянов М.П. Профориентация в системе непрерывного образования.- Профильная школа. – 2013. Т.1. - №4. – С. 40-46

  8. Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация. – Высшее образование в России. - 2007. №5. С. 75-77.

  9. Феоктистов Т.В. Профориентация в системе высшего образования как инструмент содействия переходу «учеба-Работа». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет. Москва,

4

Просмотров работы: 546